Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 октября 2011 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 октября 2011 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Ловили треску. А поймали штраф

Версия для печатиОтправить статью другу

 Можно и такую треску ловить... Но по правилам. Фото Fisherman.is
Можно и такую треску ловить... Но по правилам. Фото Fisherman.is

Аресты российских траулеров у Шпицбергена становятся обычным делом

28 сентября российский траулер «Сапфир-2» (находится в долевой собственности шести рыболовецких колхозов Архангельской области, приписан к Мурманску) был задержан норвежскими силами береговой охраны для досмотра, а затем в сопровождении военного корабля отбуксирован в порт Тромсё. Это событие

в норвежской рыболовной зоне имело скандальный резонанс и широкую прессу две предыдущие недели.

«Анграпа» не успела

На борту «Сапфира» находилось 35 человек команды. Им поставили в вину сброс за борт рыбы из шпигатов фабрики траулера, что запрещено норвежскими законами. В ходе проверки норвежские инспекторы изъяли судовые и промысловые документы, воспрепятствовали переговорам капитана траулера с российским рыбоохранным судном «Анграпа», а затем отстранили от управления судном и, заглушив двигатель, взяли траулер на буксир. Наши рыбаки и дипломаты уверены: конфликт мог быть разрешен по-иному, если бы инспекторы с «Анграпы» вступили в переговоры со своими норвежскими коллегами. На «Анграпе» сигнал с «Сапфира» приняли, но, как сообщали СМИ, к месту инцидента подойти не успели. Российский траулер привели в Тромсё под многочисленные протестные крики нашей общественности. Владимир Писаренко, капитан «Сапфира», позже пожаловался из Тромсё: «Полиция изъяла у нас много документов. Меня, гражданина России, представителя страны, в международных водах насильно захватили, завели буксир и насильно отбуксировали в порт Тромсё. Это пиратский захват».

В порту конфликт продолжился. Наши пожаловались: якобы норвежская полиция отказалась предоставить защитников технологу и старпому арестованного судна, но затем сняла с них предъявленные ранее обвинения. (Тогда зачем адвокаты? – Прим. О.Х.) Капитан траулера Владимир Писаренко отказался подписать протокол об обстоятельствах задержания судна норвежской береговой охраной «из-за неточностей в показаниях». Он и его адвокат потребовали занести в протокол показания по имеющейся диктофонной записи. Норвежцы им отказали. Вообще, из коротких сообщений трудно было понять нюансы перепалки. В итоге сумма штрафа, выдвинутого норвежской стороной, составила 450 тыс. крон. Председатель Рыбакколхозсоюза Архангельской области Андрей Заика пояснил: «Мы не согласны с размером штрафа и будем решать вопрос через суд», и пообещав предъявить иск в ближайшие дни.

Их указ нам не указ

Не обошлось в этом деле без воспоминаний о случае шестилетней давности, когда в подобной ситуации капитан российского траулера «Электрон» Валерий Яранцев не подчинился требованиям норвежцев, проигнорировал даже их вооруженное сопровождение и направил свое судно в российские воды. Яранцева спросили о ситуации с «Сапфиром-2», и он высказал свою личную точку зрения: «Зона Шпицбергена - открытое море. Там не могут действовать норвежские рыболовные законы, хотя в 2004 году король и подписал подобный указ. Между прочим, этот документ был опротестован многими странами, в том числе Испанией, Великобританией, США, но только не Россией. Так что во многом наше государство само виновато, что норвежцы ведут себя подобным образом. Ни в коем случае нельзя было сдаваться и соглашаться идти за норвежцами. Следовало связаться со всеми российскими кораблями, находящимися в зоне, и звать на помощь. Не стоит верить всем заявлениям норвежской стороны, у них своя правда, и они делают, что им выгодно».

Вспомнить Париж

По прибытии конвоя в Тромсё конфликт вышел на уровень международного. Послу Норвегии в Москве был заявлен протест. МИД РФ назвало действия со стороны Норвегии «неприемлемыми и вызывающими». В эти же дни была отменена встреча министров иностранных дел Сергея Лаврова и Йонаса Гар Стуре в университете Тромсё, запланированная на октябрь. Наш министр якобы был вынужден отменить свой визит в Тромсё в связи «со срочным поручением премьер-министра Владимира Путина». СМИ отреагировали: «Возможны различные спекуляции по этому поводу, вызванные недавним инцидентом в Баренцевом море», а руководство норвежского Баренц-секретариата заявило, что «нет никакой связи между арестом русского судна и отменой поездки господина Лаврова».

По условиям парижского Договора о Свальбарде (1920, Россия ратифицировала его в 1935 году) архипелаг находится под суверенитетом Норвегии, но более 40 других стран получили равный свободный доступ на него. Этим же документом вокруг островов определена трехмильная зона, где в целях сохранения морских биоресурсов Норвегия могла вводить ограничения для всех, включая самих норвежцев. Однако в 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила здесь 200-мильную рыбоохранную зону. Ее не признали ни существовавший тогда СССР, ни остальные страны, подписавшие Парижский договор.

