Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 марта 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 марта 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Авианосный козырь

Версия для печатиОтправить статью другу
Главкомы о нем заявляют, аналитики спорят, корабелы ждут заказов. В майский день прошлого года с Николаем Яковлевичем Калистратовым мы побывали на авианосце «Викрамадитья», бывшем «Адмирале Горшкове». Громада корабля тогда еще высилась в бассейне Севмаша, и с его взлетной палубы открывалась превосходная панорама на верфь, так сказать, вид с перспективой. И в разговоре без перспектив не обошлось. Одна из них – строить авианосцы для российского ВМФ на Севмаше.

ЭТА нацеленность Николая Яковлевича меня порадовала. Была и такая мысль: об авианосцах обыватели склонны рассуждать с долей досужих фантазий, а они все же могут стать реальностью, хотя и не столь близкой, как хотелось бы.

Самые последние новости по авианосной теме озвучил на прошлой неделе один из руководителей ОСК Анатолий Шлемов: новый российский авианосец будет атомным, водоизмещением до 60 тысяч тонн. Как минимум, планируется построить три корабля - для Северного и Тихоокеанского флотов, а в перспективе - шесть. Уже проводятся техсоветы, на которых звучат конкретные требования к новому авианосцу, называются тактико-технические задания, и однозначно решено - не будет крылатых ракет, какие ранее практиковались на авианесущих крейсерах, а будут некие палубные самолеты пятого поколения, а также беспилотники концерна «Вега».

Место строительства кораблей пока не определено. Правда, выбор здесь невелик: либо Балтийский завод, либо Севмаш. Питерцы имеют опыт строительства судов водоизмещением до 100 тысяч тонн, а наша верфь больше всех построила кораблей с атомной энергетической установкой.

Насколько позволяет судить последняя аналитика, у каждой из верфей в верхах уже сформировалось свое лобби, и сделан прозрачный намек: в споре за авианосный заказ победит тот, кто предложит качественный и наименее затратный вариант.

Еще о Севмаше. Не так уж и давно Николай Калистратов сообщил, что верфь приступила к модернизации производства для строительства авианосцев. В проработке темы участвовал Центральный НИИ технологии судостроения и ЦНИИ имени А.Н. Крылова. В ходе модернизации планируется создать схему крупноблочного строительства кораблей. В частности, появится возможность в условиях цеха монтировать трубы и оборудование в блоки весом от 900 до 1,2 тысячи тонн, красить их для последующего формирования корабля. Будет модернизирован наливной бассейн, а также смонтирован кран грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн. Тогда же Калистратов пояснил, что на принципиально новое дело «часть из собственных средств уже затратил завод, часть получена от государства, часть запланирована к получению. Надеемся, что этот вопрос будет решен полностью. У нас по каждому производству уже есть процент готовности к строительству авианосцев, например по корпусу заготовки, обработки металла 80 процентов готовности».

ВОЗМОЖНОСТЬ строить в Северодвинске авианосцы (впрочем, не только их, но и крейсеры, лихтеровозы, супертанкеры и супергазовозы) обсуждалась и ранее. Собственно для этого нужен сухой док, позволяющий разместить там производство надводных кораблей водоизмещением свыше 100 тысяч тонн. О доке размерами 420х100х14 метров в свое время говорил, например, главный инженер «Звездочки» Олег Фролов - здесь сошлемся на источники в Интернете. С учетом разработки проектной документации на все про все понадобится семь лет, а сумма, в которую обойдется сооружение, - 9 миллиардов 739 миллионов рублей (цены приводим, разумеется, на тот период времени). Как приложение к сухому доку - транспортная система по доставке крупногабаритных блоков со стапелей Севмаша на «Звездочку». Еще одно преимущество такого комплекса – географическое: он будет располагаться в акватории внутреннего Белого моря и неподалеку от мест базирования Северного флота.

Строить? Не строить?

