![]() |
Проект 698П: 36 метров в длину, грузовая палуба, кран и небольшая рубка. Фото Владимира Ларионова |
Просто плашкоут
«Варнек» называют и сухогрузом, и теплоходом или же грузовым судном, но отчего-то никто не уточнил, что это за судно. Такие по проекту 698П в 70-е прошлого века строила «Красная кузница». «Варнек», к слову, был построен в числе самых первых. Длина корпуса – 35-36 метров, ширина – 7,5 метра. Груза теплоход мог взять 150 тонн. Практически плоскодонная конструкция, никаких трюмов – палуба и кран в носовой части. В корме – надстройка, машинное отделение, крохотные жилые помещения для команды из 4-5 человек. То есть речь фактически о самоходной барже, плашкоуте, которому Регистр позволяет каботажничать при ряде ограничений. Правда, скажу: в самом начале 80-х такие суденышки неким промыслом летом перебирались в Карское море, к Амдерме, Усть-Каре, но там, угодив, по несчастью, в скопления битого льда, со своей машиной в 225 лошадиных сил уже не дергались, и носило их сутками исключительно по воле природы. Приватизация флота нанесла сокрушительный удар по северному каботажу. Только через несколько лет небольшие компании осмелились взяться за его возрождение. А у частника какой флот? Проект 698П сочли за благо.Искать убежища
О месте катастрофы. Здесь путаница возникла сразу же. Благодаря журналистам, которые почти хором запели про Белое море. На самом же деле корпус «Варнека» выбросило у острова Корга. Баренцево море, а не Белое. Остров Корга – у северного побережья Канина, в двух с половиной милях к юго-востоку от мыса Лайденный, дюны, редкая трава, остров соединяется с берегом осушкой. В 70-х, помнится, на нем стояли нежилая избушка и светящийся знак Восточная Камбальница. Важная ремарка: катера и шлюпки могут здесь укрыться от шторма, мотоботы и суда поболее – только в полную воду. Вернемся к «Варнеку». Где на беломорской стороне Канина, следуя в Шойну, судно могло искать убежища? Устья рек Торна, Месна, тем паче Тархановка и Большая Бугряница, доступны только для карбасов, и то в полную воду, в непогодь устья малоприметны, а при юго-западном ветре ходить здесь вообще опасно. Надежным убежищем считается Шойна. В ясную погоду местный маяк различим с 20 миль, светящийся буй – с полутора. Есть здесь и защищенное якорное место, но пройти к нему можно только по полной воде, а ждать ее нужно за полторы мили от берега. Не пришел «Варнек» в Шойну. Говорят, капитан решил спрятаться за Канин Нос и направился в Баренцево море, и что с ним случилось – много версий. Одно вне сомнений: судно опрокинулось, сделало оверкиль. А люди? Сначала сообщалось об исчезновении пяти моряков, потом и пассажиров, сначала троих, потом четверых. На «Варнеке» их не должно быть в принципе. Взять так называемых нелегалов мог только капитан. Об Александре Курулюке доводилось слышать как об опытном и строгом судоводителе. Почему он отступил от правил, это из области гаданий. Пассажиры - мужчина и еще семья: муж, жена, их сын восьми месяцев. 28 июля тело Ирины Щербаковой нашли недалеко от перевернутого судна.![]() |
Маяк Шойны. Он не стал для «Варнека» ориентиром. Решение капитана идти на север имело трагические последствия. Фото Олега Химаныча |
Берег в обломках
Спасатели высадились и вскоре резюмировали: «Судно перевернуто, корпус замыт песком. Берег усеян обломками. Нашли гидрокостюм». Людей не обнаружили и в промысловой избушке. Вскоре к месту катастрофы сбежались суда, авиация начала облеты. При отливах эмчеэсники попытались проникнуть внутрь «Варнека», надеясь отыскать кого-то в машинном отделении. Тщетно. МЧС – это как «Скорая помощь». Вскоре стало ясно, что скорой помощи не получится, и поздно вечером 28 июля архангельская группа МЧС вернулась на базу. За дело взялись мурманчане из бассейновой аварийно-спасательной службы. Сутки 29 июля они работали с корпусом «Варнека» и ближе к вечеру сумели-таки оттащить его с мелководья на глубину 20 метров. Дальше - новый водолазный осмотр и новые разочарования: надстройка и конструкции на верхней палубе разрушены так, что нельзя установить, воспользовались люди штатными средствами или нет. Главные из них – спасательные плоты. Почему не сработал аварийный буй, не ушел с него автоматом сигнал SOS, тоже неясно. В половине третьего ночи 30 июля «Борей» взял корпус «Варнека» на буксир и повел в Мезенский залив. Скорость всего 2 узла. По сухопутному - 3,6 километра в час, меньше, чем у праздного пешехода. К мысу Воронова погибший теплоход доставили 1 августа. А сутками ранее военные летчики обнаружили спасательный плот с «Варнека» и навели на него поисковиков. Снова надежда! И снова разочарование: людей на плоту нет. 2 августа обнаружили и второй плот, но снова без людей.«Вардек», «Барей» и прочее
О ляпах коллег говорить неудобно. Но приходится. Потому что несолидно одной из самых известных в области газет писать о том, что в цистернах «Варнека» осталось… 5000 тонн топлива. Это при том, что сам «Варнек» чуть больше 150 тонн! И как понимать - «груз был расположен внизу, что повышало устойчивость», если у судна нет грузового трюма? Белое море вместо Баренцева, «Вардек» вместо «Варнека», «Барей» вместо «Борея» - это из других СМИ, но из той же оперы... Надежда тает, но людей продолжают искать. Начато расследование, и думаю, будет повод вернуться к обстоятельствам трагедии. Пока же большинство специалистов предполагают - на судне произошло смещение палубного груза, а штормовая волна ударами в днище и борт усугубила дело. Но это, подчеркну, версия. Если она верна, то оверкиль «Варнека» мог произойти за 5-10 секунд. Ужас людей на его борту представить не берусь – у самого душа холодеет. О душе еще хочу сказать... Журналисты, понятное дело, про «Варнек» пишут, а читатели читают. Чаще не из любопытства, а, смею надеяться, из сострадания к жертвам крушения. На пресс-конференции звучат слова о материальных последствиях: «Документы на страховку судна уже были готовы, и в ближайшее время судно предполагалось застраховать. Теперь все убытки придется нести судовладельцу. Сумму убытков пока никто не считал, но составит она несколько миллионов рублей». В общем, не без сочувствия к судовладельцу. Не забыли сообщить, что ко 2 августа на операцию по поискам судна и людей потрачено 12 млн рублей. Подсчитали и посетовали на дороговизну. А о загубленной безвинной душе младенца информация всего в четыре слова: «Мальчику было восемь месяцев».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта