Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 9 июня 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 9 июня 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Любите Родину, ребята!

Версия для печатиОтправить статью другу
Размышления у экспозиций школьного музея

Средняя школа №2 появилась одновременно с тем, как поселок Судострой получил статус города и новое свое наименование - Молотовск. Сначала она располагалась в той части Северодвинска, которую в обиходе принято называть деревянной. Деревянным было и ее двух-этажное здание. В конце 70-х прошлого века, когда городская стройка уверенно шагала на запад, школа №2 тоже стала новоселом, и с той поры ее адрес: Трухинова, 10.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что за семь десятков лет среди учителей и учеников школы оказалось немало известных в городе людей. Однако повод для сегодняшнего рассказа иной - о добром, полезном и, к сожалению, редком ныне начинании, за которое взялись здесь, - о школьном музее.

Шире взгляд

Музей (ему, к слову, шесть лет), был рожден благородной идеей - рассказать о тех выпускниках школы, которым выпал жребий прожить короткую жизнь, но совершить подвиг. Их трое - Константин Козлов, погибший в афганскую кампанию, и два Дмитрия - Капинос и Пустынный, сложившие головы в Чечне. Но вскоре инициаторы поглядели шире и дальше - в экспозициях нашлось место и самой истории школы, и ее учителям, выпускникам и даже городу. В целом же, сознательно или случайно, на стендах самодеятельного музея проявился многолетний отрезок нашей истории, своеобычно отраженный зеркалами канонов, уклада и быта общеобразовательной школы.

Коллекция букварей и учебников из прошлого, так же как и тетрадей, прописей и дневников - можно сравнить их с нынешними - пытливому уму пища для размышлений. Перьевые ручки, чернильницы-непроливашки, деревянные пеналы, расписанные под хохлому, школьные значки разных лет - с ними ходили родители современных учеников на уроки. Эти старые вещи тоже повествуют. А образцы школьной формы, сшитые, правда, для кукол, - разве не интересно?

Есть экспонаты и вовсе любопытные: задачник 1906 года, репринтное издание букваря 1914-го, или - «Букварь для школ грамоты» - это для тех взрослых, кто смог пойти в первый класс лишь к 1941 году. Грифельная тетрадь, между прочим, архангельского производства - это придумка уже военных лет, когда бумага шла на вес золота...

Отдельной экспозиции удостоилось северодвинское издательство «Северная неделя»: оказывается, сразу несколько ныне работающих здесь сотрудников в свое время сидели за партами школы № 2. Это и журналисты Александр Бурлов и Александр Гузнищев и руководитель предприятия Вячеслав Белоусов. Между прочим, и к северному писательству школа № 2 тоже оказалась причастной: здесь в свое время директорствовал большой знаток и подвижник литературы Олег Раменский и учеником был ныне известный архангельский прозаик Михаил Попов. В экспозициях это тоже отражено...

В своем музее школьники сами проводят экскурсии, которых, по общему счету, уже за две сотни. Тематика их очень разнообразная. Здесь же устраиваются выставки, проводятся встречи и дни открытых дверей, ребята готовят рефераты, исследовательские работы, с которыми успешно выступают на научно-практических конференциях школьников...

Руководит работой музея Марина Николаевна Дряхлицына - преподаватель русского языка и литературы. Кстати, тоже ведь примечательный факт - не учитель-историк, а филолог. Выходит, есть у Марины Николаевны широкие интересы, увлеченность, впрочем, как и обязанности, выходящие за рамки ее школьной специальности. И это радует. Как не может не радовать, что не остаются в стороне от работы музея и родители учеников, и другие педагоги. Учитель физкультуры Сергей Викторович Лудков - заядлый турист-водник - сумел увлечь ребят не только познавательными странствиями. Он взялся за дело так, что походы по Онежскому и Пинежскому краю стали еще и экспедициями, в которых школьники получали представление об азах этнографических изысканий, а их находки заняли место в экспозициях музея...

То, что сегодня называют массовой культурой, к истинной культуре, вообще-то, имеет спорное отношение. Бесспорно другое - нашего обывателя уже привадили к зрелищам пустым и праздным, а нынешняя молодежь, по образному и точному выражению Василия Ливанова, «жрет что попало». Не потому ли и к музеям с краеведческой тематикой отношение известное, и «подкармливаться» они порой вынуждены за счет заезжих экспозиций восковых фигур, шокирующих или псевдоэкзотических редкостей. А здесь школьный музей, даже не ведомственный и по многим критериям - любительский. Так какой в нем смысл? А смысл есть.

