Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 26 марта 2002 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 26 марта 2002 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Детские игры в гениев

Версия для печатиОтправить статью другу
Карьеру сделает, скорее, добрый, а не умный

Вот мы говорим: все дети если не гениальны, то талантливы - точно! Спорить с этим практически бесполезно хотя бы потому, что, во-первых, деток своих мы все равно любим и бесталанными оболтусами видеть не хотим просто из принципа. А, во-вторых, кто ж проверит, все ли талантливы, или только некоторые?

Рассуждать о детских талантах со знанием дела могут, разумеется, педагоги. Ирина Гуляева, руководитель северодвинского клуба интеллектуального творчества «Черный квадрат», работает с детьми, отроками и юношами шестнадцать лет. Срок, для того чтобы молодежь понять и прочувствовать, немалый. К тому же Ирине Сергеевне в жизни ее педагогической несказанно повезло. Она работает с лучшими, наиумнейшими. Дети из «Черного квадрата» ежедневно штудируют учебники, атласы и справочники, а потом приходят со своими знаниями на клубные игры в «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». Им нравится. Эти только начинающие интеллектуалы не хватают «двоек» на школьных уроках, а коли хватают, то сугубо «из принципа». Их не беспокоит инспекция по делам несовершеннолетних, их не вытаскивают из подвалов. Они дети, о которых можно только мечтать.

- Ирина Сергеевна, как, на ваш профессиональный взгляд, о таких детях мечтают родители? И вообще, многих, в том числе меня, мучает вопрос: можно ли вырастить умного, одаренного ребенка, или главное слово в этом вопросе скажет природа?

- Девяносто процентов - природа, наследственность, десять - старания родителей и педагогов. А что касается взращивания гениев и талантов... Меня в последнее время мучает другой вопрос.

- Какой же?

- Предлагаю как бы невзначай спуститься с небес на землю.

- Принято.

- Так вот. Для того чтобы водить автомобиль, нужно сдать на права, чтобы поступить в институт, нужно сдать экзамены. То есть нужно доказать право на вождение машины, высшее образование и прочее. Единственное, на что не нужны документы или какие-либо доказательства, так это на то, чтобы стать родителем. На мой взгляд, необходима хоть какая-то внутренняя готовность и решимость в этом деле: «Да, я могу что-то дать своему ребенку. Я могу обеспечить его, накормить, обуть, одеть и вырастить более или менее благополучным».

- То есть?

- Будучи мамой двоих детей, педагогом, работающим с развитыми, одаренными детьми, я прихожу к, казалось бы, простому выводу. Благополучие - это здоровье. Думаю, со мной согласятся люди, имеющие определенный жизненный опыт. Здоровье физическое - один из самых важных факторов в жизни. Больной человек не может развиваться как гармоничная личность. Но и обратная ситуация ни к чему хорошему не приводит. Мы часто наблюдаем здоровых, накачанных молодых людей, так называемых «быков», у которых мозги «ампутированы» при рождении. Поэтому самое простое, что можно предложить будущему и думающему родителю, - это не полениться узнать, как общаться с ребенком с первого дня его жизни. Просто сходить в магазины и библиотеки и взять книжки. Их сейчас много, в них масса рекомендаций на тему: когда и с чего начинать интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

- Одно время, да и сейчас, наверное, тоже, молодые родители штудировали Спока.

- Я не любительница Бенджамина Спока. Считаю, что для нас, россиян, его методики не подходят. Спок - западная, я бы сказала, жестокая педагогика. Лучше почитать тех же Никитиных. Замечательная добрая семейная педагогика.

- Многие родители думают, что, чем раньше они начнут развивать свое дитя, тем умнее и талантливее оно вырастет. Так ли это?

- Это абсолютное заблуждение. Никогда и никому раннее развитие не гарантировало хорошего результата - высокий IQ (коэффициента интеллекта) в будущем. Если ваш ребенок в семь лет показывает высокий IQ для семилетнего, то, при условии постоянного развития, и в двадцать и в тридцать лет уровень его интеллекта будет высок. Сообразно возрасту. Он не будет ниже, если вы им действительно занимались, но не будет выше. Это гарантировано, потому что такие скачки биологически невозможны. Но если интеллект ребенка ниже среднего уровня, то он обречен на «троечное» существование. Хотя это не означает, что такого ребенка не нужно развивать. Нужно. К нему должно быть несколько иное отношение.

