Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 19 февраля 2009 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 19 февраля 2009 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

История пропавших «Пешек»

Версия для печатиОтправить статью другу
Слухи о немецких базах в нашем тылу не были такими уж беспочвенными. Горожане старшего поколения, вероятно, помнят, что в самом начале войны в Молотовске был сформирован истребительный батальон. Вооруженные винтовками бойцы батальона патрулировали улицы, следили за светомаскировкой, были готовы отразить атаку вражеского десанта. Одной из важнейших в боевой деятельности батальона в августе-сентябре 1942 года стала операция по прочесыванию ближних к городу островов дельты Северной Двины.

В КОНЦЕ лета 1942 года участились налеты немецкой авиации на Архангельск. По городу поползли слухи о якобы заброшенных на острова Двинской дельты вражеских диверсантах, их причастности к налетам на город. Бойцы молотовского батальона прочесали приморские острова между Мурманским и Никольским рукавами, но никаких следов лазутчиков не нашли. Впрочем, как выяснилось уже после войны, слухи о немецких базах в нашем тылу не были такими уж беспочвенными.

Медвежья услуга

Русским Севером Германия заинтересовалась еще во время 1-й Мировой войны. В 1915 году в восточный сектор Баренцева моря был послан германский вспомогательный крейсер «Метеор», команда которого наряду с выполнением боевых задач вела в российской полярной зоне гидрографические исследования. В 1931 году правительство СССР разрешило пролет с якобы научными целями немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» над мысом Канин Нос, Новой Землей, землей Франца-Иосифа, Северной Землей и Диксоном. Во время полета велась тайная аэрофотосъемка некоторых наших островов и проливов.

В сентябре 1939 года СССР и Германия заключили договор о дружбе и границах. В результате осенью 1939 года в порту Мурманска скрывался от англичан известный немецкий лайнер «Бремен». Экипаж «Бремена» открыто собирал информацию об условиях судоходства на трассе Севморпути. Тогда же немцам было разрешено построить в Западной Лице военно-морскую базу, названную «База Норд».

Эта база использовалась Германией при оккупации Норвегии в апреле 1940 года. Летом 1940 года советские ледоколы «Ленин», «Сталин» и «Каганович» провели по трассе Севморпути с запада на восток немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Командир судна, капитан 1-го ранга Р. Эйссен, один из лучших гидрографов Германии, во время рейса собирал сведения о ледовой обстановке, погодных условиях, навигационном оборудовании трассы и прочее. К слову, тайно проведенный по Севморпути фашистский рейдер «Комет», пиратствуя в Тихом и Индийском океанах, потопил или захватил в качестве приза 9 английских торговых судов.

Таким образом, к моменту нападения на СССР командование Кригсмарине имело вполне достоверные сведения об условиях мореплавания в русских арктических морях. Сосредоточив в базах оккупированной Норвегии крупные соединения флота и авиации, Германия в 1942 году развернула широкомасштабные боевые действия против полярных конвоев союзников. Конвои с грузами ленд-лиза охранялись, в основном, кораблями ВМС Великобритании, которые в первой половине 1942 года на северном театре военных действий понесли серьезные потери. Погибли крейсеры «Эдинбург» и «Тринидад», эсминцы «Атабеле» и «Пинджаби». Не вернулась из похода польская подводная лодка.

В июле 42-го немецкие флот и авиация буквально растерзали конвой PQ-17, следовавший в северные порты СССР. Из 34 транспортов конвоя в порт назначения прибыли лишь 11 судов. В сентябре из 40 судов конвоя PQ-18 погибли 13. В августе-сентябре жестким бомбардировкам подверглись порты Мурманска и Архангельска.

В августе фашистская рейдерская группа в составе тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и двух подводных лодок вторглась в Карское море. Еще три вражеские субмарины прикрывали участников набега, контролируя проходы в Карское море у западного побережья Новой Земли, фашистские рейдеры потопили пароходы «А. Сибиряков» и «В. Куйбышев», а также буксир и две баржи, перевозившие заключенных «Норильсклага». Вместе с баржами погибли 305 человек. Артиллерийскому обстрелу подверглись две полярные радиостанции и порт Диксон.

Командование Северного флота было вынуждено принять меры по противодействию противнику в Карском море. Была усилена артиллерией Новоземельская морская база, активизирована воздушная разведка, к мысу Желания и в прилив Карские Ворота отправлены подводные лодки, часть ударной авиации перебазирована на практические аэродромы.

