Александр Солдатов: «Если снится музыка, лечиться надо»
Азы профессии он получил у Профессора Лебединского
- У МЕНЯ был хороший друг Иван, сейчас он работает в студии в Германии. Приезжает он ко мне в армию, вызывает на КПП. А служить мне оставалось всего два дня буквально. «Саня, - говорит, - нам срочно нужен барабанщик. Надо быстренько записать Леху Лебединского».- Это тот Профессор, который грозил «убить лодочника»?- Да, но тогда он был просто Леха. В общем, за два дня до дембеля мы записали с ним программу.- Александр, как правильно тебя представить? Кто ты по должности в иерархии Дома офицеров и «Северного сияния» в частности?- Звукооператор и аранжировщик звукозаписывающей студии Дома офицеров.- Саша, так получилось, что ты широко известен в узких кругах, я имею в виду, прежде всего, музыкантов. Ты не часто светишься на публике, так сказать, боец невидимого фронта. Ты связал свою жизнь со звуком и музыкой. Каким оказался твой путь к профессии?- Окончил восемь классов в общеобразовательной третьей школе. Потом поступил в Архангельское музыкальное училище, но перед этим года два занимался у Владимира Кремера, человека достаточно известного в городе.- Конечно, все отлично знают этого шоумена.- Перед тем, как стать шоуменом, он был барабанщиком в группах «Диапазон» и «Поморы». По его «наводке» я и поступил в училище на отделение ударных инструментов к Борису Ивановичу Барсову. После учебы - армия, служба в военном оркестре при Ленинградском высшем военном училище связи. Вернулся домой и начал работать в Доме офицеров.- Когда женился?- Сразу же после армии.- Супруга тоже северодвинка?- Да, в личной жизни у меня все до банальности просто.- На какой стезе она?- В смысле - где работает? Скажем так, она - «моя прекрасная няня». Если без шуток, то находится в отпуске по уходу за ребенком.- Саша, согласись, что музыка - это волшебство, какая-то тайна на уровне подсознания. А как она рождается? Как пишутся аранжировки? Существует партитура, написанная композитором. А как она расцвечивается? Какие духовные силы требуются для этого, и сколько этих сил надо?- Знаешь, Сань, поступая в музыкальное училище, я в принципе не знал, как подойти к фортепиано. Ноты-то, я конечно, знал, перед учебой играл на ксилофоне. В училище есть обязательная дисциплина - общий курс фортепиано. Я прошел его у Зои Валентиновны Вострых. Она привила мне интерес и любовь к этому полифоническому инструменту. Барабаны - это моно, звук определенного тембра. Фортепиано меня захватило, поразила сама возможность импровизировать с аккордами. Потом стал «снимать» музыку известных исполнителей, мюзиклов. Скажем, «Чикаго», «Земля, ветер, огонь»...- Что значит - снимать?- Раньше не было компьютеров и синтезаторов. Просто включал магнитофон и начинал на слух подбирать. Партия бас-гитары, партия скрипки, партия тромбона... То есть звук для меня как бы расслаивался на составные. Когда я стал этим заниматься, тогда и зародилось во мне то, что я сейчас делаю. Теперь аппаратура позволяет все делать одному, используя виртуальные инструменты.- Саша, рабочий у станка отстоял с восьми до пяти и - свободен, как ветер. А люди творческих профессий находятся как бы постоянно под гнетом своих мыслей, идей, эмоций. Насколько для тебя силен этот гнет, насколько он сладок или горек?- Знаешь, вне работы я люблю тишину. Дома не слушаю радио, не смотрю телевизор. Разве что иногда загляну на «Муз-ТВ». А в студии - обычная работа. Есть задача, надо ее выполнять, невзирая на хочу - не хочу. Нужна аранжировка, значит будет. На Музу рассчитывать не привык. Дома от музыки отдыхаю, абстрагируюсь. Звучит где-то на кухне, и бог с ней.