- А именно?

- Нужно выяснить, почему низкий IQ? Может быть, ребенок болен? Слух, зрение, в конце концов - психологические проблемы.

- Ирина Сергеевна, есть мнение, что многие сильно больные дети от рождения вроде как гении. Вы с этим сталкивались?

- Это очень ошибочное мнение. Больные, скажем так, физически ограниченные, дети не умнее и не глупее, они абсолютно такие же. Просто их интеллект развивается в соответствии с их физическими возможностями. Я уже говорила: либо интеллект есть, либо его нет.

- Интересно, а как дети попадают в ваш «Черный квадрат»?

- По двум основным принципам: первый - я умный и хочу это доказать себе и другим, второй - я сомневающийся в себе и ищу нишу для деятельности. Со второй категорией ребят работать сложно, у них есть определенный психологический барьер. Мол, я знаю, что я ничего не знаю и буду это специально демонстрировать либо скрывать. В общем, дети!

- Скажите, что происходит с детским интеллектом в последние годы? Корректна ли такая постановка вопроса вообще?

- Корректна, и ставить этот вопрос, я считаю, необходимо, и лучше громко. Пусть на меня никто не обижается, но последние три-четыре года уровень детского интеллекта стал катастрофически падать. Планка интеллектуально одаренных сейчас несколько ниже.

- Почему?

- На мой взгляд, тому есть несколько причин. Во-первых, огромный рынок развлечений, огромное количество призывов расслабить мозги, которые затем в кучу собрать сложно. Потом - неправильное отношение к компьютеру, неверное восприятие школы, страх перед будущим. Ведь еще несколько лет назад наши дети не предполагали, что поступление в институт - это вопрос родительских денег. Есть и другие причины, но они не столь явные, наверное.

- А к компьютеру-то какие претензии?

- Да это, честно говоря, основной бич нашей молодежи. По крайней мере, у северодвинцев. У нас дети относятся к компьютеру как не к средству, а как к цели, как к дорогостоящей игрушке. В материальном плане - да, он стал доступен, а в интеллектуальном - увы...

- Мне кажется, что не должно сейчас быть проблем с обучением в школе. Известны все сильные или, наоборот, слабые. Школы, опять же, работают по разным программам. Выбирай, коли не лень.

- Проблема в другом - современная школа не воспринимается как единственно возможное и нужное средство для получения знаний и поступления в вуз. Мол, школа - это аттестат, а институт - то же плюс репетиторство. У детей, и даже у взрослых и умных людей на уровне подсознания зиждется мысль, что для достижения цели не нужно прилагать никаких усилий, кроме материальных. Старо как мир, но ум за деньги не купить.

- Ум не купить, на дискотеки не ходить, в «стрелялки» не поиграть. Как ребенку жить-то? А, уважаемые взрослые?

- Запрещать дискотеки не нужно. Хотя психологи считают, что запреты полезны.

В десять лет ребенок начинает осознавать личное «я». Он сам оценивает мир, жизнь окружающих, своих родителей. Жестко, критически. Примерно до шестнадцати лет он будет развиваться автономно и независимо от вашего взгляда на его жизнь. Поэтому в его жизнь вы будете вмешиваться только тогда, когда он сам этого захочет. Достаточно жестокое природное явление, но с этим нужно смириться. В такой период влиять на развитие интеллекта ребенка тоже очень трудно.

- И как с этим бороться?

- Культивировать в семье определенный, изначально положительный жизненный стиль. Если мама-папа читают, читает ребенок. Если музыкой или живописью занимаются - и ребенок, скорее всего, займется. Его жизненное пространство в этот сложный период времени должно быть заполнено чем-то хорошим. Природа не терпит пустоты. Если в семье пусто, то и у ребенка в жизни, в голове пустота.

- Ирина Сергеевна, верно ли, на ваш взгляд, утверждение о том, что дети могут нормально развиваться лишь в полной семье?

