Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 28 февраля 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 28 февраля 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Последний парад наступает...

Версия для печатиОтправить статью другу
Походы в атомный ад прославленные корабли начинали в Северодвинске

В 1955-м известный ныне адмирал И.Н. Паргамон командовал средней подлодкой С-19 Северного флота. В апреле он получил приказ: «прибыть в Молотовск для переоборудования». Цель «переоборудования» не объяснялась. Но, как отмечает в своих воспоминаниях Иван Николаевич, «по факту переукомплектования, замены части экипажа более устойчивыми в моральном отношении офицерами и матросами, вниманию особого отдела становилось очевидно, что задачи предстоит решать необычные и весьма ответственные...»

241-я бригада

В июне лодка перешла в Молотовск и стала у причала завода № 402. По словам И.Н. Паргамона, ее встретила группа инженеров под руководством Н.К. Шипунова. Только после обстоятельного разговора с ним стала проясняться цель «переоборудования», как, впрочем, и дальнейшая судьба корабля, но вслух об этом тогда не говорили...

За год до этого на Новой Земле был создан испытательный полигон. Для изучения «факторов воздействия» атомного оружия на боевую технику требовались корабли-цели. Поэтому приказом командования в Молотовске организовали 241-ю бригаду опытовых кораблей. Ее возглавил капитан I ранга П.А. Бертяшкин. В состав бригады с Балтийского и Северного флотов отрядили разнородные корабли, в том числе гвардейский эсминец «Гремящий», эсминцы «Урицкий», «Куйбышев» и «Карл Либкнехт» - все участники Великой Отечественной. К слову, к таким ветеранам относилась и С-19 - подлодка И.Н. Паргамона, а также крейсерская Б-9, бывшая К-56. Были также С-81 и С-84 - трофейные немецкие подлодки среднего класса, два базовых минных тральщика отечественной и два канадской постройки. Все они попеременно швартовались то у причалов завода № 402, то на Яграх для специального «переоборудования». Все работы выполнялись ускоренными темпами. На кораблях главным образом монтировались приборы: для регистрации воздействия ударной волны, дозиметрические - для замеров проникающей и остаточной радиации, а также измерители светового излучения.

Уже в конце июля первая группа кораблей прибыла к Новой Земле...

Время «Ч»

Корабли расставили на бочках по разработанному плану - дальше или ближе к эпицентру запланированного взрыва. В «эпицентр» поставили минный тральщик-стотонник. На мачте его смонтировали ядерный боезаряд, который подрывался по радиосигналу.

Подлодку С-19 расположили на якорных бочках в надводном положении в 1400 метрах от тральщика. Другая подлодка -

Б-9 находилась еще ближе к эпицентру - в 1000 метрах, и как бы в подвешенном состоянии: с помощью якорей и тросов ее установили на перископной глубине - 9 метров, удифферентовали с небольшой отрицательной плавучестью. «Немецкие» лодки

С-81 и С-84 поставили на бочки в надводном положении соответственно в 1000 и 1800 метрах от боезаряда. Примерно на таком же удалении стоял и гвардейский эсминец «Гремящий». Команда его сошла на берег, но главная машина содержалась в исправном состоянии и была готова к запуску по радиосигналу. Кроме того, к борту «Гремящего» приварили опытовую секцию с механизмами эсминца 56-го проекта. Такой корабль тогда еще только проектировался, и его создатели намеревались испытать свои конструкции ударом и жаром реального атомного взрыва...

Адмирал И.Н. Паргамон описывает свои впечатления так: «Мне в числе нескольких командиров на защищенном наблюдательном пункте «посчастливилось» увидеть и услышать жуткое зрелище, наблюдая его в специальное оптическое устройство. Вырос огненный купол грибовидного облака, в его районе взметнулись вверх раскаленные обломки корабля - «смертника», выполнившего историческую роль на первом этапе флотских испытаний. Я был поражен увиденным и тем, как может грохотать и гудеть земля под ногами, как неведомая сила ударной волны сметает все на своем пути, а световое излучение сжигает объекты и корабли цели... Грибовидное облако удалялось на восток, в сторону Карского моря, распространяя на своем пути радиоактивные осадки, разрушение, гибель опытовых объектов и всего созданного природой. Вскоре оно исчезло из виду, и наступила мертвая тишина...»

