Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 июля 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 июля 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

ОПК с ОСК торгуется

Версия для печатиОтправить статью другу
Чиновники и миллиардер ведут переговоры о судьбе «Северной верфи» и Балтзавода

Две верфи Петербурга из числа крупнейших в стране – «Северная верфь» и Балтийский завод вскоре, вероятно, отдадут государству. Сенатора от Тувы миллиардера Сергея Пугачева, контролирующего заводы, а также ЦКБ «Айсберг» через Объединенную промышленную корпорацию (ОПК), к этому может подталкивать тяжелая ситуация вокруг Межпромбанка, фактическим владельцем которого, по некоторым сообщениям, политик продолжает оставаться, хотя и покинул официально все посты в финансовой компании. С другой стороны, государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в последние годы активно стремится сосредоточить

в своих руках все значимые судостроительные активы и не может пройти мимо двух этих верфей.

Легенда о великом собственнике

Как известно, в свое время как раз ОПК г-на Пугачева считалась чуть ли не потенциальным объединителем и спасителем российского судостроения.

Предполагалось, что Пугачев сможет обеспечить заводы и экспортными, и выгодными внутренними заказами. Но со временем выгодные экспортные контракты получил калининградский завод «Янтарь», хотя «Северная верфь» и Балтзавод строили серию военных кораблей для Китая и Индии и собирались продолжить сотрудничество. Корабли для ВМФ России «Северная верфь» строит, но слишком медленно. Балтзавод строит главным образом корпуса сухогрузов, которые достраивают в Норвегии.

Правда, на текущей неделе БЗ спустил на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» - основу первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), сооружаемой концерном «Росэнергоатом». Северодвинцам этот последний проект весьма знаком: весной 2007 года энергоблок был заложен именно у нас, на Севмаше, но позднее был переведен в Петербург – по официальной формулировке, в связи с большой за¬грузкой северодвинской верфи. Этот заказ можно считать весьма перспективным. Но какова в его получении заслуга ОПК, могут быть разные мнения.

А вот упреки в адрес ОПК высказываются неприятные. Еженедельник «Город 812»: «ОПК обещала… получить крупный контракт на строительство газовозов для Газпрома, построить для сооружения газовозов сухой док… перенести производство с Балтийского завода на «Северную верфь», а на освободившейся территории на Васильевском острове построить город-сад... Не выполнен ни один пункт плана».

Кругом должен

А тут еще проблемы у Межпромбанка. Ему в ближайшее время нужно погасить долги на общую сумму около 39 миллиардов рублей. Это и еврооблигации на 200 млн евро, срок расплаты по которым 6 июля; и долг по беззалоговому кредиту, взятому у Центробанка, на 31 или даже 32 млрд рублей, просрочка по которому уже допущена; и долги банку ВТБ и ряду международных финансовых структур.

В этой связи естественным выходом представляется продажа судостроительных активов, зависимых от г-на Пугачева. ОПК принадлежат 88% акций ОАО «Балтийский завод» и 72,23% акций ОАО «Северная верфь». Они могут быть переданы либо напрямую ОСК, либо банку ВТБ, либо Внешэкономбанку, а те уже продадут заводы ОСК. В обмен на верфи Межпромбанку спишут кредит ЦБ на 31 миллиард рублей и дадут какую-то сумму, необходимую для поддержания ликвидности.

Торг уместен?

Однако ОСК около недели назад была готова заплатить за верфи не более 23-25 млрд, а ОПК запрашивала 88-90 млрд рублей. По сообщению, например, агентства «Рейтерс», переговоры уже прерваны из-за несогласия ОСК с ценой продавца. Хотя очевидно, что в самом по себе приобретении заводов ОСК заинтересована.

Сколько на самом деле стоят верфи – вопрос запутанный. ОПК ссылается на результаты некоего независимого аудита. Со своей стороны, оценка Министерства промышленности и торговли – порядка 42 млрд руб. В более ранних публикациях можно встретить оценки и в 35, и в 60 млрд рублей, указывает «Коммерсантъ». Есть предположение, что разброс цен объясняется разными стадиями «политических» переговоров с участием власти.

«Реальных оснований для цены в 88,9 млрд рублей незаметно, - считают аналитики журнала «Финанс». – Остаточная стоимость основных средств на балансе Балтийского завода и «Северной верфи» по состоянию на 31 марта не превышала 6,3 млрд рублей. При этом заводам требуется серьезная модернизация, износ основных фондов превышает 70 процентов. Впрочем, таково положение во всей отрасли…»

Балтийский завод закончил 2009 год с выручкой в 3,6 млрд рублей и убытком в 22,5 млн рублей, «Северная верфь» – 10,7 млрд рублей и 31,5 млн рублей соответственно. По результатам первого квартала Балтзавод показал чистый убыток в 740 млн рублей.

