60 лет назад десятки боевых кораблей Северного флота отправились в последний путь - на дно у острова Кильдин
На прошлой неделе еженедельник «Наша версия» опубликовал любопытное сообщение - на дне Кольского залива находятся остатки 120 судов. Много лет металл их корпусов и механизмов корродирует, загрязняет воды, затонувшие корабли представляют опасность и для судовождения. Вместе с тем, федеральные власти не выделяли средств на очистку залива с 1995 года, хотя акватория федеральная. По предварительным расчетам, стоимость судоподъемных работ составляет около миллиарда рублей. У областных властей таких средств нет...К СОЖАЛЕНИЮ, в этой информации не говорится, что это за суда, каким образом и в какое время нашли они здесь свое последнее пристанище. Однако сам факт нахождения такого количества затопленных кораблей, скажем так - в одной точке, думаю, удивит многих, а иные дотошные историки, возможно, припомнят события лета 1956 года, когда близ Кильдина в течение трех суток отправились на дно десятки военных кораблей...Сила обязательствЕсли быть точным, первым из ленд-лизовских кораблей на дно у Кильдинского плеса лег большой охотник БО-229 - из числа тех, что поставляли нам во время войны американцы. 7 декабря 1944 года этот корабль под командованием старшего лейтенанта В. Романова нес дежурство на входе в Кольский залив. Здесь его подстерегла вражеская подлодка U-997 (по другим данным - U-957). Немецкая торпеда буквально расколола советский корабль пополам. Большинство моряков погибли...А еще через одиннадцать с половиной лет, уже в мирное время - с 28 по 30 июня 1956 года, в воды у кильдинского плеса один за другим погрузились еще... 32 таких же больших охотника за подлодками класса «Sea Chaser», 2 малых охотника, 24 торпедных катера и несколько других кораблей - все американского производства. Их затопили, как указано в документах, «в силу выполнения договорных обязательств перед союзниками».Представить картину потопления в одном месте за трое суток такого количества кораблей лично я затрудняюсь. Но факты упрямая вещь: было! Следует напомнить: по ленд-лизу боевые корабли поставлялись американцами и англичанами нашему обескровленному войной флоту начиная с 1942 года. Это были фрегаты, минные тральщики, большие и малые охотники, торпедные катера... Северному флоту были переданы также линкор и крейсер, эскадренные миноносцы. Последние из боевых кораблей ленд-лиза, кстати, прибыли в СССР уже после 9 мая 1945 года, причем в большом количестве. Крупные корабли - линкор и крейсер - наши вернули вскоре после войны. А вот остальные...За одиннадцать послевоенных лет «американские корабли», те, что уцелели в ходе войны, оказались разбросанными по всему нашему Северу - от Архангельска до Лиинахамари. Одни продолжали ходить в море, другие были разоружены и переоборудованы в корабли другого назначения. Например, в брандвахтенные или же разъездные суда. Несколько бывших охотников и катеров с наиболее изношенными корпусами и механизмами наши моряки разобрали на запчасти, а еще несколько, как говорится, «оставили до лучших времен».Остров БревенникК таким относились 20 американских кораблей - 10 больших охотников и 10 торпедных катеров, летом 1947 года оказавшихся в Архангельске. Здесь оформили документы на их отстой, а сами корабли подняли на стенку. Где именно, сказать не берусь. Известно, правда, что такая база для отстойных судов и кораблей была организована на острове Бревенник (район Маймаксы), но Бревенник, как знаем, остров большой.Потомственный архангельский моряк А.И. Пустошный однажды поделился со мной: «Со слов родителей мы знали, что те самые корабли с Бревенника во время войны побывали в самых горячих переделках, а потому нам, мальчишкам, было непонятно - отчего их, настоящих морских вояк, вдруг взяли да и вытащили на берег, да еще и куда-то упрятали...»Действительно, кораблям из архангельской группы отстоя во время Великой Отечественной крепко досталось. В особенности торпедным катерам. Удалось разыскать послужные списки всех десяти катеров, и только у ТК-210 не нашлось конкретных боевых заслуг, все же остальные имели на счету потопленные корабли или суда противника. Еще труднее сказать, на какой срок их ставили здесь на консервацию, для каких целей берегли, ведь с каждым годом корабли технически и морально устаревали. Но совершенно ясно: вовсе не для того, чтобы летом1956-го тащить всю эту постаревшую флотилию больших охотников (торпедные катера разобрали на запчасти) из Архангельска к мурманскому Кильдину и топить их.