Из подводных лодок сильнее всего пострадала С-81. Она уже не подлежала восстановлению, и ее оставили на Новой Земле. Другие - Б-9 и С-84 - пострадали меньше. О своем корабле С-19 Иван Николаевич вспоминает так: «После взрыва нашу лодку отбуксировали на береговую осушку бухты Песцовой. Мы увидели ее в довольно неприглядном виде, с креном и дифферентом она лежала на песчаном пляже - носовая часть на суше, а корма притоплена в воде. Легкий корпус - с обожженной до черноты бортовой краской, палуба исковеркана, ограждение рубки повреждено...»

Однако внутри отсеков особых разрушений моряки не обнаружили, аккумуляторная батарея оказалась исправной, прочный корпус выдержал, уровень радиации был в пределах нормы. Поэтому вскоре с помощью спасателей

С-19 стащили с отмели и поставили на якорь. После тщательной дезактивации все уцелевшие корабли стали готовить к переходу в Северодвинск. Позже все они вернулись к причалам 241-й бригады.

В 1956 году атомные взрывы на Новой Земле не проводились - действовал мораторий.

Изделие «Т-5»

Очередным этапом испытаний стал подводный атомный взрыв. Его решили произвести уже в 1957-м с помощью торпеды, ее обозначали кодом «Т-5». Атомное оружие только-только поступало на флот, можно сказать, единичным порядком, и всем было интересно, как выглядит эта самая атомная торпеда. Капитану I ранга Э.В. Голованову, бывшему в 1957-м старпомом подлодки

С-45, ее удалось увидеть в губе Белушья на Новой Земле. Его корабль ошвартовался рядом с плавбазой «Неман». По соседству с ними принимала на борт ядерную торпеду подлодка С-144 командира Г.В. Лазарева. Секретность блюли строго. Всех, кто мог бы видеть «изделие», убрали в нижние помещения плавбазы, а иллюминаторы задраили. Голованов же на тот час дежурил по дивизиону и оказался на причале. Эрик Викторович вспоминает: «Картина была интересная. От торца до середины причала с обеих сторон стояли автоматчики с интервалом в два-три метра. По причалу очень медленно шел грузовик и на тележке вез закрытую брезентом торпеду. Подъехали к лодке, сняли брезент, но... ничего нового я не увидел - торпеда как торпеда. Ее загрузили, и С-144 ушла...»

Спустя некоторое время по тревоге снялся и весь дивизион подлодок, которые заняли позиции строго в отведенных точках. Корабли стали в надводном положении, на их мостики вынесли приборы радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля...

По «Грозному» - пли!

На сей раз в качестве опытовых кораблей в полигон прибыли корабли-ветераны Великой Отечественной: снова эсминец «Гремящий», эсминцы «Грозный» и «Разъяренный», а также подлодки - Б-20 (Л-20), Б-22 (Л-22), С-19 и С-84. О лодках Л-20 и Л-22 следует сказать особо: в августе 1942 года их сдали Северному флоту корабелы завода № 402. Корабли эти успешно воевали, Л-22 наградили орденом Боевого Красного Знамени. И вот в конце жизни первенцы молотовского подводного кораблестроения вернулись туда, где получили свои свидетельства о рождении - приемные акты. Правда, теперь им предстояло готовиться к «последнему параду»... Командиром Б-22 (Л-22) назначили И.Н. Паргамона. Для Ивана Николаевича это были вторые ядерные испытания на Новой Земле.

Во флотилию обреченных кораблей 1957 года добавили еще и несколько минных тральщиков и транспортов старой постройки. Всех их расставили на акватории губы Черной в определенных точках. В центре был эсминец «Грозный», подлодки - на различных дистанциях от эпицентра как в надводном, так и в положении под водой...

Пуск торпеды производился в губе Черной 10 сентября с перископной глубины из кормового аппарата по пеленгу на эсминец. Лодка стреляла кормой, потому что сразу же после выхода торпеды должна была, не теряя времени на разворот, полным ходом в подводном положении выходить из района стрельбы в открытое море. Как свидетельствуют моряки, свою задачу экипаж С-144 выполнил блестяще...

