в том, что зарплата у водителя не растет
Aвтобус в нашем городе - больше, чем автобус. Он стал символом непрерывной борьбы. Кондукторы борются с «зайцами» - требуют оплаты проезда. Водители воюют с директором ПАТП, требуя достойной зарплаты. Ну а директор сражается с чиновниками, требуя, в свою очередь, погашения долгов и повышения тарифа. Эта многогранная борьба развернулась столь широким фронтом, что для описания всех перипетий транспортникам впору выпускать собственный информационный еженедельник.Уже добрых полгода трудно найти номер областной или городской газеты, в котором не рассказывалось бы о проблемах северодвинских транспортников. Главный герой обычно один - руководитель ПАТП Сергей Неумывако. Этакий правдоискатель и страдалец, задавленный гнетом налогов, долгов и мизерным тарифом. Другой вопрос, откуда у этого бедного человека столько денег, чтобы постоянно публиковать статьи о себе? Или и вправду сия тема так интересна, что все СМИ постоянно обсасывают ее, причем только с одной позиции - позиции г-на Неумывако?Песню Сергея Николаевича подхватил и профлидер ПАТП Павел Воробей. «Мэрия Северодвинска никак не участвует в судьбе подведомственного предприятия», - заявляет он со страниц газеты. Развивая эту мысль, Павел Федорович вспоминает муниципальные долги прошлых лет за перевозки льготников (сейчас компенсация льгот лежит на областном бюджете, и к июлю ПАТП задолжали уже более 30 млн рублей). Долги муниципалитета действительно были, был и график их погашения. Более того, он исправно выполнялся вплоть до 2002 года.Последние два года городской бюджет не платил ПАТП по этому графику, хотя оставался должен еще 8,5 миллиона. Почему? Потому что предприятие стало работать с прибылью. Город просто не забирал из этой прибыли ту часть, которая ему положена, ведь ПАТП - предприятие муниципальное. Нет, конечно, можно было бы поступить и так: дать из бюджета, скажем, четыре миллиона, а потом забрать их из прибыли опять же в бюджет. Но у кого от этого в карманах прибавится? А случись так (тьфу-тьфу), что ПАТП отработает текущий год с убытками, что делать? Скорее всего - рассчитывать на поддержку бюджета. Даже не потому, что муниципалитет что-то должен, а потому, что это муниципальное предприятие, и город кровно заинтересован в его работе. Второе обвинение администрации Северодвинска в том, что власть проявляет равнодушие к нуждам автопредприятия, звучит вообще странно: «прошлой осенью финансисты мэрии «зажали» шестирублевый тариф», - пеняет П. Воробей.Вот горожане, к примеру, не считают, что им следовало бы платить за проезд в автобусе шесть рублей еще с прошлой осени, а не с этого лета. В силах мэрии было не допустить преждевременного повышения тарифа, и она не допустила этого. С 1 января право устанавливать транспортные тарифы перешло к областной администрации. Руководству Северодвинского МПАТП удалось убедить область в необходимости повышения. Скорее всего, цена поднялась бы и в случае, если бы ее устанавливал город. Но поднялась бы именно этим летом - когда необходимость такого шага назрела, но никак не прошлой осенью, как того хотелось бы директору ПАТП.Громогласные заявления руководства автопредприятия по поводу борьбы с «чиновничьим произволом» вполне объяснимы. На директора и профлидера давит трудовой коллектив. Люди требуют повышения зарплаты, недовольны тем, что их заставляют работать сверхурочно. Директор вынужден оправдываться и указывать на «истинно виновных» - мэрию, которая бездействует. Постойте, а что она должна сделать? Первое и самое главное дело - мэр назначил директора ПАТП, Сергея Неумывако, непосредственно отвечающего за все финансовые дела предприятия. Второе - мэрия обеспечила сделку по приобретению в лизинг автобусов под залог муниципального имущества. Какая еще поддержка требуется? Целевые дотации на зарплату? А как к этому отнесутся другие предприятия, организации и учреждения, которые тоже имеют множество проблем, но не так крикливы? К примеру, что подумает молодая учительница, которая сегодня получает меньше кондуктора? А ведь школа тариф на свои услуги повысить не может.Другое дело ПАТП, зарплата его работников напрямую зависит от качества и количества перевозок горожан. Впрочем, в стоимость билета закладывается не только зарплата водителя или кондуктора, но и та часть прибыли, из которой предприятие приобретало в лизинг автобусы, берет деньги на развитие материальной базы. Северодвинское ПАТП отработало с прибылью последние два года, при пятирублевом тарифе за проезд (хотя директор называл эту цену убыточной). Уже тогда (кто мешал?) часть доходов можно было направить на увеличение зарплаты. Если этого не произошло, то объяснение тому одно: руководство предприятия не сочло нужным позаботиться о своих работниках. Вот и все. И не следовало бы ответственность за социальную напряженность, возникшую в коллективе, перекладывать на мэрию.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!