- В связи с этим следующий вопрос. Ты человек молодой, современный, творческий. Что тебя радует и что огорчает в российской эстраде? Для меня в ней много непонятного.- Знаешь, Сань, для меня тоже. Есть коллективы, которые я могу слушать с удовольствием. Не жду эфира, а иду и покупаю компакт-диск. В принципе мне нравится Земфира. Есть много хороших джазовых коллективов, но их по телевизору не показывают. Интересных иностранных групп очень много.- Саша, думаю, что музыкантам и сны должны сниться музыкальные. Какой из них был самым страшным?- Ну, вопросик. Если уж и ночью будет музыка сниться, пиши пропало. Лечиться тогда надо. Бог пока миловал. За пределами ДОФа музыка для меня закрыта, я от нее отдыхаю.- В одной популярной не так давно песне есть слова: «В жизни, как известно, нет гармонии, в музыке только гармония есть». Насколько в твоем понимании правомерно такое суждение? Неужели наша жизнь так беспросветна и сера?- Полностью не согласен. Я нужен, востребован, и от этого мне уже хорошо. У меня жена, дом, дети, любимая работа, за которую платят деньги. Разве это не гармония?- Если бы в жизни гармонии не было, может, и музыка была бы не так важна?- Нет, для меня музыка очень важна.- Твой любимый праздник в году? Только не надо сразу про День Военно-Морского Флота. Об этом я и так догадываюсь.- Сань, честно тебе скажу, Новый год не очень люблю. Ждешь его, ждешь, загадываешь желание, строишь планы, а праздник прошел, и ничего не сбывается. Тем более, что по роду работы я постоянно встречаю Новый год вне дома, отдельно от семьи. Это очень плохо, но зарабатывать-то надо. Любимый праздник - когда я могу спокойно с семьей побыть. Или друзья нагрянут в дом.- Александр, человеку свойственно жить не только сегодняшним днем, но и завтрашним - какие-то планы, мечты, надежды. Каковы они у тебя? Что хочется еще сделать?- Хочется сделать нормальную человеческую студию, пусть даже «проджиг-класса». Чтобы было хорошее помещение для вокалистов, для оператора. В итоге, я думаю, так и будет. А планы мои зависят от «Северного сияния», от начальника ДОФа Олега Ивановича Булюктова и руководителя ансамбля Андрея Николаевича Дмитриева. Они ставят передо мной конкретные задачи.- Саша, фонограммы, записанные тобой, звучат, в том числе, и по центральным каналам телевидения. Были ли когда-нибудь у столичных профессионалов претензии к качеству твоей «продукции»?- Такого я не припомню. Как-то приехали на съемки «Виктории». Мы привезли с собой минусовую фонограмму, голоса здесь не писали. Звукорежиссер передачи, работающий с фонограммами в студии, был очень занят работой с другими исполнителями, которые вообще приехали «без звука». Тогда я сам записал вокальные партии ребят, и съемка прошла без сучка без задоринки. У режиссера оценка была краткой: «Все отлично». Вообще-то опыт записи был у меня и до того, как я занимался аранжировками.- Саша, спасибо, что нашел время для встречи с нашими читателями. Подобные беседы принято завершать вопросом о планах на будущее и добрыми пожеланиями. Но мы пойдем другим путем. Помнишь начало фильма «Чайковский»? Маленький мальчик бежит по комнатам, закрыв уши руками. Его давит еще не придуманная им симфония. В тот момент я понял, что музыка - это не просто удовольствие, но и достаточно жестокая вещь. Хотел бы ты, чтобы твои дети продолжили твое дело и связали жизнь с музыкой?- Пусть они выбирают сами свою судьбу. Флаг им в руки. Сын к музыке относится пока спокойно, но думаю, что именно - пока. Ну, а о дочке говорить рановато.- В каких они возрастах?- Девчонке у меня два с половиной годика, а парню уже тринадцать.- Александр, еще раз спасибо, и пусть по жизни тебя всегда сопровождает удача и душевный комфорт.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!