Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 сентября 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 сентября 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Холодное лето 42-го

Версия для печатиОтправить статью другу
Реквием каравану PQ-17 и жителям военного Архангельска

«Что же случилось?»

…По мере нашего продвижения на юг «юнкерсы» бомбили нас каждые семь часов. Я видел, как мы потеряли два транспорта - «Hoosier» и «El Capitain». В начале избиения конвоя советский танкер «Азербайджан» с грузом сырой нефти был торпедирован и загорелся. Часть команды покинула судно, но женщины-пулеметчицы остались, направили оружие на отходящую шлюпку и вынудили паникеров вернуться. Пожар был потушен, и судно догнало конвой. Я слышал, что, когда «Азербайджан» ошвартовался в Молотовске, те, кто спешил оставить горящее судно, покинули его под конвоем…

А мы спустя два дня достигли небольшого порта Йоканга. Но с борта русского лоцманского бота приказали убираться: порт «секретный»! Пришлось «хромать» дальше в Белое море, где нас еще раз атаковала пара «юнкерсов». Ни одного русского истребителя мы так и не увидели.

Мы все спрашивали себя: что же случилось? Помню, уже на подходе к дельте Северной Двины наш сигнальщик сказал командиру, лейтенанту Бойду: «Простите, сэр, но я думаю, что нам надрали задницу!»

После высадки спасенных, пополнения запасов и небольшой передышки корветы вернулись в море для поиска уцелевших людей и судов. Коммодор конвоя Джон Даудинг, однажды уже спасенный из воды, когда его судно «Afton River» было торпедировано, считал долгом собрать остатки каравана.

Спасенные и спасители

Корветы достигли Маточкина Шара и обнаружили там еще пять судов конвоя под охраной 500-тонного противолодочного траулера «Ayrshire», которым командовал лейтенант Градуэлл, до войны известный как отважный и даже эксцентричный яхтсмен. Покрасив белым корпуса, они укрывались от немцев на фоне ледяных скал.

Мы взяли курс на юг. Вскоре к нам присоединился британский транспорт «Empire Tide», ему удалось самостоятельно сняться с мели в заливе Моллера. Мы также обнаружили американский транспорт «Уинстон Салем», укрывавшийся в небольшом заливе. Его перепуганная команда заклинила орудия, выбросила за борт оружие и готова была объявить себя «нейтралами». Американцы отклонили наши предложения помощи, потребовав эвакуации по воздуху. Пришлось их оставить. Позже их вывезли на летающей лодке «Каталина», а британские добровольцы, высаженные на борт, привели судно в порт.

Это была позорная история. К сожалению, некоторые из американских торговых судов делали свой первый рейс, а их экипажи состояли из людей, до того ни разу не видевших моря. Отношения между спасшимися американцами и их британскими спасителями порой становились весьма напряженными. Американцы рассчитывали на более высокий стандарт лечения и ухода. Некоторые отказывались работать: «Мы - потерпевшие крушение!» Более того, мы заметили, что никто из спасенных белых американцев даже не соглашался принимать пищу за одним столом с чернокожими соотечественниками!

Наконец примерно через две недели после рокового сигнала «Рассеяться!» остатки конвоя PQ-17 были собраны в Архангельске: 11 транспортов и более 1300 оставшихся в живых, среди которых были тяжело раненные и обмороженные, потерявшие впоследствии конечности в русских госпиталях, зачастую даже без анестезии. Потери составили: 24 транспорта, одно спасательное судно, 450 танков, 200 самолетов, 300 армейских транспортных средств и около ста тысяч тонн других военных грузов. Этого хватило бы на оснащение целой армии. Погибли 156 храбрых союзных моряков, 50 человек попали в плен. А в Британию из 36 судов PQ-17 вернулись лишь семь…

Роковой Диккенс

Британские эскортные корабли в Архангельске были вскоре переведены вниз по реке на деревянные причалы поселка Экономия.

