Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 5 августа 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Баренцево горе

Версия для печатиОтправить статью другу
Оверкиль «Варнека». Уточняем подробности

 Проект 698П: 36 метров в длину, грузовая палуба, кран и небольшая рубка. Фото Владимира Ларионова
Проект 698П: 36 метров в длину, грузовая палуба, кран и небольшая рубка. Фото Владимира Ларионова

Об этой катастрофе всю прошлую неделю сообщали многие СМИ - и местные, и центральные. Уточнить их сведения просят читатели, которых не устраивает разноречивая, а порой и ложная информация в печати, а также на сайтах Интернета. О непрофессионализме (и даже недобросовестности) журналистов разговор отдельный, а пока расскажем о том, что известно на момент подписания в печать этого номера газеты.

ДВАДЦАТЬ первого июля из Архангельска в рейс вышло грузовое судно «Варнек» частной компании ООО «Нордвэй». Компания занимается морскими поставками грузов в отдаленные районы севера нашей области. На палубе «Варнека» были 17 контейнеров с различным содержимым и железобетонные изделия (ЖБИ). Всего около 130 тонн. СМИ здесь разнились в своих данных – от 116 до 135 тонн, и это уже наводит на определенные размышления. Первую остановку судно должно было сделать в Шойне – это на юге западного берега Канинского полуострова. В Шойну «Варнек» не прибыл. Известно, что к вечеру 23 июля его настиг жестокий шторм и капитан решил зайти за мыс Канин Нос, чтобы переждать порывы юго-западного ветра. В 20.20 связь с ним прервалась. Дальше двое суток полной неизвестности. Судовладелец пытался самостоятельно искать «Варнек», послав к месту его предполагаемого нахождения другое свое судно – «Вайново». И только через 61 час после исчезновения «Варнека» он обратился за помощью в МЧС России. Во второй половине тех же суток спасатели с вертолета обнаружили пропажу у островка Корга – судно в 70 метрах от берега в положении вверх днищем.

Просто плашкоут

«Варнек» называют и сухогрузом, и теплоходом или же грузовым судном, но отчего-то никто не уточнил, что это за судно. Такие по проекту 698П в 70-е прошлого века строила «Красная кузница». «Варнек», к слову, был построен в числе самых первых. Длина корпуса – 35-36 метров, ширина – 7,5 метра. Груза теплоход мог взять 150 тонн. Практически плоскодонная конструкция, никаких трюмов – палуба и кран в носовой части. В корме – надстройка, машинное отделение, крохотные жилые помещения для команды из 4-5 человек. То есть речь фактически о самоходной барже, плашкоуте, которому Регистр позволяет каботажничать при ряде ограничений. Правда, скажу: в самом начале 80-х такие суденышки неким промыслом летом перебирались в Карское море, к Амдерме, Усть-Каре, но там, угодив, по несчастью, в скопления битого льда, со своей машиной в 225 лошадиных сил уже не дергались, и носило их сутками исключительно по воле природы.

Приватизация флота нанесла сокрушительный удар по северному каботажу. Только через несколько лет небольшие компании осмелились взяться за его возрождение. А у частника какой флот? Проект 698П сочли за благо.

Искать убежища

О месте катастрофы. Здесь путаница возникла сразу же. Благодаря журналистам, которые почти хором запели про Белое море. На самом же деле корпус «Варнека» выбросило у острова Корга. Баренцево море, а не Белое.

Остров Корга – у северного побережья Канина, в двух с половиной милях к юго-востоку от мыса Лайденный, дюны, редкая трава, остров соединяется с берегом осушкой. В 70-х, помнится, на нем стояли нежилая избушка и светящийся знак Восточная Камбальница. Важная ремарка: катера и шлюпки могут здесь укрыться от шторма, мотоботы и суда поболее – только в полную воду.

Вернемся к «Варнеку». Где на беломорской стороне Канина, следуя в Шойну, судно могло искать убежища? Устья рек Торна, Месна, тем паче Тархановка и Большая Бугряница, доступны только для карбасов, и то в полную воду, в непогодь устья малоприметны, а при юго-западном ветре ходить здесь вообще опасно. Надежным убежищем считается Шойна. В ясную погоду местный маяк различим с 20 миль, светящийся буй – с полутора. Есть здесь и защищенное якорное место, но пройти к нему можно только по полной воде, а ждать ее нужно за полторы мили от берега.

Не пришел «Варнек» в Шойну. Говорят, капитан решил спрятаться за Канин Нос и направился в Баренцево море, и что с ним случилось – много версий. Одно вне сомнений: судно опрокинулось, сделало оверкиль. А люди?

