Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 9 июля 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 9 июля 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Семнадцатое мгновение войны

Версия для печатиОтправить статью другу
65 лет назад в Северной Атлантике разыгралась самая известная трагедия

Многим она теперь известна по литерному обозначению – PQ-17. Английскими буквами PQ обозначались трансатлантические конвои с грузами ленд-лиза, шедшие к нам от союзников до 1943 года, 17 – порядковый номер каравана, а потому его трагедия, образно говоря, стала семнадцатым мгновением лета 1942 года. Шестьдесят лет назад в те часы и минуты, когда вы читаете эти строки, в Архангельск и Молотовск стекались чудом уцелевшие остатки PQ-17…

ПЕРВЫЙ транспорт конвоя - американский пароход «Bellingham» - добрался до Архангельска 9 июля. Следом, вплоть до 28 июля, небольшими группами и поодиночке на Северо-Двинский рейд вползали остальные десять. Последним от Новой Земли привели «Winston Sailem». Часть судов принял Молотовск. С уверенностью можно сказать о следующих: советские танкеры «Донбасс» и «Азербайджан», союзные «Samuel Chaiser», «Ironclad», «Ocean Freedom», «Winston Sailem»...

«Донбасс» прошел три моря, без устали отбивая атаки вражеской авиации. Его зенитчики сбили два торпедоносца, несколько повредили... «Азербайджан», груженный льняным маслом, был торпедирован еще в океане, горел, чудом остался на плаву. Его экипаж, почти наполовину состоявший из женщин, отказался покинуть, казалось бы, обреченный пароход, сумел дать ход машинам и в одиночку дошел до своих берегов.

Ремонт судна на молотовском заводе №402 вели ускоренными темпами. Благодаря смелым конструкторским и технологическим решениям сроки восстановления парохода сократили с месяца до... недели!

Американский пароход «Ironclad» тоже ремонтировали в Молотовске. Причем дважды. Правда, случилось это несколько позже. Пароход каравана PQ-17 уже на обратном пути из Архангельска сел на мель и серьезно повредил кормовую часть. Владельцы судна, видимо, оценили его состояние как безнадежное и «подарили» его нам. А молотовчане на заводе № 402 и архангелогородцы на «Красной кузнице» взяли да и восстановили пароход. А потом «Ironclad» вновь оказался в Молотовске. Уже под советским флагом и с новым названием на борту - «Марина Раскова».

Беззащитный конвой бесконечным полярным днем беспрерывно атаковали фашистские самолеты и подлодки. Он потерял две трети своих транспортов, 153 моряка из числа гражданских команд и невообразимое количество военных грузов. Впоследствии историки подсчитали, что этого оружия и снаряжения хватило бы для 50-тысячной армии.

Есть несколько версий того, почему этот караван на восьмые сутки пути остался без прикрытия. Десятилетиями трагическая развязка в истории с конвоем PQ-17 в нашей стране трактовалась как следствие коварных замыслов англичан. Не ошибок либо просчетов их высшего военно-морского руководства, а именно предательства. При жестком идеологическом противостоянии в «холодной войне» подобный взгляд стал догмой.

Но мир меняется. И оценки историков тоже. Те, кого интересовала истина, сочли нужным выслушать и англичан, тем паче изучению Второй мировой на море они уделили много больше внимания, нежели наша историография.

И в самом деле, чем мог руководствоваться адмирал Паунд, осмеянный как последний трус, когда отдавал приказ: «Крейсерам на полной скорости отойти на запад. Конвою рассредоточиться»?

Версий несколько. Одна из них - расчет Паунда был таков: пока «Тирпиц» гоняется по океану за отдельными транспортами, превосходящее немцев соединение адмирала Тови и подошедшие с востока крейсера из охранения PQ-17 отрезают фашистов от баз в Норвегии и обрекают «Тирпиц» на гибель в прямом столкновении.

Но все ли и всегда можно просчитать до конца?! Командир «Тирпица» рассчитывал на полную скрытность и, когда понял, что обнаружен советской подлодкой К-21, повернул в базу. Кстати, тоже ведь можно сказать, что испугался. После этого PQ-17, оказавшийся без ушедшего охранения, был растерзан подлодками и авиацией. Выходит, ради уничтожения «Тирпица» Паунд рисковал конвоем? Да. Бывает ли война без риска? Нет. Тогда - тактический просчет англичан? Да. Но никак не злобный стратегический умысел навредить своему союзнику...

Именно к этой версии последние годы склоняется большинство историков.

