Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 15 августа 2002 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 15 августа 2002 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Ягринские самураи

Версия для печатиОтправить статью другу
О том, как корабелы «Звездочки» работали на японской верфи «Сумитомо»

Что и говорить, мандраж имел место: одно дело собирать гребной винт в условиях родной «Звездочки», а другое - на японской верфи. Во-первых, свойства металла очень коварны. А во-вторых... Да леший знает, отвечают ли самурайские зубило и молоток нашим требованиям к орудию производства?

Началось все с того, что Ижорский завод задержал северодвинскому предприятию «Звездочка» поставку литья. Из этого литья в цехе номер два должны были сделать гребной винт. Весом - 70 тонн. Его заказчиком являлась финская фирма «ABB AZIPOD» (один из основных деловых партнеров «Звездочки»). Предназначался же винт для танкера, который строили финнам японцы (у себя в Японии).

И вот, по вине Ижорского завода, срок сдачи винта «Звездочка» не выполнила. Поэтому-то «зарубежной команде» - она сформирована из высококвалифицированных кадров специально для работы с иностранными партнерами - пришлось осуществлять сборку винта не в Финляндии, как это делалось много раз, а непосредственно в Японии, о чем никто и думать не думал.

- Хельсинки - это уже освоенная территория,- позволяет себе похвастаться Андрей Прокудин, бригадир слесарей механосборочных работ. - В фирме «АZIPOD» мы чувствуем себя, как дома. Нам там полностью доверяют: совершенно спокойно дают ключи от рабочих помещений, джойстик от подъемного крана... Процесс сборки винта финны практически не контролируют. Принимают только конечный результат.

- А в Японии?

- Там был кошмар: каждое наше действие рассматривалось под лупой, за спиной постоянно стояли какие-нибудь проверяющие... Винт же сфотографировали во всех возможных и невозможных ракурсах. Один рабочий залез в ступицу и щелкал фотоаппаратом, буквально распластавшись по стенкам. Разве что рентгеновский снимок не сделал. Хотя и это не факт.

К слову сказать, в масштабах мирового судостроения около 25 процентов гребных винтов производятся на российских верфях. Северодвинская «Звездочка», в частности, делает судовые винты для Италии, Германии, Америки, Великобритании, Норвегии: от пограничных кораблей до туристических суперлайнеров, бороздящих Карибский бассейн.

...Приземлились в одном из аэропортов Токио - Нарита: красивом, светлом, просторном... Лайнеры выруливают на взлетную полосу буквально вереницей и каждые две минуты взмывают в небо...

- Оружие, наркотики есть?..

Коронная фраза таможенника всем напомнила известный монолог Задорнова. Очень захотелось пошутить: мол, конечно, есть. Еле сдержались - все-таки представляли интересы предприятия.

- С какой целью приехали в Японию?

- Бизнес трип... Сборка судового оборудования на верфи «Сумитомо»...

В прищуре над марлевой повязкой заиграла ирония: похоже, теперь захотелось пошутить таможеннику.

Кстати, по поводу марлевых повязок. В Японии в них ходят многие. Особенно в период цветения сакуры, которое у жителей городов все чаще стало вызывать аллергию. Объясняют это тем, что иммунитет нации серьезно подорван: как атомными взрывами, так и безудержным техническим прогрессом.

Империя техно

Встречал северодвинских корабелов представитель верфи «Сумитомо» Тошио Хара. Он приезжал в Северодвинск и запомнился тем, что пепел с сигареты стряхивал в портативную пепельницу. В нее же помещал окурок и клал в карман.

Как настоящий японский менеджер Тошио Хара все делает тщательно, без суеты. Он приветлив, дружелюбен и в то же время совершенно ненавязчив. Ненавязчив настолько, что изначально вообще встречать русскую делегацию не планировал. Отправил по электронной почте карту железных дорог - путеводитель в 48 листов и - милости просим.

Александр Ильинцев ему, конечно, отписал, мол, будем в Японии первый раз, одним добираться как-то неуютно.

- И тем не менее, - не устает удивляться Александр Ильинцев, - подходим мы к кассам, Тошио покупает билет себе, потом предлагает то же самое сделать нам и... уходит покурить.

Мы, хотя виду не подали, поначалу все же растерялись... Слава Богу, что в Японии кассиры прилично говорят по-английски.

Попутчиками в электропоезде оказались четверо японских пацанов. Они уселись, достали каждый свой компьютер и всю дорогу бились в какую-то игрушку. «Вот она, электронная империя!..» - умиленно переглядывались простые северодвинские парни... Вот только пейзажи империи выглядели как-то странно. Точнее - они отсутствовали вовсе. Складывалось впечатление, что поезд едет по одному огромному городу, у которого нет ни начала, ни конца.

