Корабельная сторона
Номер от 20 марта 2007 г. Крейсерова соната Алексея Винника
|
|
Она прозвучала в Молотовске, на Белом море и Северном флоте. Соната - музыкальное произведение, состоящее из трех-четырех частей различного темпа и характера. Вот так и в судьбе контр-адмирала Алексея Григорьевича Винника присутствовали крейсера, каждый со своим послужным списком, флотской биографией и, смею заверить, характером, хотя и не мной это замечено - у каждого корабля он свой.
ПЕРВЫМ же был «Мурманск» - легкий артиллерийский крейсер проекта 68-бис, который строили корабелы молотовского завода № 402. Молодой лейтенант Алексей Винник в 53-м с отличием окончил Высшее Севастопольское училище имени П.С. Нахимова, а потому имел законное право выбирать, где служить. Это сейчас, по образному выражению известного адмирала Анатолия Штырова, «выпускные лейтенанты норовят прошмыгнуть мимо корабельных трапов». Лейтенанты 50-х были иными, и Винник выбрал корабли и Северный флот.Его направили в Молотовск - принимай, моряк, башню главного калибра на новейшем крейсере. А крейсеру было всего несколько месяцев от роду - его днищевые конструкции стояли на стапеле цеха 50, и о башне главного калибра еще и речи не шло. И командира у корабля еще не было. Поэтому первых офицеров «Мурманска» поначалу «приписали» к командованию крейсера «Молотовск», на котором уже завершались заводские работы.В новогоднюю ночь на 1 января 1954-го лейтенант Винник впервые вышел начальником патруля на улицы Молотовска. Конечно, не знал он тогда, что наш город в его судьбе станет особенным. И вовсе не потому, что здесь создавался его первый корабль. Здесь родилась большая и дружная семья Винников. Супруга Алексея Григорьевича, в ту пору она работала в заводском конструкторском отделе, оказалась из рода потомственных корабелов, который вел свою профессиональную стезю от «Красной кузницы», и были там и те, кто трудился на заводе № 402 со дня закладки самого первого корабля.Помнится, однажды в письме Алексей Григорьевич ностальгически рассказал мне о том, что ему особенно памятно: ДИТР строителей, куда молодые офицеры бегали на танцы, драмтеатр, спортзал на улице Советской, где познакомился он со своей будущей супругой, а тогда - Лирой Дьяконовой, загс на проспекте Беломорском, дом на Лесной, где теща кормила его кулебяками, и, наконец, роддом на Пионерской, где появились на свет их дочки... Иным словом, есть что вспомнить с теплом на сердце.Ну а служба? После «Мурманска» в биографии Винника был еще и артиллерийский крейсер «Чапаев», а также большой противолодочный корабль «Сообразительный», который по сравнительной классификации под стать крейсерам, ракетный эсминец «Гремящий»... Так что, прежде чем на паркете штабов появиться, Алексей Григорьевич по палубам находился, и не с берега море видел, а с корабельного мостика, и вкус моря познал, и силу его испытал. И море его тоже испытало, за что он ему, верно, благодарен. Ведь, когда контр-адмирал Винник приезжает в Северодвинск, обязательно выходит к ягринскому прибою, чтобы принять в ладони частицу беломорской волны и умыться ее водой - это как ритуал благодарения своей офицерской молодости.И сегодня контр-адмирал в отставке Винник продолжает службу Отечеству - он помощник директора Института управления безопасного развития атомной энергетики РАН. На прошлой неделе ему исполнилось 75 лет. «Корабельная сторона» присоединяется к искренним поздравлениям в его адрес. Здравия вам желаем, товарищ контр-адмирал!
|
|