Три главкома сменилось у нашего ВМФ за последний, относительно короткий период. Необходимость и возможность строить авианосцы при каждом из них обсуждались с разной степенью активности. Мнения бытовали разные – от полного неприятия идеи до залихватских амбиций осилить 3-4 авианосца за 5-8 лет. Особенно словоохотлив в теме был Владимир Куроедов: «С 2005 года мы приступим к проектированию нового авианосца. После 2010 года приступим к строительству». На вопрос о том, сколько кораблей необходимо иметь России: «Чем больше, тем лучше». Он же о сроках: «К 2016-2017 годам новый авианосец уже войдет в состав Северного флота». Позднее: «Запланировано строительство еще одного авианесущего крейсера, но уже для Тихоокеанского флота. Будущее у палубной авиации есть. Уже через несколько лет мы увидим новый многоцелевой самолет».

Куроедова сменил главком Владимир Масорин. Говорил он в основном о фрегатах и корветах, но не обошел словом и авианосцы, дескать, нужно бы шесть единиц. После оптимиста Масорина главком Владимир Высоцкий уже мрачно заявил – авианосцы хотя и главное оружие, но довольно дорогие игрушки, бюджет их не потянет, программу их строительства не осилить.

В мае 2007 года перспективы авианосцев обсуждались на совещании руководителей военно-морской науки и судостроительной промышленности России. Совещание проходило на базе ЦНИИ Минобороны в Петербурге и решило все-таки – строить.

Доводы против

Таковые тоже есть, они серьезны, а иногда эпатажны – «строительство авианосцев в России не освоено в принципе, поэтому авантюра дорого обойдется». Из объективности выслушаем, например, Александра Храмчихина, заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа. К слову, военно-техническую политику руководства России в последние годы он характеризует не иначе как способную изумить любого непредвзятого человека, а наиболее тяжелой он видит ситуацию именно во флоте.

Боевой корабль – наиболее сложный и дорогой в постройке и эксплуатации класс боевой техники, его производственный цикл на порядки длиннее, чем для других вооружений, говорит Храмчихин, однако Россия и здесь показывает чудеса долгостроя. Так, головной подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» мы строим с 1996 года, головную многоцелевую АПЛ «Северодвинск» - уже 15 лет. Еще одно «чудо» - вместо несостоявшейся на калининградском «Янтаре» серии сторожевых кораблей проекта «Новик» с 2001 года в Питере строится серия корветов «Стерегущий», которые уступают «Новикам» и по характеристикам, и по вооружению. Эти небольшие кораблики (менее 2000 тонн) с весьма ограниченным набором вооружения строятся здесь по… шесть лет! Заложенный в декабре 2001 года «Стерегущий» передан флоту в феврале 2007 года, но так и не вступил в строй. Следующий корабль будет сдан не ранее 2011 года! В США эсминец класса «Орли Бёрк», а он крупнее «Стерегущего» по водоизмещению в четыре раза, строится за 2-3 года. В Китае фрегат типа «Цзянвей», примерно равный «Стерегущему», – за 1-2 года. Поэтому заявления, что нам надо за довольно короткий срок построить пять-шесть полноценных авианосцев, у аналитика «вызывают чувства, которые затруднительно выразить в рамках нормативной лексики».

Начать с нуля

По мнению Александра Храмчихина, строительство авианосцев в России не освоено в принципе. В Союзе имелись авианесущие крейсеры проекта 1143 «Киев», которые никак нельзя считать авианосцами, поскольку они не соответствовали ни характеристиками, ни своим вооружением классу «авианосец». Неполноценным является и единственный на сегодняшний день у России якобы авианосец «Адмирал Кузнецов». Отсутствие на нем катапульт, как и наличие ударного ракетного вооружения на борту, свидетельство того, что ни технологией строительства полноценных авианосцев, ни даже концепцией их Россия не обладает.

Вторая причина - авианосцы у нас просто негде строить. Все предшествующие авианесущие корабли, включая «Кузнецова», создавались в Николаеве. Цитируем Александра Храмчихина: «Питерские и северодвинские корабелы могут много и интересно рассказывать о том, что они способны дать флоту абсолютно все и даже еще больше, но, увы, верится в это с большим трудом. До 2020 года они в самом лучшем случае разработают проект и подготовят производственные линии под первый авианосец». Здесь же для справки: в США девять авианосцев типа «Нимиц» моряки получили в течение 35 лет. Мы же, не имея вообще никакого опыта и располагая некими мифическими деньгами, да еще и в условиях известного финансового кризиса, «отшлепаем» шесть кораблей за 10 лет?!