Само зрелище подводного ядерного взрыва, в этом сходятся все очевидцы, завораживало! Акватория в районе нахождения кораблей-целей вздыбилась. Сначала все услышали нарастающий мощный гул, потом грохот. В клубах воды, пара и дыма высоко в воздух взлетели раскаленные обломки эсминцев «Грозный» и «Разъяренный». Эти корабли почти мгновенно затонули... В свое время участник испытаний адмирал в отставке А.В. Петерсон рассказывал мне о той жгучей горечи, которая охватила его в те мгновения, ведь на момент взрыва Анри Викторович был командиром «Разъяренного»...

Другие корабли-цели либо так же стремительно затонули, либо получили такие повреждения, что едва держались на плаву. К их осмотру приступили только через несколько дней, с улучшением радиационной обстановки.

Подводные лодки - Б-20, она была погружена в 300 метрах от эпицентра взрыва, а также С-84 и С-19 - получили настолько серьезные повреждения, что восстановлению не подлежали.

Подлодку Б-22, погруженную в 700 метрах от эпицентра, на наличие повреждений корпуса сначала обследовали водолазы. Потом аварийщики подогнали 75-тонный килектор и с его помощью лодку подняли. Станция продувания главного балласта была установлена на палубе ходового мостика. Продулись - лодка всплыла в крейсерское положение. Подводники отдраили рубочный люк и в средствах химзащиты спустились в отсеки. Они оказались сухими, лишь в трюмах скопилось немного воды. Механизмы и устройства оставались в исправном состоянии. Животные, размещенные на лодке в качестве «подопытного материала», тоже не пострадали. После вентилирования отсеков и задраивания всех забортных отверстий Б-22 приготовили к буксировке.

Еще через двое суток экипаж подлодки перешел с берега на корабль. Здесь моряки зарядили аккумуляторные батареи, а еще через несколько дней сделали контрольный выход в море с удифферентовкой и погружением на глубину 60 метров. Когда убедились, что подлодка-ветеран выдержала и это атомное испытание, на нее перешли экипажи погибших лодок С-19, С-84 и

Б-20. Своим ходом Б-22 прибыла в Северодвинск, где после зимовки вновь стала готовиться к испытаниям, намеченным уже на 1958 год. Тогда же сменился и командир корабля: вместо И.Н. Паргамона в полигон у Новой Земли подлодку отвел капитан II ранга В.П. Шумаков. Обстоятельства тех, новых испытаний мне неизвестны. Однако есть сведения, что после них Б-22 (Л-22) - первенец молотовского подводного кораблестроения - оставили зимовать у острова Домашний, а затем сдали на слом.

История ягринской 241-й бригады опытовых кораблей - малоизвестная страница в летописи нашего города, и, как нам кажется, заслуживает отдельного, более подробного разговора. Сегодня мы можем назвать имена командиров некоторых кораблей, в разное время входивших в состав бригады. Это эсминцы: «Гремящий» - Л.И. Чугунов, «Куйбышев» - С.Ю. Брагин; подлодки: Б-9 - И.С. Луганский, С-81 - Г.С. Мажный, С-84 - В.А. Евдокимов; минные тральщики Т-218 и Т-219 - Ручко и Гинбург; транспорт «Кери» - А.И. Паньшин, штабное судно «Эмба» - Д.П. Гилевич. На этих кораблях, возможно, служили и северодвинцы. Мы были бы благодарны морякам-ветеранам 241-й бригады за их воспоминания.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |  Контейнеровоз-растеряха  |
Мир   Обмиссурились  |
Северодвинск   Экономия масштабнее Бакарицы  |  Здравия желаем, юнгаши!  |  В моряцком теле спортивный дух  |  Последний парад наступает...  |  Вести с верфей  |  Два праздника в одном  |  «Moss» раскрутит маховик производства  |  НТВ о Севмаше  |  Диалог с «Янтарем»  |  Ждем академика  |  «Тайфуны» исчезнут там, где родились  |
Россия   За «Лепсе» глаз да глаз  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2006
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com