Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 13 августа 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 13 августа 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Штрихи к портрету мудрого человека

Версия для печатиОтправить статью другу
Свою трудовую биографию я начинал корабельным электромонтажником в цехе 50 Севмаша, где и по сей день квартирует участок № 1 СПО «Арктика». Тогда, правда, коллектив объединения именовался по другому – «ЭРА». Сути это не меняет – тогда и сейчас участок ведет работы по насыщению корпусов подлодок «электричеством» - от силовых кабельных трасс до сложнейшей аппаратуры.

19 сентября прошлого года. Гостиница «Волна». Академик Ковалев с интересом знакомился с новинками северных издательств. Фото В.Ларионова
19 сентября прошлого года. Гостиница «Волна». Академик Ковалев с интересом знакомился с новинками северных издательств. Фото В.Ларионова

ПЕРВЫМ моим кораблем стал «заказ № 470», стоявший в северном доке на второй позиции, – будущая атомная подводная лодка-ракетоносец К-444 проекта 667А, последняя, к слову, в упомянутой серии. Мой 10-й отсек был концевым, корпус 128-метрового корабля кормовым оперением едва не соприкасался с воротами эллинга, и первое потрясение, какое довелось тогда испытать, было от размеров будущей подлодки. Все предыдущие, какие видел раньше, казались карликами. Впрочем, на подлодку «заказ № 470» поначалу никак не походил. На вторую позицию его стальной корпус переместили практически полым, по отсекам гуляли сквозняки вытяжной вентиляции, все переборки и палубы зияли вырезами. Ракетных шахт нет, съемных листов тоже, смотришь наверх, а там сизые облака дыма и знаменитые закопченные стекла «полсотого» - солнцу не пробиться!

Начали мы с затяжки магистральных кабелей, и затем неделя за неделей, месяц за месяцем «пустотелый кокон» зримо принимал признаки и очертания мощной, грациозной подлодки. С каждым днем она начинялась внутренними конструкциями, бесчисленными механизмами, трубами, неимоверным количеством кабеля и аппаратуры, да так, что вскоре двоим в проходах было не разминуться. В итоге же мне казалось, совершенней корабля на тот момент и быть не могло! Разве что корабль космический. Потому и спросил: кто же выпестовал идею, проект? И тогда от сведущих впервые услышал – Сергей Никитич Ковалев.

О профессии морского историка я тогда еще не помышлял, и до очного знакомства с академиком оставались десятилетия. К слову, состоялось оно исключительно благодаря инициативе кинооператора Севмаша Евгения Баранова, когда с «благословения» самого Сергея Никитича мы с фотокором Владимиром Ларионовым отправились в «ковалевский» номер гостиницы «Волна».

Не квартирант – Почетный гражданин

«Волна» - это северодвинский дом Сергея Никитича, точнее – бытовое его представительство. Впервые он приехал на главную нашу верфь в конце 1958-го, когда о Севмаше не слышали – был завод № 402, который строил первые атомные лодки. Главному конструктору ракетоносцев 658-го проекта Ковалеву, между прочим, было от роду всего 39 (!) лет. Поначалу Ковалев жил в обычном рабочем общежитии и в отдельный номер переехал, «лишь когда за-служил авторитет у директора завода Евгения Павловича Егорова». Такие бытовали порядки. А потом счет его командировкам стерся быстро – корабли закладывали и строили на потоке. Далеко не каждому довелось квартировать в нашем городе как Ковалеву. Так что звать его нашим земляком можно в бытовом смысле, по меньшей мере, наполовину, а во всех остальных – Сергей Никитич более чем стопроцентный северодвинец: он Почетный гражданин города. По праву.

Удивит любого

В тот вечер, когда мы напросились к нему в гости, Сергей Никитич выглядел усталым. Перед этим он вернулся с морей, днем состоялось заседание госкомиссии по печально известной «Булаве», которое, ясное дело, бодрости не прибавило. Однако назначенной встречи Ковалев не отменил. Была у нас приятная миссия – вручить ему свежеиспеченную по тому времени книгу-альбом «Город мой молодой». Вручили. Сергей Никитич книгу не пролистал отстраненно, а внимательно, я бы даже сказал, аккуратно посмотрел, всю – формальностью наш подарок для него не стал. Так вот подтвердилось слышанное мною не однажды – поверхностных знаний Ковалев не терпит, в любой, даже непроизводственный вопрос вникает, и нет у него мелочей.