«Вот закончился Токио, - комментировал Тошио Хара. - А это уже Иокогама». Но как он определял границы, никто из наших так и не понял: между городами не было ни лесов, ни полей, ни деревень. При этом архитектура мегаполисов была совершенно одинаковой.

Итак, Иокогама. По японским меркам - город небольшой: всего-то(!) 3 миллиона жителей. Народу - толпы! Машин - море! А по воздуху летают... автобусы.

- Стоим мы как-то в баре, - с воодушевлением Мюнхгаузена вспоминает Андрей Прокудин, - потягиваем пивко. Бар - обращаю внимание - находится на восьмом этаже. Поворачиваю случайно голову в сторону окна - и чуть не падаю... Мимо проезжает автобус... Бедные люди, нигде-то им от техники спасу нет!..

Электронный горшок

- Вова!

- Василич!

- Александр!

- Юрик!

В гостинице, только-только расселившись по номерам, все одновременно кинулись к телефонам:

- Парни! Вы в тубзике были?! Что с этим делать?!.

На этот раз электронная империя действительно впечатлила. И озадачила. Пришлось разбираться, каким образом можно воспользоваться... компьютеризированным унитазом.

Но наши высококвалифицированные кадры принцип действия электронного горшка постигли довольно быстро. Эмпирическим путем было установлено, что операций он выполняет много. Поэтому самое главное - не перепутать кнопочки, задавая программу.

Также очень милой показалась в гостинице идея с белыми тапочками. Надпись гласила: «эти тапочки специально для вас, очень просим воспользоваться ими...» Все, конечно, дружно решили, что лучшего подарка теще и придумать нельзя!

Город под землей

Верфь «Сумитомо» находится в пригороде Иокогамы - Иокосуке, население которого - 200 тысяч (небольшой такой японский рабочий поселок). Добираться до него из Иокогамы надо 1,5 часа на метро. Или на бесплатном автобусе, который возит работников верфи. Если на него не опоздаешь (отправляется очень рано). И если влезешь.

Метро в Японии - это в буквальном смысле город под землей: с общепитом, магазинами, банками, ресторанами, театрами... И с безукоризненным соблюдением расписания движения поездов: составы прибывают и отправляются секунда в секунду.

Железнодорожные ветки (их огромное количество) обслуживаются как муниципальными, так и частными компаниями. Поэтому до места назначения можно добраться самыми разными способами. Из-за чего наши ребята в первый день очень хорошо поплутали и... потратились: в японском метро время - деньги. Стоимость билета зависит от расстояния.

Маршруты поездов сообразительные северодвинцы научились распознавать следующим образом: на табличке зеленый фон и черные иероглифы - значит, экспресс, белый фон и красные иероглифы - на нужной станции не останавливается, зеленый фон и белые иероглифы - делает много остановок. Ничего, привыкли быстро.

Тем более что спросить, как проехать, там всегда есть у кого. На каждой станции стоят блюстители порядка: в синей униформе, белых перчаточках. Перед приходом поезда они оживленно жестикулируют: сигналят о чем-то толпе.

- Один раз, - вспоминает Андрей Прокудин, - мы обратились к такому регулировщику за помощью. А он отвечать стал как-то не очень уверенно. Тут же подбежал его напарник, видимо, старший по званию, отчитал своего подчиненного за непрофессионализм и всё нам любезно и подробно объяснил.

Единственное, что в японском метро утомляет - это очереди. Несмотря на то, что на станциях как минимум десять автоматических касс - в каждую стоит человек по пятнадцать.

Зато билеты покупать удобно. Кладешь в автомат любую купюру, указываешь кнопочкой количество билетов - и все! При входе на линию автомат компостирует билет, а при выходе - сверяет, правильно ли оплачен проезд.

Вообще, автоматов на улицах в Японии полно. Вода, кофе, чай, кока-кола, пиво, сигареты... И я не видел, чтобы автомат чего-то недодал. Причем бросаешь в него, не считая, горсть мелочи - и он сам разбирается, сдачу тебе сдать или еще денег попросить.

После дождичка в пятницу

- К сожалению, ваш винт пока не пришел, - сказали нам на верфи «Сумитомо» в день приезда. - Приносим извинения.

Ну надо же, думаем, и здесь бывают неувязки!..

- Сразу на душе потеплело?

- Не то чтобы..., - улыбаются ребята, - просто сняли с японского предприятия ореол безупречности. И стало комфортнее. Кстати, хорошо, что все так сложилось. Потому как нас тут же попросили составить график работы на КАЖДЫЙ день и список инструментов и оборудования для КАЖДОГО вида работ. Вот напряг-то!.. Нюансов ведь - море!.. Потом всю неделю пришлось работать строго по этому плану. Слава Богу, мы его выполнили!..

Как утверждают наши очевидцы, страсть к расписанию в Японии распространяется даже на прогноз погоды:

- Представьте, нам говорят, мол, работать будете в доке, под открытым небом.