- Если откровенно, корабли те мы от союзников припрятали, - признался ветеран Северного флота капитан III ранга в отставке И.И. Мазаев. - Конечно, знали, что придет срок возвращать, но ведь с возвратом не очень спешили. А что у Кильдина потопили, так, видать, американцы нас тогда действительно дожали...В других качествахЕсли говорить о припрятанных от бывших союзников кораблях, то к их числу, вероятно, можно отнести и те, что со временем были разоружены и эксплуатировались в ином качестве. Известно, скажем, что два малых охотника американского производства - СК-526 и СК-527 использовались сначала в Соловецкой школе юнг, а потом были переданы как разъездные и посыльные катера - один в бригаду эсминцев Северного флота, а другой - военным летчикам. Оба они не попали в списки на уничтожение 1956 года.Или вот еще один пример. Рассказывают, что и знаменитый адмиральский катер «Орленок», на котором главкомы Северного флота много лет и после 1945 года принимали парады на рейде Североморска, был переоборудован из американского катера.Старые мурманские моряки должны помнить еще два ленд-лизовских корабля, долгое время служивших на Севере, - военные морские буксиры МБ-39 и МБ-40. Первый впоследствии носил названия «Водолаз» и СБ-37, а второй - СФ-22 и МБ-3. Построенные американской фирмой «Comissy Lewischston» по знаменитому проекту 368 «АТА», они относились к аварийно-спасательной службе Северного флота, достаточно долго ходили по морям: первый из буксиров разделали на металл в 1966-м, второй - в 1970-м. Вероятнее всего, от печального финала охотников и торпедных катеров у Кильдина их спасло то, что оба они в ленд-лизовских ведомостях значились как суда вспомогательного флота, а не боевые...За все ли заплачено?Что же это за «договорные обязательства», по которым мы вынуждены были разом усеивать дно кораблями американского производства?Осенью 1945 года наши союзники по антигитлеровской коалиции впервые поставили вопрос об оплате грузов ленд-лиза, сначала, если так можно сказать, гражданской их части: автомашин, тракторов, транспортных судов, паровозов и т.п. Потом зашла речь и об оплате военных поставок. По разным причинам переговоры по этому вопросу затягивались, а затем в связи с известными осложнениями и разрядками в международных отношениях велись с переменным настроением. Иногда дело даже доходило до угроз американцев вынести спор на рассмотрение международным арбитражным судом. После смерти Сталина очередная попытка заставить Советский Союз расплатиться привела, в частности, к тому, что мы все же взяли на себя обязательства вернуть США часть техники - группу кораблей и судов. Они передавались американцам в Киле (Германия), Стамбуле (Турция) и Майдзуре (Япония). А еще несколько десятков из них решили уничтожить на местах под контролем американских инспекторов.Если говорить о масштабах последнего, то ничего подобного в истории Российского флота не было, ведь судьбу затопленных на Кильдинском плесе кораблей Северного флота разделили такие же бывшие «американцы» и на Тихом океане: в те же дни, с 28 по 30 июня 1956 года, десятки их легли на дно Татарского пролива и близ Находки.Последний путь- Как именно все происходило: открывали кингстоны, подрывали зарядами, расстреливали артогнем, - не знаю, но переполох по штабам и техническому управлению флота, помнится, был большой, - вспоминал И.И. Мазаев. - Сами посудите, каких усилий, затрат стоило стянуть столько кораблей в одну точку... К тому же их еще нужно было освидетельствовать, списать - а это, поверьте, огромная рутинная работа, и затем еще подготовить к той же буксировке...- Не все корабли, вероятно, находились на ходу, и некоторые из них привели к месту затопления на буксире, - вспоминал А.Н. Черкасов, ходивший в ту пору на судах военной гидрографии. - Мы как раз делали промеры на входе в Кольский, когда встретили три небольших каравана: буксиры от вояк вели на хвостах кто два, кто три бывших американских кораблика... Почему это запомнилось? Старпом наш ходил когда-то на таких, он и связался с вахтой на буксирах: «Куда, ребята, охотничков тащите?» - «Хоронить у Кильдина...» - «Так железо больно хорошее для похорон». - «Начальникам виднее, а у них хозяин-барин - американцы...»Старпом наш потом еще долго чертыхался.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!