Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 28 мая 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 28 мая 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Косяк трески ходил в порту

Версия для печатиОтправить статью другу
Как верный признак экологического благополучия. Не у нас, конечно. Приключилась эта история утром на набережной Хаммерфеста. Подчеркну – портовой набережной, где то и дело швартуются траулеры, краболовы, суда береговой охраны, паромы и катера. Гавань Хаммерфеста – хорошее укрытие, и теми сутками в ней спрятались от шторма немало кораблей. Но не только. Из беспокойного моря в городскую бухту зашел косяк… трески.

ТРЕСКА, как известно, рыба открытой и чистой воды. Шторм ли, бескормица ли, а быть может, некое рыбье любопытство стало тому причиной, но косяк деловито дефилировал вдоль пирсов в прозрачной зеленоватой воде. В каком российском порту вы видели такое? Вот-вот. Мои спутники - журналисты из Мурманска от сей картины едва не впали в ступор. Один, правда, догадался расчехлить видеокамеру, а второй, понятное дело рыбак, долго еще сокрушался по поводу отсутствия спиннинга. Такое в Норвегии море.

О море особая речь

Потому что им Норвегия веками кормилась и кормится по сей день. Гадить в колодец, откуда черпаешь себе на пропитание, - удел идиотов. Раньше норвежцы жили рыболовством, сейчас - больше ресурсами шельфа, но суть не меняется – морскую ниву они берегут. Неудивительно, что основной компромисс, который постоянно ищут депутаты норвежского стортинга, касается рыбаков и добытчиков нефти и газа. У первых естественное опасение - как бы не навредить природе, у вторых забота – обеспечить нужные гарантии. Важно то, что обе стороны стремятся к согласию, не выстраивают лобби под коврами, а потому хотя и не сразу, но, как правило, компромисс находят. В парламенте, правда, отметили особенность: в северных районах такие вопросы решаются легче, в срединной части Норвегии, в частности на Лофотенских островах, труднее.

Оберег морской акватории от разливов нефти норвежцы возложили не по-русски - на малохольную общественность, а на свою береговую охрану – Kystverket. От нее так просто не отмахнешься - суда ее патрулируют побережье круглые сутки, и не припомнят в Финнмарке катастроф, подобных той, что устроил в Онежском заливе «Волготанкер», устроил и фактически не понес наказания. Видимо, и прокуроры в России не ровня норвежским. Нефтяные пятна – это ЧП, а чтобы до них дело не дошло, дозор Kystverket работает везде и всегда, и на упреждение.

Была проблема со шламом. Шлам - это те отходы, которые образуются в ходе бурения скважин. А скважин у Норвегии на шельфе много. По требованиям экологов в Норвегии действует закон так называемого нулевого выброса вредных веществ в море, и шлам добытчики исправно много лет вывозили (!) с шельфа на сушу. Там его приходилось… хранить в специальных отвалах. Возили, хранили и, подсчитывая миллиардные затраты, ломали голову, как этот самый шлам пустить в дело. И решение наконец нашли: после определенной переработки шлам можно использовать в качестве добавки при изготовлении определенных марок бетона.

Газ поймать и спрятать

Однако не только чистое море хотят иметь норвежцы, им еще и чистую атмосферу подавай, без избытка углекислого газа! Есть у них национальная стратегия технического развития норвежской нефтегазовой промышленности, озаглавленная OG21. Среди ее главных приоритетов – защита окружающей среды, атмосферы в частности. Это не декларация, не слова на ветер, а реальные чудеса.

Добыча и перегонка нефти, как известно, сопровождаются выделением двуокиси углерода. Так вот, метод контроля над парниковыми газами гигант норвежской экономики - компания «StatoilHydro» впервые опробовала на своем комплексе в Монгстаде. Здесь же для улавливания и хранения углекислого газа она теперь строит установку, которая локализует его в количестве не менее чем 100 тысяч тонн год!

Это не первый опыт «StatoilHydro» в борьбе за чистую атмосферу. Побочный углекислый газ, извлекаемый на морском месторождении «Sleipner», компания научилась закачивать в горные породы, углекислый газ с месторождения «Snohvit» она прячет в глубокие пласты шельфа, а летучие органические соединения, которые образуются при погрузке нефти на танкеры, ловит специальным оборудованием, очищает и снова закачивает в грузовые емкости.