- Я не вижу разницы. На самом деле, знаете, мне в последнее время больше нравятся дети не столько интеллектуально развитые, сколько добрые. Таких детей сейчас очень мало. Буквально несколько человек запали в мою душу за последние десять лет.

- Вот как?!

- Да. Их принимают в любой компании, к ним тянутся, они большего достигают в жизни, делают карьеру быстрее упертых книгочеев. Любящим родителям не стоит упорствовать в тренировке только детских мозгов. Ребенок должен бегать на лыжах, драться, мыть за собой посуду. Выпестованный интеллектуал - это опасно. Он инфантилен, на него, как правило, нельзя полагаться в решении серьезных жизненных вопросов. С ним лучше не ходить в походы, потому что всю работу придется делать самому.

- Поэтому...

- Поэтому с ребенком лучше просто нормально общаться, почаще разговаривать, особенно с мальчиками. Замкнутые дети в большинстве своем - мальчишки. И это не проблема ребенка. Чисто физиологически они устроены так, что не могут выразить словами свое эмоциональное состояние, а необходимость в этом имеется.

Берешь и сам тестируешь

Нет ничего сложного в том, чтобы определить коэффициент интеллекта человека. Сделать это можно самостоятельно, при помощи имеющейся в магазинах литературы. Если в книгах по психологии встречается аббревиатура КИ - это то, что вам нужно.

Если вы не смогли найти тесты, обратитесь к школьному психологу. Он, кстати, подскажет, как отреагировать на полученный результат.

Мера давления определена наукой

Запрещать ребенку делать то, что ему хочется, как показывает практика, можно. Но во всем нужно знать меру.

Считается, что примерно треть из того, к чему вы, взрослый, относитесь отрицательно, нужно запрещать. Пятьдесят процентов через силу, но разрешать. Пусть любимое чадо «набьет шишек» на лбу, это полезно. Ну а в остальном - доказывать и убеждать. Это сложно, нудно, зато эффективно.

Как полюбить «скучные» книжки

Немногие дети любят читать книги. Они просят, чтобы им читали родители, бабушки-дедушки. Или идут по более легкому пути - утоляют информационный голод с помощью телевизора. Что делать?

Заставлять не имеет смысла, это где-то даже опасно. Чтение книг будет расценено как акт обязаловки, принуждения. Просите ребенка пересказывать прочитанное. Подробно и своими словами. Замечено, что пересказы текстов возбуждают тягу к чтению. Хотя результата порой приходится ждать долго.

Пюре для рисования по обоям

Этот совет не для слабонервных и не жадных мамочек. Прививать малышу тягу к творчеству можно по-разному. Вот один. Раскатайте по чистом полу ненужный рулон обоев. Дайте ребенку миску с овощным пюре - картофель, свекла, морковка и пр. Пусть он своими ручками наляпает на эти обои какие-то «съедобные» каракули. Ребенок начнет осознавать - приложив определенные усилия, можно добиться результата.

Маме должно быть хорошо

Психологи, в интересах ребеночка, советуют будущим мамам добывать положительные эмоции самостоятельно. Читать классику или иронические детективы, слушать негромкую, спокойную музыку, смотреть кино с положительным эмоциональным зарядом. Плод чутко реагирует на материнские импульсы. Таким образом закладывается тяга малыша к прекрасному.

Наталья КОЛОГРЕЕВА



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Чистые победы  |  Спортивный азарт рыбака  |
Культура   Крепкие ленточки «Серпантина»  |  Юрий Чернов: «Я говорю вам «До свиданья!»  |
Сотрудники   Одеваюсь поутру и айда на сайты.ru!  |
Происшествия   «Челюсти»  |  «Хакеры» по-северодвински  |  Деньги на заводах выдали  |
Экономика   В темный угол поставят горожан?  |
Акции, проекты   И никаких секретов  |
Общество   Читательские письма, отклики, размышления  |  Чьи трусы больше?  |  Дайте мне волю!  |  А слышно что..  |  Кто что сказал  |  У «частников» весеннее обострение  |  Детские игры в гениев  |  7 пятниц на неделе  |  Доппаек для призера  |  Комплекс зверя  |  Счастливые часов не наблюдают?  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2002
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com