- У нас шпатлевка, - объясняем, - надо минимум 15 градусов выше нуля и без дождя...

Менеджер тут же приносит сводку погоды на неделю: 15 - 17 градусов, без осадков, дождь будет только в пятницу до обеда... И ведь так оно и случилось!..

Что еще показалось непривычным? Утро на предприятии начинается с общей зарядки. Представьте: пикает 8 часов, по радио сразу - тинь-титинь-дилинь - веселенький такой маршик звучит - и вся верфь вываливает на улицу.

- Корабли, опять же, японцы лепят - будь здоров! Пока мы неделю собирали винт, они на 50 процентов слепили корпус танкера. 600-тонный трейлер (он управляется «лентяйкой») только успевал из цехов в док подвозить огромные части корпусов. Но если по большому счету, то никакой супермеханизации и компьютеризации мы на верфи не заметили. Честно сказать, унитаз в гостинице нас впечатлил больше.

Театр сборки на языке жестов

Сборка гребного винта - это в большей степени ручная работа. Зубилу и молотку в этом процессе роль отводится далеко не последняя. И еще шпателю: именно этим инструментом (практически чайной ложкой) 150 килограммов шпатлевки выкладывают вокруг тех мест, где лопасти стыкуются со ступицей - для придания обтекаемой поверхности. Ну чем не сотворение скульптуры?!

С японскими корабелами наши парни общались на языке жестов. Большого труда это им не составило. Дело в том, что в «гребном» цехе «Звездочки», по традиции, работает много людей с ослабленным слухом. Поэтому система общения без слов там отшлифована временем. Японцы же, плюс ко всему, отсутствием слуха не страдали. И когда шла работа с краном, они очень быстро научились кричать слово «все!».

- Андрей устроил там настоящий театр пантомимы, - не без гордости вспоминает Александр Ильинцев. - Он восседал на ступице и дирижировал процессом: движениями головы, рук, ног и туловища показывал, кому, когда и что надо делать. Действо свое Андрей еще и озвучивал. И один из наших японских коллег, наблюдая за Андреем, время от времени застывал на месте с открытым ртом.

- Вообще, японцы народ очень наблюдательный. Иногда нам казалось, что эта их наблюдательность становится патологической: до того напрягали постоянные фотографирования и взгляды за спиной. В конце концов, нам это надоело, и мы решили немного пошалить. На бумагах, где Вовой-Колдуном (Владимиром Малкиным) были расписаны элементарные расчеты пропорций эпоксидки, взяли да пририсовали от балды квадратные корни и логарифмы. Когда пошли на обед, бумаги специально положили на видное место: раз, думаем, такие любопытные - пусть покумекают...

Зубило - оно и в Японии зубило

- Говорят, чтобы узнать страну, надо прожить там минимум год. Вы были в Японии только 10 дней. Понятно, что для выводов это не срок. Но для потрясений иногда хватает и меньшего времени...

- Да вот, как-то не потрясло...

- А может, что-то не совпало с вашими представлениями об этой стране?

- Ну, японская церемониальность, например. Это просто красивый образ. На самом деле, люди там, как и у нас, всюду спешат и толкаются в транспорте. Женщины ходят не в кимоно, а в джинсах. И так же много курят - прямо на улице... Да, еще очереди!.. Там же всюду очереди!.. В парке отдыха мы отстояли на аттракционы 2 часа. А чтобы попасть на священную гору Фудзияма, очереди надо ждать 3 месяца.

В сакэ, опять же, мы разочаровались. Ну что это за самогонка: всего 16 градусов! В Японии, кстати, ее никто и не пьет. Это чисто символический национальный напиток. Как сказал наш знакомый финн, представитель фирмы «ABB AZIPOD», лучше русской водки, борща и пирожков ничего нет. И мы с ним согласились.

- А у меня, - резюмирует Андрей Прокудин, - абсолютно все совпало!.. Я всегда говорил, что в Японии много японцев. И что зубило и молоток - это инструменты на все времена!

Инна САВЧЕНКО



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Кубок области уехал в Коряжму  |  По пенальти!  |  Играли до захода солнца  |  - Отлично, Григорий! - Нормально, отец!  |
Культура   «Усатова меня тихо ненавидела»  |
Сотрудники   потом пришла боль... потом пришла грусть...  |
Происшествия   Уйти с добычей не успели  |  У опасной черты  |  Курит хозяин - страдает диван  |  Сегодня хоронят Льва и Василия  |  Постояла за честь сковородкой  |  «Саперы» дают показания  |
Экономика   Было ваше - станет наше  |  Здесь же люди живут  |
Северодвинск   Кто что сказал..  |  «Агиней» идет Россией  |  Ягринские самураи  |
Общество   У домашнего «мартена»  |  А слышно что...  |  Председатель, который пишет стихи  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2002
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com