Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 9 января 2003 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 9 января 2003 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Автономка на «отлично»

Версия для печатиОтправить статью другу
Так, на мое удивление, оценили один из походов АПЛ К-19

Было это в 1971 году. К-19 вышла из Гаджиево на боевую службу в северную часть Атлантики. В том походе лодкой командовал капитан 2 ранга В.П. Логинов, его заместителем по политической части, или замполитом, являлся капитан 2 ранга Б.Д. Веремьюк. С нами отправился и контр-адмирал Н.С. Борисеев, командир нашей дивизии.

КОНЕЧНО, плавание проходило скрытно, и здесь, чтобы несведущий читатель понял ряд моментов, сразу же поясню: скрытность - непременное условие для подлодки, выполняющей боевую задачу, тем более для ракетоносной лодки, какой являлась К-19. Практически, если противник подлодку обнаруживает, весь поход теряет всякий смысл, и такая ситуация справедливо расценивается как срыв боевой задачи. Скажу, что в те годы у командования имелись веские основания для беспокойства, поскольку наши атомные лодки были достаточно шумными, несмотря на все старания конструкторов. Причем шумность не только демаскировала лодку, но и мешала ее акустикам слышать противника. Особенно сильные помехи создавали работающие турбины, насосы, ряд других агрегатов, наконец, винты, а потому кормовые курсовые углы оказывались самыми сложными для прослушивания. Вот в этом кормовом секторе и мог притаиться противник, чтобы незаметно следить за «глухой» лодкой.

Поначалу все складывалось нормально. Но как только мы прошли траверз исландского мыса Стокнес на так называемом Фареро-Исландском рубеже, акустики обнаружили первые «сюрпризы»: непонятные «щелчки», похожие на посылки работающих гидролокаторов. Мы знали, что на мысе Стокнес работает шумопеленгаторная станция, и первое, о чем подумали: американцы применили какую-то техническую новинку для обнаружения наших лодок. Однако, найдя в «Руководстве для плавания подлодок в северной части Атлантического океана» соответствующее упоминание, решили, что щелчки могут издавать крупные скопления креветок. Но подсознательно беспокойство все же оставалось: а вдруг под «шумы» креветок замаскирована работа радиолокаторов?

Довольно часто акустики докладывали о шумах винтов, и каждый раз мне приходилось рассчитывать элементы движения цели (ЭДЦ): курс, скорость, а также данные для безопасного расхождения с ними. Затем я снимал кальку с планшета нашего маневрирования и подшивал в особую папку. Поскольку доклады акустиков об обнаружении судов были, как правило, внезапными, штурманам приходилось все время быть начеку. Планшет, секундомер, специальная палетка, прокладочный инструмент - все они были «на товсь».

А теперь представьте картину: замполит объявляет политинформацию для офицеров в... 10-м, концевом, отсеке. Когда акустики что-то обнаруживали, по трансляции раздавалось: «Штурману срочно прибыть в центральный». И тогда приходилось начинать «бег с препятствиями» через семь задраенных отсеков. Путь неблизкий, и обычно, пока доберешься до центрального, ценное время уходило. Хорошо, что годы тогда были мирные, а случись что-либо серьезное, все офицеры лодки могли оказаться в 10-м отсеке, как в ловушке. Однако наш замполит, видимо, считал иначе. Вообще, замполиту на лодке принадлежало немало подобных «новаторских идей», которые затем украшали его отчеты о партийно-воспитательной работе в условиях боевой службы. Идиотизм их был очевиден, но командир реагировал на слова офицеров странно: «Хорошо. Я поговорю с ним», - и дальше все оставалось по-прежнему. Логинов не хотел обострений с замполитом.

Зато у начальства наш замполит был на хорошем счету, и для этого имел целую систему «приемов». Например, узнавал у вахтенного час, когда уходящий спать адмирал Борисеев намеревался встать, и тут же распоряжался, чтобы вахтенный разбудил его на полчаса раньше адмирала. Вот и получалось, как Борисеев ни проснется, а Веремьюк уже на ногах. Адмирал все изумлялся: и когда же вы отдыхаете, Борис Демьяныч?!

Но вот однажды акустик с тревогой доложил: по пеленгу... шум работающей турбины. Я оказался на месте и сразу приступил к определению ЭДЦ. По изменению пеленгов выходило - атомная лодка! При этом у всех находившихся в центральном отсеке побледнели лица. Через некоторое время пеленги, что называется, стали топтаться, и, наконец, мы убедились: лодка ушла. Все облегченно вздохнули. Адмирал Борисеев тоже вышел из оцепенения: «Командир, в вахтенный журнал ничего не записывать». Мне же приказали изобразить на планшете простое типовое маневрирование. Так и сделали. Кальку «липового» маневра подшили к остальным, но тревога все же закралась в душу, ведь неизвестная лодка, возможно, давно уже следила за нами, быть может, со времени тех самых «креветочных» щелчков...