Пе-3, не долетевшие до цели

В начале ноября 1942 года с аэродрома «Ягодник» под Архангельском взлетели два дальних истребителя Пе-3. В качестве пассажира на одном из них летел начальник штаба Беломорской авиагруппы полковник Ф. Попов, направленный на арктическую базу для руководства действиями авиации в Карском море. Однако в пункт назначения самолеты не прибыли. Оба истребителя исчезли в бескрайних просторах полярной тундры. Экипажи самолетов и пассажир числились без вести пропавшими.

Летом 1986 года в Архангельской тундре геологи обнаружили разбитый советский самолет. Было очевидным, что он лежит в тундре со времен войны. О находке сообщили в авиаполк, базировавшийся под Архангельском. В 1988 году группа военных летчиков вышла к погибшему самолету. Оказалось, что это двухмоторный двухместный дальний истребитель Пе-3, «Пешка», как называли его военлеты. В кабине покоились останки трех летчиков. Сохранились документы, личные вещи и оружие. Как выяснилось позже, это был один из тех двух Пе-3, стартовавших в ноябре 1942 года с аэродрома «Ягодник». Осмотр выявил и причину гибели самолета. В обшивке и других элементах конструкции обнаружились крупнокалиберные пулевые пробоины. Пулеметами такого калибра были вооружены немецкие истребители. Но откуда над далекой тундрой мог взяться немецкий истребитель? Штурманские расчеты показали, что точка гибели «Пешки» лежит на пределе радиуса действия немецких истребителей. Значит, стартовав с аэродрома в Северной Норвегии и долетев до названной точки, немецкий летчик должен был буквально в считанные мгновения обнаружить и поразить цель. Потеряй он в полете лишнюю минуту - и ему просто не хватило бы горючего для возвращения на базу. В реальности такое идеальное стечение обстоятельств маловероятно.

В глубоком тылу

Логика подсказывала, что где-то поблизости, в нашем тылу, у немцев должен был быть аэродром «подскока». Летчики провели аэрофотосъемку подозрительных участков, и на фото в районе Окулова озера проявилась прямоугольная площадка, очень похожая на аэродром. Направленная в этот район экспедиция действительно обнаружила тайный аэродром Люфтваффе с выстланной стальными пластинами взлетно-посадочной полосой, с полуразрушенными аэродромными постройками и оборудованием. Но осталось тайной, когда и как немцы построили эту военно-воздушную базу.

Впрочем, этот аэродром вовсе не был единственным секретным объектом, построенным фашистами в нашем глубоком тылу. Как свидетельствует историк Северного флота капитан 1-го ранга Б. Вайнер, в 1942 году в бухте Кембридж на Земле Франца-Иосифа немцы создали секретную базу. Немецкие подводные лодки заряжали здесь аккумуляторные батареи, получали последние разведданные. На базу залетали дальние разведчики. Кроме того, на Новой Земле в 25 километрах от мыса Желания отстаивались фашистские подводные лодки. В июле 1942 года летчики Михельсон и Сурин обнаружили вражеские субмарины в губе Белушья, где до прихода наших сил они также имели отстойный пункт.

Кто знает, может быть где-то в закрытой бухте дальнего арктического острова или в медвежьей глуши архангельской тайги время тихо разрушает до сих пор не найденные тайные базы Кригсмарине или Люфтваффе. По крайней мере, теперь ясно, что поиск бойцами молотовского истребительного батальона немецких баз на дальних островах не был надуманной операцией.

Лев САМЫЛОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Я - болельщик!  |  Шапочка не главное!  |  Роднина пальнула в небо  |
Факты и комменты   Афган: двадцать лет спустя  |
До востребования   Красный галстук, «Пестрая лента»…  |  Будьте здоровы. И вежливы  |  Мечта музыканта  |  Солдат и учитель  |  Не быть свиньей и соблюдать законы  |
Справочное бюро   В вечернем Северодвинске  |  Богослужения на седмице  |  Спортивная афиша  |  Это плохо пахнет  |
Спроси не поленись   Хотим разменять квартиру  |  Нам бы попроще  |  Акции или просто бумага?  |  Да не соя, а СОЭ!  |  Стал бомжем домовой  |  Оплата бесплатного?  |  Избавьте от общения!  |  Есть ли у нас флот  |
Черная полоса   Международное ДТП  |
Среди людей   Если надо – уколюсь!  |  Сходи да подставь руку  |
День за днем   Трудная и опасная профессия  |
Город у моря   Календарик «Вечерки»  |  РТР о Севмаше  |  Двойное пополнение  |  Целебные свечи  |
Эмоция недели   Дело личное  |
Общество   История пропавших «Пешек»  |  Без ПАЗитива  |  А слышно, что...  |  Собери свой корабль  |  Самые умные  |  Чтобы трагедия не повторилась  |  «Северная неделя» в Москве  |  Если бы мэром был…  |  «Leo» в долгах  |  Люди пути  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2009
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com