Добавлю к характеристике Почетного гражданина Ковалева еще пару высказываний горожан, работавших с ним в разные годы: «Удивит любого широтой знаний, укладом мысли, ясностью памяти», «Даже в солидном возрасте Сергей Никитич не чурается профессии, морских дел, в прошлом году, между прочим, ходил в море на «Дмитрии Донском». Дай Бог ему и дальше оставаться при здоровье и своих уникальных качествах».

Я же хочу сказать еще вот о чем. Человек большого ума и дела академик Сергей Ковалев всегда держался вне политики. Профессионалу такого масштаба в политизированной донельзя стране такое редко удается. Ковалеву удалось. Вместе с тем, зная суждения Сергея Никитича по поводу общественных событий в постсоветской России (с таковыми многим рекомендую ознакомиться, прочитав его воспоминания), готов говорить об академике Ковалеве как о настоящем гражданине и патриоте. Быть вне политики ему удалось, но жить отстраненно в измученной стране этот совестливый человек себе не позволил.

«О том, что есть и было…»

Три года назад Сергей Никитич написал книгу своих воспоминаний. Как следует из предисловия, несколько неожиданно для самого себя. Мемуары писались всегда, хотя и с разной степенью читабельности. В наши дни российская чиновная братия с характерным косноязычием типа черномырдинского, «дабы глупость не была видна», вербует под свою фамилию на оболожке «литературных правщиков» и прочих «записывателей». В итоге получаются байки о той жизни, которую хотел бы прожить «белый и пушистый» автор, к тому же еще и грамотный. Однако нас, кто ежедневно работает с текстами, на подобной мякине не проведешь. Так вот, безо всяких сомнений, свою книгу Сергей Никитич Ковалев написал сам, и получилась она замечательной. Хотя название, и это на мой взгляд, вышло непритязательным – «О том, что есть и было…». У академика Алексея Николаевича Крылова, ярчайшей звезды русского кораблестроения, книга называлась и того проще – «Мои воспоминания», однако и ее тоже должно отнести к тем, которые будут читать-перечитывать мыслящие люди разных поколений и в любые времена. Выходит, название книги – дело третье. А что касается содержания, то вот какая мысль первой приходит после прочтения упомянутых воспоминаний: есть две яркие равнозначные личности в кораблестроении – Алексей Крылов и Сергей Ковалев. Общего в их работе, в преданности к делу и даже в линиях жизни и характерах отыщется много, но более всего их роднит человеческая мудрость.

Такие люди непременно притягивают, и у меня есть большое желание встретиться с Сергеем Никитичем еще раз. Есть и его предварительное на то согласие. Жаль, что обстоятельства отодвигают эту встречу.

Корабельная арифметика

Признаюсь, взявшись за повествование к юбилею Сергея Никитича, я изначально решил избежать упоминаний о конкретных его кораблях-детищах и рассказывать лишь о нем самом. Чтобы не частить с технической аббревиатурой, и чтобы не получилось «только о железе». Далось это не без труда. Хотя бы потому, что в рассказе о любом ковалевском проекте историк обязан отмечать – самый первый, самый большой, впервые в практике, уникальный, небывалый… О кораблях академика Ковалева мною написана книга, возможно, когда-нибудь найдутся деньги и она выйдет, а без «корабельной арифметики» мне, видно, не обойтись…

Раньше мне как-то не приходила мысль сосчитать подлодки, созданные под началом Сергея Никитича, а недавно все же взялся: по ковалевским проектам только корабелы Севмаша дали жизнь 73 кораблям – такая цифра вышла – флот державы! И все они создавались на гранях самой передовой науки и техники. Верно, поэтому и становились они не только олицетворением Военно-морского флота, ныне разворованного и добитого на отстойных базах, но и реальным воплощением океанской мощи всего государства. И что бы ни говорили сейчас профессиональные гробокопатели ушедшей в небытие морской державы, как бы ни врали любители переписывать историю, для нашей страны это были не самые худшие годы, а для Северодвинска - лучшие. Спасибо, Сергей Никитич, за преданность идее, мастерство и труд - Ваш и Ваших соратников.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Уроки третьей «Двины»  |  Злая вода  |  Жить и помнить. Всех поименно  |
Регион   В порт назначения не прибыл  |  В союзе с нефтяниками и газовиками  |  Планируем прибыль  |  В несколько строк  |  Счетная палата сосчитала  |  У всех на устах  |  Забытый «Лумбовский»  |  Трубы на морском потоке  |  Штрихи к портрету мудрого человека  |  «Булава» - это зеркало настоящего  |  «Арктическая» на финишной прямой  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2009
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com