«Умники» и «Крутышки»

Всем хорош пятый телевизионный канал «Культура», признаюсь, смотрим его всей семьей. Огорчает здесь лишь одна передача - «За семью печатями». Идею организаторы позаимствовали у коллег с «Первого», придумавших «Умников и умниц» - одну из самых замечательных программ донельзя политизированного, ангажированного и не всегда честного телеэкрана. Здесь можно увидеть, не побоюсь такого определения, интеллектуальную элиту нашей молодежи и порадоваться тому, что не вся она озабочена поисками «ледяной свежести», а также «Клинского», «Кириешек» и «Крутышек»...

Так вот, на «Культуре», вероятно, решили повторить успех «Умников и умниц». К сожалению, вышло с точностью до наоборот! Как, скажем, в передаче, посвященной норвежскому полярному исследователю Амундсену. Тематику ее не держали в секрете от будущих соискателей призов, но большинство «печатей», а их выдают за правильные ответы, тогда заработали для главных участников зрители, которые подсказывали им с мест. Рад был бы видеть в том случайность, но и в последующих «Семи печатях» правильные ответы на вопросы, которые задавал ведущий, зачастую не звучали, хотя и легко отыскивались недалече от пределов школьной программы.

...Когда трое старшеклассников, избранных на роли знатоков истории, не могут назвать год покорения человеком Северного полюса, это, мягко говоря, удивляет. Когда, надо думать, не троечник путает великого русского морехода Витуса Беринга с великим... английским пиратом Френсисом Дрейком, тогда не знаешь, на что и думать - то ли это следствие слабого отбора участников, то ли первые плоды разрушительной реформы образования, которую с упорством, достойным лучшего применения, навязали российской школе министр Фурсенко и сотоварищи. И, по большому счету, уже есть повод задуматься - отчего в многомиллионной стране блестяще эрудированных школьников хватает только на одну программу - «Умники и умницы»?!

Идея всем известна

Хороший школьный музей как надежное подспорье основной учебной программе - это лишь один положительный момент. Есть и другой.

Много и правильно сказано по поводу того, что в современной школе нет того поля внеклассной работы, которой, к счастью, были охвачены учащиеся, к примеру, моего поколения. Кстати, в школе №14, где я учился, своя краеведческая экспозиция тоже имелась. Кружки, студии, самодеятельные клубы, другие творческие объединения - нам-то все это предоставляли с широким выбором. Помимо того, что принято называть дополнительным учебным материалом, здесь были и профессиональная ориентация, и живое общение со сверстниками, и общее дело, которым прививался дух коллективизма...

Сейчас и подобного тому нет. Мне это видится итогом памятного и поспешного порыва, когда при Ельцине решительно взялись изничтожать пионерскую организацию. А ведь вокруг красногалстучного ребячьего племени много чего хорошего и полезного выстраивалось, а не только основы «политического воспитания в верности КПСС». Но, как водится, в реформаторском угаре снесли все. Когда же спохватились, пошли потешные придумки со скаутами и прочие инородные начинания. Потому они и не прижились. Теперь вчерашние разрушители как заполошные носятся в поисках некой объединительной «национальной идеи». А идея-то, между прочим, проста - любите свою Родину, ребята!

Музей, созданный содружеством педагогов и учеников школы № 2, и ему подобные служат как раз этому. Не каждого школьника он позовет в дорогу к своей будущей профессии, но мыслящего ученика знакомство с экспозициями, вдумчивая работа с ними обязательно приведет к познанию простых, но важных истин, без которых нет глубоко личного восприятия истории и уважения к своему Отечеству.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Академик обезвреживал мины  |  Кому помешал герой?  |  Скромное обаяние министра  |  Злая вода  |  Индейская пирога в Онего  |  На Яграх зазеленел газон  |
Из века в век   Любите Родину, ребята!  |
Регион   Прощание с «Еланской»  |  Вернуть треть грузов России  |  У всех на устах  |  Господин Греф не умеет считать  |  Шесть отсеков на хранение  |  В несколько строк  |  О военных заказах в Мирном  |  «Кузница» пошла на биржу  |  С кабелем ошибка вышла  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июнь 2007
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com