Более того, даже 23 млрд рублей – завышенная оценка, полагает гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. «Капитализация четвертого по размерам мирового судостроителя «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» не достигала в конце зимы и 3 млрд долларов – суммы, которую Межпромбанк хотел получить за две свои верфи... – пишет он. – «STX Offshore & Shipbuilding» в силу некоторых финансовых трудностей стоила недавно менее 700 млн долларов. ОПК с двумя своими верфями в 20 раз меньше этих компаний. С чем и что можно сравнивать?!»

Конечно, Балтзавод либо «Северная верфь» может получить заказ на строительство вертолетоносцев «Mistral» - в случае успеха переговоров с Францией. Столь крупный заказ может стать дополнительным аргументом для высокой цены при продаже заводов ОСК, замечают аналитики агентства «Финам». Есть и проект переноса мощностей Балтийского завода из центра Санкт-Петербурга на «Северную верфь». Его приостановили в связи с кризисом, а также получением Балтзаводом заказа на строительство ПАТЭС. Но теоретически речь идет об участке площадью более 60 га в центре Санкт-Петербурга стоимостью во многие сотни миллионов долларов. Очевидно, подобный аргумент для многих российских собственников перевешивает все лозунги о развитии производства: проще снести цеха и продать землю!

И этого все равно явно недостаточно, чтобы просить 88,9 млрд рублей.

Что дальше?

Как сообщает portnews.ru, новый собственник ОСК может решить вопрос об объединении Балтзавода и «Северной верфи», создании на базе их суперверфи. Насколько это реально и перспективно – вопрос, очевидно, совершенно особый.

А «The Morning News» предполагает, что «логичным представляется вхождение в состав производственных мощностей ОСК расположенных в Германии верфей «Nordic Yards», купленных в результате политического решения руководителей двух стран в 2009 году инвестором Виталием Юсуфовым. Верфи… в начале 2000-х годов были модернизированы по последнему слову техники. На это немцы затратили порядка 1 миллиарда евро». В этой связи использование ресурсов Балтзавода и «Северной верфи» было бы очень уместно.

Вот только пока все это – еще дележка шкуры неубитого медведя. А для корабелов старой закалки, помнящих производство советских времен, еще и непонятно, как вообще подобные предприятия могут быть объектом различных спекуляций. Впрочем, кто интересуется их мнением!

Немного конспирологии

Есть и еще объяснения происходящему. Мол, покупка верфей по высокой цене – компенсация все же влиятельному г-ну Пугачеву со стороны правительства за некоторые заблокированные администрацией президента бизнес-проекты, предполагают на сайте utronews.ru. Впрочем, даже там такое решение называют сомнительным. Будем надеяться и мы, что такой вариант торга за государственные, по сути, огромные деньги – лишь домыслы. Ведь, для сравнения, доходная часть бюджета почти 200-тысячного Северодвинска – чуть более 3,5 млрд рублей.

Впрочем, злые языки говорят, что если Межпромбанк и ОПК будут продолжать упрямиться, то Центробанк просто отберет лицензию у банка. В итоге ОПК вообще будет национализировано за гроши или даром…

А еще интереснее предположение на сайте moscow-post.ru: г-ну Пугачеву якобы вообще не интересно спасать какие бы то ни было российские активы. Его жена живет в Лондоне, во Франции у российского сенатора и его сына налаженный бизнес – от бутиков до газеты. Говорят, он даже любимый «Bentley» в Монако перевез… Впрочем, газета «РБК Daily» сообщает, что Сергей Пугачев все же активно обсуждает план спасения банка с председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым.

Справедливости ради Руслан Пухов, член общественного совета при Минобороны, отмечает: «Надо отдать должное Пугачеву, что, когда он владел заводами, он вкладывался в их развитие, регулярно платил зарплату и налоги. Государство получит предприятия в приличном виде, что является контрастом, например, с Амурским судостроительным заводом, который частные собственники просто развалили».

Станислав ЗЕЛЯНИН



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Немцы не угодили Абрамовичу  |  Человек вселенский  |  Злая вода  |  «Поросенок» клюнул на траву  |
Наше дело   ОПК с ОСК торгуется  |
Регион   У всех на устах  |  «Алмазный» корпоратив   |  Черные береты. Светлая память  |  В несколько строк  |  Ловись, рыбка, не маленькая  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2010
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com