Третье - к несуществующим авианосцам потребуются… пока несуществующие самолеты. Выжимать все соки из 30-летней разработки Су-27, пожалуй, уже хватит. Истребители эти, безусловно, хорошие, только, как и вся техника, имеют свойство стареть, а «волшебные сказки про очередную модернизацию, придавшую Су-27 свойства самолета четвертого поколения, уже несколько утомили». Истребитель пятого поколения, призванный наконец заменить Су-27, уже превратился в легенду российского авиапрома. Так что же будет взлетать с палуб авианосцев? Вопрос остается открытым.

О стоимости

«Стоимость всего этого отсутствующего великолепия завораживает сразу», - иронизирует Александр Храмчихин. Меньше чем в 5 миллиардов американских долларов (по курсу начала 2008 года) каждый авианосец нам не станет. Это самая оптимистическая оценка. Но если бы дело было в собственно авианосцах и их самолетах! Начнем считать «приложения» к ним.

Причальный фронт. Из-за его отсутствия, как известно, тихоокеанские авиакрейсера «Минск» и «Новороссийск» всю свою короткую жизнь провели в море. Даже находясь в базе, они стояли на рейде. Вследствие этого корабли были вынуждены все время жечь топливо и бессмысленно расходовать моторесурс. А они ведь были относительно небольшими по размерам, заведомо меньше тех «пяти-шести авианосцев», которые нам обещаны. Причалов для авианосцев как не было, так и нет. Нет их и в планах. На Севере ситуация почти та же: «Кузнецов» всю свою жизнь базируется не у обычного причала, а на судоремонтном заводе, что само по себе еще и символично. Северный флот причалов тоже не строит.

Понятно, что любой авианосец был, есть и будет огромной и лакомой мишенью для самых разнообразных средств поражения. Чтобы придать ему так называемую боевую устойчивость, необходимы корабли охранения и обеспечения: 3-5 кораблей классов «крейсер–эсминец», 1-2 многоцелевые АПЛ плюс несколько универсальных транспортов снабжения и танкеров. На каждый авианосец!

Параллельно с мечтами об авианосцах, пишет Александр Храмчихин, со строительством одного СКР в шесть лет у нас списываются десятки кораблей в год, включая те самые крейсера и эсминцы. Главная причина их досрочного вывода из состава ВМФ – необеспеченность ремонтом. Ремонт корабля на порядок дешевле строительства нового. Странно выходит: на ремонт у нас денег нет, а на новые корабли они есть?

К тому же корабли для авианосного круга понадобятся новые. Даже если у нас построят хотя бы один авианосец, к этому времени все ныне существующие корабли океанской зоны будут списаны. Это первое. Второе: адекватную охрану авианосцу могут обеспечить только самые современные крейсера и эсминцы. Цена одного (!) такого корабля - 1 млрд долларов, если не больше, а кораблей понадобится, как минимум, 25–30 единиц.

Пирамиду принято строить с основания, замечает Александр Храмчихин, сперва со стапелей должны сойти корабли охранения, а уж потом авианосцы. Авианосец-одиночка, без охранения – нонсенс!

К слову

28 февраля на индийском государственном судостроительном предприятии «Cochin shipyard LTD» в городе Керале состоялась церемония закладки киля первого национального индийского авианосца. Министр обороны Индии А.К. Энтони присутствовал на этой церемонии и назвал событие историческим моментом. Сдается, морякам и корабелам России не мешало бы сделать из этого выводы.

В заявлениях главкомов и мнениях аналитиков разбирался заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Злая вода  |  Наш «Механик» утопил их «Марину»?  |  Нелетучий «голландец»  |  Светлым именем твоим я назову…  |  Невод с чешуйчатым серебром  |
У матросов есть вопросы   «Чарочка моя серебряная…»  |
Регион   Промысел без риска  |  Сеть торговая – грабеж  |  Черная полоса Балтфлота  |  У всех на устах  |  Офицеры, офицеры! Кража, дело, суд и меры  |  Живи, белек!  |  Еще один разговор о судострое  |  Снова в Индию  |  В несколько строк  |  Авианосный козырь  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2009
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com