Итак, Россия не признает юрисдикцию Норвегии в районе Шпицбергена и наши суда не обязаны выполнять требования Норвегии в этом районе моря (внимание!), если такие правила не были согласованы в рамках Смешанной российско-норвежской рыболовной комиссии (СРНРК). На ее уровне, кстати, в те же дни раздавались и российские угрозы. Например: «Дальнейшие аресты заставят Россию принять адекватные ответные меры в отношении норвежских рыбаков». Норвежцы отпарировали: «Аресты российских судов связаны с выбросами рыбы за борт судна, а они запрещены норвежским законом». Особенность конфликта в том, что требуемые правила как раз и не согласованы до сих пор (!). Так что по форме норвежцы правы.

Плач несогласных

Сегодня в зоне Шпицбергена наши рыбаки ежегодно добывают 300 тысяч тонн рыбы. Следующая цифра: россияне с 2008 года понесли ущерб в 205,5 млн рублей из-за того, что их суда задерживала береговая охрана Норвегии. Это данные Баренцево-Беломорского территориального управления. За этот же период рыбаки потеряли 105 суток промысла и не произвели более 3 тыс. тонн рыбной продукции. Очень распространенное в среде руководителей российской рыбодобывающей отрасли мнение: якобы норвежцы производят задержания умышленно – этим они стараются вытеснить наши промысловые суда из района. А если Россию вытеснят, добавляют они, то потери составят почти 15 миллиардов рублей в год.

Рассматриваемый случай с арестом «Сапфира» не единичен. Скажем, траулеры «Борис Зайцев» и «Анатолий Гугунов» тоже задерживались, в июне 2011 года, конвоировались в Тромсё, хотя, по уверениям россиян, выбрасывалась «только гнилая и непригодная для пищевых целей рыба, так как это необходимо для соблюдения ветеринарно-гигиенического законодательства России, Норвегии и Евросоюза». А в результате штраф более 4 млн норвежских крон. 4 октября этого года наши штраф признали. Хотя и попытались оправдаться: мол, решение подписать было принято, «исходя из экономической целесообразности и непонятной позиции норвежских судов о необходимости обязательной выгрузки гнилой и непригодной для пищевых целей рыбы на берег». Простите, но что бы теперь ни говорили после дела, главное - свою вину признали де-факто.

Не только архангельские, но и мурманские и калининградские рыбаки, пишут российские СМИ, «уже привыкли к необъявленной войне в так называемой рыбоохранной зоне Норвегии». Максим Будурацкий, руководитель Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства, отметил: «Это борьба за водные биоресурсы», но тут же и добавил: «Мы считаем это зоной (район Шпицбергена. – Прим. О.Х.), где мы можем работать в соответствии с договоренностями». Но договоренностей как раз и нет.

После драки…

Между тем в разгар дебатов (3 октября) береговая охрана Норвегии взяла да и опубликовала фотографии, которые засвидетельствовали, что с траулера «Сапфир-2»… происходит сброс рыбы! Выходит, основания для ареста российского судна всё же имелись?

Что любопытно, тут же сменился тон и у наших СМИ: траулер стоит под охраной в норвежском порту, у командного состава изъяты документы. «При этом (снова внимание! – Прим. О.Х.) рыбаки вовсе не отрицают обвинения в сбросе рыбы за борт в количестве нескольких штук». Нескольких или множества экземпляров - это, как говорится, уже другой вопрос. Факт сброса все же был! А ведь поначалу клялись-божились, что ничего не было, и даже называли задержание «пиратским захватом».

7 октября власти Норвегии сняли арест с российского траулера «Сапфир-2». Судно отправилось в район архипелага Шпицберген, где было задержано. Судно вышло в море после предъявления банковской гарантии об уплате наложенного штрафа в сумме 450 тыс. норвежских крон. «Мы с таким решением не согласны и будем оспаривать его в норвежском суде», - заявил Андрей Заика.

Но теперь это уже ваше дело, скорее всего, ответили бы ему норвежцы, предъявившие свои требования по существующему закону. Россиянам здесь следовало бы вспомнить один из постулатов международного права: закон, возможно, плох, но это закон, а еще и российскую поговорку: после драки кулаками не машут.

Высказался по поводу конфликта и глава Росрыболовства: «Выходом из создавшейся ситуации может стать разработка и принятие единых согласованных мер регулирования и контроля рыболовства в зоне Шпицбергена».

Так в чем же дело?! 200-мильную зону не опротестовали? Вот и работайте теперь над «согласованными мерами».

Олег ХИМАНЫЧ,

заместитель главного редактора



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Акции, проекты   Вердикт: оправдать  |
Факты и комменты   Про «Булаву» всё знают французы?  |  "Александра Невского" ждет море  |  Смена руководства  |  Новости из городов  |
Постскриптум   Злая вода  |  «Мурманск» вышел в дозор  |  Официально  |  Атомных богатырей не пустят с молотка  |
Наше дело   Ловили треску. А поймали штраф  |
Регион   Часть «Кузницы» готова к работе  |  «Диксон», шторм и «Амазон»  |  У всех на устах  |
Крупным планом   Стройте нам подлодки по-дешевке…  |  Сдача Балтийского. В аренду?  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2011
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com