Наши парни редко сходили на берег, разве что для игры на деревянных причалах под недружелюбными взглядами русских часовых. Боюсь, что они были настроены враждебно к нам. Они не знали, что мы также сражаемся на Дальнем Востоке и в Африке. Впрочем, неудивительно, что русские были ожесточены: их армия сдерживала Восточный фронт, а на фронт Западный, второй по-прежнему не было ни намека…

Однажды командир отправил на берег нашего артиллериста Фредди Уэйна, чтобы тот попытался дозвониться в британскую военно-морскую миссию в Архангельске с причала. Интересный был человек этот Фредди. Бывший учитель музыки, он мог отличить любое судно конвоя в тумане по звучанию его горна или сирены: «Высокое фа, командир, - «Эмпайр Тайд»!» Так вот, его остановила женщина-часовой из военизированной охраны. Фредди, улыбнувшись, сказал: «Добрый день» - и двинулся дальше. Его следующим впечатлением стал штык пониже спины…

Гражданское население, впрочем, было более дружелюбным. Рабочие на берегах Двины неизменно приветствовали нас, размахивая руками, а русские суда салютовали флагом.

Я смог познакомиться с молодой школьной учительницей Катей, немного говорившей по-английски и старавшейся узнать больше. Вскоре она решила показать мне хрестоматию по английской литературе. Там была адаптированная версия «Оливера Твиста», изложенная в настоящем времени. Описание трущоб и нищеты воспринималось как картина Лондона середины XX века. Я объяснил, что это не так, что Диккенс жил 100 лет назад, а описывал период еще более ранний. Она мне поверила, но, к сожалению, уйдя от меня, рассказала об этом. Потом я узнал, что она была сослана «за распространение западной пропаганды»…

Экономия в Экономии

Чтобы умилостивить советские власти, корветы «Lotus», «La Malouine» и наш «Poppy» отправились на поиски некоего рейдера, который якобы обстрелял маяк на мысе Канин Нос. К счастью, мы никого не обнаружили, зато возвратились с небольшим запасом трески, на которую потратили глубинную бомбу.

Кстати, наши и без того урезанные пайки были еще уменьшены. Ежедневная «диета» из риса и небольшой порции тушеной говядины не включала никакой зелени, кроме странного вида капусты и нескольких картофелин, украденных с риском для жизни с охраняемой фермы. Не было дрожжей, испечь хлеб было невозможно. Мы даже вскрыли банки с сухарями из шлюпок. Но смертельный удар по нашим бойцам был нанесен, когда закончилась выпивка! В конце концов Адмиралтейство отправило на Белое море два эсминца, которые доставили много необходимых припасов.

Спасенные британцы и американцы с погибших судов жили на берегу еще хуже. После госпиталя многих из них поселили в бараки и снабжали продуктами по русской норме. Мы нередко навещали их. Делились тем, что могли сэкономить.

В августе состоялся рейд на Дьепп (неудавшийся десант на бельгийском побережье. - С.А.) и советские власти, полагая, что это и есть начало открытия долгожданного второго фронта, доставили на наши корабли несколько мешков капусты и несколько тощих, дурно пахнущих туш яков. Капуста была с благодарностью принята, однако к якам люди отказались даже прикасаться и сожгли их: прошел слух, что это… трупы немецких солдат! Кстати, после сообщения о неудаче набега на Дьепп русские требовали яков назад, говоря, что дар был незаслуженным!

Сын корвета

Появившись здесь в начале лета, мы встретили старух с длинными рыболовными сетями, поджидавших, когда мы сбросим за борт остатки продовольствия, чтобы немедленно их выловить…

Мы были потрясены и впоследствии сохраняли остатки пищи для этих несчастных. Попадались также десятки маленьких сирот на деревянных причалах. Эти дети выменивали сигареты и шоколад на красноармейские звездочки.

Многие экипажи как бы усыновляли этих ребят. Корвет «Dianella» приютил семилетнего сироту по имени Вовка. Матросы сшили ему форму со знаками различия унтер-офицера, у него был собственный маленький гамак и боцманская дудка, питался он вместе с командой. Когда в сентябре настало время уходить, по щекам наших маленьких приемышей бежали слезы. Не берусь утверждать, что не было слез и на лицах наших унтер-офицеров, которые очень полюбили этих детей…

Записал и перевелСергей АПРЕЛЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Мир   «Щит» и «Кольцо» на Тихом океане  |  Азия объединяется против корсаров  |   «Золотая принцесса» рискует  |  В несколько строк  |
Северодвинск   Строили город. И укрепления  |  Их «близнецы» и наш БДР  |  Единственный в России и на Двине  |  Строим для Харасавэя  |
Россия   У всех на устах  |  Успех, неудача, трагедия  |  115 сил на один «Stringer»  |
Общество   Холодное лето 42-го  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2006
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com