Точно в назначенное время мы вошли в район боевого патрулирования. Началась привычная работа подводного ракетоносца. Раз в сутки, причем в ночное время, мы всплывали под перископ для сеанса связи, во время которого только и могли получить команду на применение ракетного оружия. Поэтому на каждый такой момент мы готовили ракеты и лодку к стрельбе. Это означало: определить как можно точнее место, уточнить поправку курсоуказания и провести предстартовую подготовку, чтобы с получением сигнала оставалось лишь нажать стартовую кнопку. Если команды не поступало, все затем приводилось в исходное положение и сохранялось до следующего всплытия.

Только раз в сутки на сеансе связи мы получали возможность определить свое место в океане. Для этого имелся замечательный астронавигационный перископ «Сегмент», который позволял измерять высоты и азимуты сразу двух светил. Прибор обслуживался расчетом из трех операторов, которые просто обязаны были иметь не просто хорошую подготовку, а отличную. Я, кстати, и сейчас горжусь тем, что наш расчет был именно таким: место мы определяли по четырем звездам за 10 минут при нормативе 30 минут, а однажды установили рекорд - за 6 минут!

В автономку нам навязали одного молодого лейтенанта, курда по национальности, обладателя огромных усов и большого семейства, которое он сразу же после училища перевез с собой в Гаджиево. Непонятно, чем он так очаровал политотдельцев, но замполит дивизии однажды заявил: «В нем мы видим будущего командира подлодки». Офицеры были просто в шоке, потому что на поверку лейтенант оказался, уж извините, невероятно тупым, и ему ничего нельзя было поручить. Каково же было наше удивление, когда уже в море он заявил, что пошел в автономку для того, чтобы отработать навыки при работе на «Сегменте»! Такие навыки нужно отрабатывать либо на тренажере, либо на лодке, стоящей у пирса, но никак не во время боевой службы. Иными словами, к «Сегменту» мы его не подпускали: не имели права, да это было и небезопасно. Тогда он пожаловался адмиралу, и тот приказал... специально задерживаться под перископом для обучения лейтенанта! Нам пришлось приставить к лейтенанту старшину из штурманских электриков, чтобы тот в случае чего просто бил его по рукам. Получив данные, горе-подводник полдня затем решал астрономическую задачу и наносил место на карту, мы указывали ошибки, а он еще полдня их исправлял.

Но более всего рабочую обстановку на лодке портил замполит, досаждая всем своей партийной абракадаброй. Однажды я зашел на пульт главной энергетической установки. Два офицера-управленца меня даже не заметили: так увлеченно конспектировали они какую-то партийную статью! Признаться, я даже опешил: боевая служба, подводное положение, реактор работает, за приборами никто не следит, а рядом Америка! Оказалось, замполит наш решил устроить партийный семинар не где-нибудь, а именно в районе боевой службы, и несчастные офицеры обязаны были прийти к нему с конспектами.

Наконец мы получили «добро» на возвращение в базу, но не успели выйти из района, как пришло донесение: американский авианосец «Саратога» с группой сопровождения следует в Испанию. Срочно достали генеральную карту и стали думать-гадать, где и как пройдет этот авианосец? Была вероятность, что курсы пересекутся, и тогда нашу шумную лодку вполне могли обнаружить. Думали, думали и решили ничего не менять, идти по плану своего перехода.

Следующее тревожное радио получили уже на подходе к Фарерским островам: авианосец «Эссекс» с кораблями охранения проводит учение. Его координаты лежали как раз впереди по пути нашего следования. Что делать? Помнится, во время Цусимы адмирал Рожественский, зная о поджидающей его японской эскадре, отдал печально известный приказ: во что бы то ни было держать прежний курс! А вот почти через 70 лет после этого наш адмирал Борисеев поступил так же, велел идти прежним курсом. Через некоторое время акустик доложил о том, что наблюдает слабые сигналы гидролокаторов. Сомнений не было: курсом 270 на нас двигался «Эссекс» и его корабли. Мы проложили на карте полосу просматриваемой ими поверхности и убедились, что находимся в ее пределах. Тактически задача по выходу из такой ситуации решается просто: корабль с максимальной скоростью должен лечь на курс, перпендикулярный этой полосе, и уйти. Таким был курс 180 градусов. Командир утвердил его, а рулевой выполнил его команду. Но тут в штурманскую рубку зашел адмирал и с циркулем в руках стал анализировать обстановку: «Почему вы легли на 180 градусов?» Я объяснил. «Нет. Вы неправильно рассчитали курс, - заключил Борисеев. - Нужно ложиться на курс 120». Я пытался доказать, что этот курс приведет лишь к затягиванию маневра выхода по времени, и нас обнаружат. Адмирал не сдавался. И тогда я решился на последний довод: «Товарищ адмирал, я только что с отличием окончил Высшие классы, меня учили лучшие штурманы Советского Союза...», но Борисеев прервал меня: «А я, может быть, лучший адмирал Советского Союза! Держать курс 120!»...