Флот Норвегии по количеству судов пятый в мире, большинство – танкеры. Ни один из них не может выйти в море с просроченным экологическим паспортом - есть такой документ, подтверждающий исправность и чистоту трюмов, цистерн, машин корабля. Двигателями «Rolls-Roys», работающими на более экологичном природном газе, оснащены паромы компании «Fjord1», занятой на линиях у западного побережья страны. Еще одна компания, «Eidesvik Offshore ASA», не только стремится перевести ряд своих судов на газ, но в сотрудничестве с другими фирмами озаботилась идеей разработки топливных элементов для «сверхчистого судна». Знакомая северодвинцам фирма «Odfjell» решила снизить скорость некоторых своих судов-газовозов и химовозов, чтобы сократить вредные выбросы их двигателей в атмосферу.

Дыши, Норвегия!

Город за забором

Так можно сказать все о том же Хаммерфесте. Правда, забор этот, по российским понятиям, необычный – специальная сетчатая ограда. Тут надо пояснить – в здешней провинции водятся дикие олени. С наступлением тепла, повинуясь природному инстинкту, они мигрируют из южных районов на побережье. Есть и традиционное оленеводство, занимаются им в основном саамы – представители малой норвежской народности. Так вот, олени в городе нет-нет да и появляются - где одиночками, а где и стадом, когда на окраине, а когда и в самом центре. Хлопотно жителям с ними – как бы ноги не сломали или, не дай бог, под машину не угодили! Поэтому Хаммерфест огородили сеткой, подключили ее к электронной системе отпугивания животных. Дорого? Не дешево. А что делать? Хотя на электронику нам все-таки пожаловались: домашние лошади и коровы на импульсы реагируют, а дикие олени не всегда. Что тут скажешь? Дикие.

Но это не все. На перспективу в Хаммерфесте хотят обзавестись новым аэродромом со взлетно-посадочной полосой (ВПП) для тяжелых транспортных самолетов. Я видел ее проектный эскиз: длина - 2 километра, ширина – 150 метров. Строить полосу будут не на материке, хотя мест для аэродрома здесь предостаточно, а в… море, по дорогостоящим технологиям возведения насыпных сооружений. А знаете, что послужило одной из причин для «морского» варианта ВПП? Гарантия, что олени не смогут перебраться на искусственный остров, чтобы разгуливать по аэродрому!

***

Норвежцы жестко наказывают нарушителей экологических норм. Однако уверен, причину примерного для нас и законопослушания, и бережного отношения к окружающему миру следует искать все-таки не в этом. Стремление жить в чистоте и порядке, в согласии с людьми и природой у них, что называется, в крови, и понятно, что привито оно не одному поколению. В Норвегии я не впервые. Не стану уверять, что нет там окурков, брошенных мимо урны. Однако бытового свинства улиц и подъездов, которое большинством россиян уже воспринимается как нормальное явление, точно не наблюдал – ни в городах, ни в провинциальных поселках. Печально все это - мы или не умеем так жить, или не хотим. В принципе, эту дилемму каждый из нас решает для себя сам. Хотя в любом из случаев ответ никак не может стать оправданием.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ,

Хаммерфест – Осло



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Проект газеты «Корабельная сторона» и Центра судоремонта «Звездочка»   Лидер в подготовке специалистов для судоремонта по интегрированным программам!  |  Первая помощь судостроителям  |  От «Звездочки» детям Цхинвала  |  Наблюдать за «HYDRO»  |  Ягринские каникулы  |  Заказ наш!  |  Здесь будут посажены молодые деревца  |  От проекта к конкретным делам  |  Курс на Финляндию  |  Тюлень впечатлил!  |  Домой своим ходом  |
Постскриптум   Крейсер «Мурманск»: финал. Стыдно  |  Особенности русской рыбалки  |  Первые места первого училища  |
Регион   Персональный куратор  |  В несколько строк  |  НДС, который губит  |  «Викрамадитья» нам в убыток  |  Пока таинственный морской добытчик  |  Косяк трески ходил в порту  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2009
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com