Самым ярким литературным отображением той катастрофы в Норвежском и Баренцевом морях и по сей день, безусловно, остается повесть Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», которую сам автор, вообще-то, представляет как «документальную трагедию». Произведение это очень эмоциональное, можно сказать, даже чрезмерно эмоциональное, что, как мне кажется, не лучшим образом отразилось на документальной его части. Тот, кто тщательно изучал события морской истории 1942 года, почувствует, что в «Реквиеме» есть несколько моментов, когда ради высокого художественного образа Валентин Саввич все-таки пожертвовал фактической стороной дела. Те же, кто рассматривал караван PQ-17 не только эпизодом Великой Отечественной войны на Севере, но и событием в контексте всей Второй мировой, почувствуют его пристрастность в оценке причин и следствий трагедии. Хотя все это, конечно, не способно умалить общечеловеческую ценность «Реквиема» - это действительно реквием - произведение скорбное и высоко звучащее, памяти павших в холодных водах пылающего океана.

К великому сожалению, события лета 1942-го в Северной Атлантике чрезвычайно скромно отражены художниками. Наш отечественный кинематограф лишь дважды обратился к теме PQ-17. В самом начале 70-х на киностудии имени Довженко режиссер Владимир Довгань снял полнометражный черно-белый фильм «Семнадцатый трансатлантический». Картина получилась любопытная, однако не снискала особого внимания кинозрителя. Второй попыткой стал фильм Александра Котта «Конвой PQ-17», вышедший в прокат в прошлом году. Замах его был широким - на эпопею, типа известного озеровского «Освобождения». Претензия содержалась уже в количестве заявленных серий. И в избранных персонажах она имелась, ведь наряду с рядовыми «рабочими войны», какими являются моряки транспортов и краснофлотцы, тут присутствуют и Гитлер, и Сталин, и Дениц с Редером, как и Черчилль с лордом Адмиралтейства Паундом. Но эпопеи не получилось. Осталось впечатление постановки уездного театра, который замахнулся на уровень столичного. Создатели картины пытались точно следовать по наезженной колее повести Валентина Пикуля. Но его «Реквием каравану PQ-17» был написан еще в 1970-м, когда далеко не все было установлено с позиций факта. К тому же известные политические шоры мешали объективно разобраться в истоках многих наших трагедий. Полагаю, и сам Валентин Саввич это понимал, если во вступлении к «Реквиему» написал: «Немыслимо отразить всю полноту описываемых событий, и потому более подробную картину судьбы PQ-17 читателю следует искать в специальных работах». Собственно, главная ошибка создателей сериала, на мой взгляд, кроется именно в этом: специальных работ по теме, а их на сегодняшний день предостаточно, они не прочли.

Иначе они наверняка избежали бы серьезных неточностей, например в эпизодах потопления реального советского транспорта «Ижора». Или же в эпизодах погрузки золота на реальный крейсер «Эдинбург». Иначе не резала бы глаз мифическая трехзначная нумерация сторожевых кораблей Северного флота, субординационные нелепости, ряд бытовых деталей госпитального быта... Ну и потом: Герой Советского Союза Лунин в ушанке, с которой он, похоже, не расставался даже в бане... Матрос, упражняющийся в горловом песнопении в самый разгар боя... Нельзя же давать волю фантазиям до такой степени!

Безусловно, у художника есть право на вымысел. Ему дозволено придумывать героев, наделять их характерами, в конце концов, ему не возбраняется и вымышленная ситуация, но у него нет права выдавать свои художественные фантазии за исторический факт. В сериале, к сожалению, так и произошло. А еще и операторская камера, зажатая боязнью «выдать» на втором плане какую-нибудь деталь современности, батальные эпизоды, лишенные ритма, поступки без мотивации, до раздражения затянутый киноряд.

Впрочем, киноманам и всем тем, кого интересует тема войны на Севере, настоятельно рекомендую прочесть во втором номере журнала «Двина» за этот год статью «Конвой, который предали». Автор ее - Михаил Арсеньевич Головко, сын адмирала Головко, бывший военный моряк, ныне историк. Он подробно пишет о «ляпах» этого фильма. Более того, сын адмирала убежден, что подобные кинотворения о войне - это не просто творческие неудачи, а самое настоящее предательство памяти и правды о ней.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Памяти подрезанных крыльев  |  Кольских «утопленников» пересчитали  |  Злая вода  |  «Паллада» поднимет паруса  |  Какая «мошка» Хрущева возила  |  Смелый «Фасон» новгородцев  |
Из века в век   Семнадцатое мгновение войны  |
Регион   «Нигде в мире так не делается...»  |  Редеет ледокольный строй  |  У всех на устах  |  Большой балтийский переезд  |  «Иван Петров» работает на трубу  |  Первая проводка флагмана  |  «Бореям» служить на Камчатке  |  В несколько строк  |  Юбилей создателя «Варшавянки»  |  «Рации» экономят миллионы  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2007
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com