Прошло уже много лет, а я и сегодня уверен, что нас тогда обнаружили из-за неграмотности адмирала. Почему же тогда смолчал командир, ведь он полностью был согласен с моими расчетами? Думаю, по той же причине, отчего не возражал и замполиту: Логинов готовился к поступлению в академию. К слову, в академию он успешно поступил и, окончив ее, стал адмиралом. Сейчас живет в Израиле...

Мы шли курсом 120, по счислению разошлись с авианосной группой, легли на свой генеральный курс. Адмирал Борисеев ликовал! В назначенное время стали готовиться к сеансу связи. Приготовились. Все как обычно. Всплываем. Но едва антенна радиолокационного наблюдения лодки вынырнула на поверхность, радиометрист буквально закричал: «Работает самолетная РЛС, сигнал опасный!» Сыграли срочное погружение. Через какое-то время попытались снова всплыть, и то же самое! Наконец всплыли на резервный сеанс связи, и опять! Теперь уже самому бестолковому трюмному стало ясно, что нас обнаружили и преследуют. Еще через 10-15 минут последние сомнения развеял акустик, доложив о работе гидролокатора прямо по курсу.

Мы изменили курс с намерением оставить гидролокатор по левому борту и таким образом избежать обнаружения, но вскоре акустик доложил: «Работает гидролокатор № 2 с правого борта», и почти следом: «Работает гидролокатор № 3 прямо по курсу». Едва мы уклонились от третьего гидролокатора, как появился гидролокатор № 4. Стало ясно, что нас взяли в кольцо. Вокруг лодки постоянно располагались три гидролокатора. Угловое расстояние между ними было 120 градусов - нас «слушали» американские вертолеты. Как там выглядел «самый лучший адмирал», я не видел: едва успевал наносить на планшет отметки. Мы меняли курс, скорость, глубину, выстреливали имитационные патроны, но ничего не помогало! Уйти на максимальную глубину, которая, возможно, позволила бы оторваться, не было возможности: на лодке уже «не держали» клапаны и текли сальники...

Американцы с позором гоняли нас почти 6 часов. Какое-то время адмирал Борисеев следил за маневрами, а затем плюнул и ушел в курилку. Начальником РТС у нас был лейтенант Петушко, очень способный офицер. Вот тогда он и предложил выпустить не один, а сразу четыре имитационных патрона. Так и сделали. Только после этого сигналы гидролокаторов стали уверенно смещаться за корму и вскоре вообще затихли. Так, с большим трудом, мы оторвались от преследования, хотя и мелькала мысль: быть может, американцам просто надоело нас гонять, они отработали задачу, попрактиковались и пошли дальше по своим делам.

Дальше, вплоть до возвращения в базу, никаких происшествий с К-19 не было. Самое удивительное для меня, что за ту автономку мы получили от командования оценку «отлично»!

Ким КОСТИН, капитан 3 ранга в отставке, бывший штурман АПЛ К-19



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   У «вольников» свои приемы  |  «Однофамильцы» против Ленина  |
Культура   Посланник ацтеков  |  Рождественские грезы Потаповой  |
Сотрудники   А в это самое время...  |  Привет из Гузнищево  |  «Золотое» Рождество  |  Один раз в год...  |
Происшествия   Подъезд. Горит мужчина  |  Все спокойно, не считая мордобоя  |  У опасной черты  |
Экономика   Кто что сказал..  |
Политика   Не любые хороши дороги  |
Северодвинск   Сергей Апрелев – консультант блокбастера «К-19»  |
Россия   Автономка на «отлично»  |
Общество   7 пятниц на неделе  |  Читательские письма, отклики, размышления  |  Рождественский Сочельник  |  Новогодняя бомба у мэрии  |  А слышно что..  |  Рождественское послание  |  ...И поскакал!  |  Кинотеатр из тарелки  |  «Убей меня, Вовка!»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2003
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com