Сначала сообщалось об исчезновении пяти моряков, потом и пассажиров, сначала троих, потом четверых. На «Варнеке» их не должно быть в принципе. Взять так называемых нелегалов мог только капитан. Об Александре Курулюке доводилось слышать как об опытном и строгом судоводителе. Почему он отступил от правил, это из области гаданий. Пассажиры - мужчина и еще семья: муж, жена, их сын восьми месяцев. 28 июля тело Ирины Щербаковой нашли недалеко от перевернутого судна.

 Маяк Шойны. Он не стал для «Варнека» ориентиром. Решение капитана идти на север имело трагические последствия. Фото Олега Химаныча
Маяк Шойны. Он не стал для «Варнека» ориентиром. Решение капитана идти на север имело трагические последствия. Фото Олега Химаныча

Берег в обломках

Спасатели высадились и вскоре резюмировали: «Судно перевернуто, корпус замыт песком. Берег усеян обломками. Нашли гидрокостюм». Людей не обнаружили и в промысловой избушке. Вскоре к месту катастрофы сбежались суда, авиация начала облеты. При отливах эмчеэсники попытались проникнуть внутрь «Варнека», надеясь отыскать кого-то в машинном отделении. Тщетно. МЧС – это как «Скорая помощь». Вскоре стало ясно, что скорой помощи не получится, и поздно вечером 28 июля архангельская группа МЧС вернулась на базу. За дело взялись мурманчане из бассейновой аварийно-спасательной службы. Сутки 29 июля они работали с корпусом «Варнека» и ближе к вечеру сумели-таки оттащить его с мелководья на глубину 20 метров. Дальше - новый водолазный осмотр и новые разочарования: надстройка и конструкции на верхней палубе разрушены так, что нельзя установить, воспользовались люди штатными средствами или нет. Главные из них – спасательные плоты. Почему не сработал аварийный буй, не ушел с него автоматом сигнал SOS, тоже неясно. В половине третьего ночи 30 июля «Борей» взял корпус «Варнека» на буксир и повел в Мезенский залив. Скорость всего 2 узла. По сухопутному - 3,6 километра в час, меньше, чем у праздного пешехода. К мысу Воронова погибший теплоход доставили 1 августа.

А сутками ранее военные летчики обнаружили спасательный плот с «Варнека» и навели на него поисковиков. Снова надежда! И снова разочарование: людей на плоту нет. 2 августа обнаружили и второй плот, но снова без людей.

«Вардек», «Барей» и прочее

О ляпах коллег говорить неудобно. Но приходится. Потому что несолидно одной из самых известных в области газет писать о том, что в цистернах «Варнека» осталось… 5000 тонн топлива. Это при том, что сам «Варнек» чуть больше 150 тонн! И как понимать - «груз был расположен внизу, что повышало устойчивость», если у судна нет грузового трюма? Белое море вместо Баренцева, «Вардек» вместо «Варнека», «Барей» вместо «Борея» - это из других СМИ, но из той же оперы...

Надежда тает, но людей продолжают искать. Начато расследование, и думаю, будет повод вернуться к обстоятельствам трагедии. Пока же большинство специалистов предполагают - на судне произошло смещение палубного груза, а штормовая волна ударами в днище и борт усугубила дело. Но это, подчеркну, версия. Если она верна, то оверкиль «Варнека» мог произойти за 5-10 секунд. Ужас людей на его борту представить не берусь – у самого душа холодеет. О душе еще хочу сказать...

Журналисты, понятное дело, про «Варнек» пишут, а читатели читают. Чаще не из любопытства, а, смею надеяться, из сострадания к жертвам крушения.

На пресс-конференции звучат слова о материальных последствиях: «Документы на страховку судна уже были готовы, и в ближайшее время судно предполагалось застраховать. Теперь все убытки придется нести судовладельцу. Сумму убытков пока никто не считал, но составит она несколько миллионов рублей». В общем, не без сочувствия к судовладельцу. Не забыли сообщить, что ко 2 августа на операцию по поискам судна и людей потрачено 12 млн рублей. Подсчитали и посетовали на дороговизну.

А о загубленной безвинной душе младенца информация всего в четыре слова: «Мальчику было восемь месяцев».

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Исправленному верить  |  Найден «Investigator» Мак-Клура   |  Вайгач – перекресток природы  |  Злая вода  |   Рыба любит южный ветер  |
Регион   Баренцево горе  |  «Академика» нам не доверили  |  Область входит в проект  |  Радуйся нулю, корабел!  |  У всех на устах  |  Казань помнит «Казань»  |  Дороги ведут на Севмаш  |  Теперь технология виновата  |  В несколько строк  |  Пусть «Odfiell» плачет?  |
Вести Севмаша   Подарок от Союза писателей  |  На голубых дорожках  |  Вышка стала полосатой  |  Визит будущих технологов  |  Премия «Мастер»  |  В каждом судосборщике живет конструктор  |  Музыка в металле  |  В формате 3D  |  Связи крепнут  |  Качество Севмаша  |  Надо искать инновации!  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2010
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com