Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 24 января 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 24 января 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Он из Кронштадта

Версия для печатиОтправить статью другу
В трудовой биографии Владимира Миронова балтийский форпост был началом

«Мы из Кронштадта». Этот легендарный фильм Ефима Дзигана о моряках-балтийцах, стоящий в одном ряду с «Чапаевым», смотрели по нескольку раз. И в обиходе, желая подчеркнуть свою основательность, надежность, тоже говорили: «Мы из Кронштадта!» А Владимир Миронов, ветеран предприятия «Звездочка», нередко вспоминает эту фразу и до сих пор. Потому как он и в самом деле из Кронштадта, который считает своей малой Родиной. Да и как иначе, если все его босоногое детство и юность, за немногим исключением, прошли в этой всемирно известной морской крепости, форпосте морской славы.

Выборг

- Родился-то я в Татарии, в двухстах километрах от Казани, - вспоминает Владимир Сергеевич, - Но отец был военным, и очередное назначение получил в Кронштадт, когда мне было четыре года. И там осели надолго, капитально, на десятки лет...

Впрочем, с трехлетним перерывом. В первые же дни войны началась эвакуация населения.

- Мы оказались в Котельниче. Оттуда по реке Вятке еще как-то можно было добраться до городка Малмыж, где жила бабушка. Мне десять лет, брату - два годика, но мама все же решилась.

В дороге украли вещи, до бабушки добрались вконец измученные и изголодавшиеся. Там в сельской школе он окончил пятый класс, приобщился к сельскому труду. Кронштадтские причалы Володя увидел вновь только в сорок четвертом.

Кругом разруха, война хоть и откатилась далеко на запад, но ее отголоски давали о себе знать. В первом послевоенном году попал Володя по мобилизации в ремесленное училище. Отец служил мичманом в школе связи и мог бы устроить его туда. Но он сам, еще не зная, почему, выбрал специальность слесаря-судомеханика. И очень гордился этим в душе, особенно после того, как пришедший к ним на урок заводской кадровик сказал, что вся их группа получит направление на ордена Ленина Морской завод и будет трудиться в цехе № 2, где ремонтируют подводные лодки. А вскоре началась практика, и эти лодки он уже мог «пощупать» собственными руками. «Декабристы», «Ленинцы», «Сталинцы», трофейные немецкие и даже старинные безотсечные лодки проходили через цех непрерывной чередой. Работы - под завязку. Смышленый, скорый на руку мальчишка быстро постигал слесарную науку.

Бригада, куда он попал после училища, ремонтировала в основном вспомогательные механизмы, но случалось, что занималась и линией вала.

Работали в ней не только вчерашние ремесленники, но и солидные мужики, чей авторитет считался непререкаемым. Он же на него однажды посягнул и, как ни странно, благодаря этому обстоятельству стал бригадиром.

- Все потому, что язык свой длинный вытянул, - хитро улыбается мой собеседник. Однажды на собрании в присутствии мастера и начальника Миронов сказал: «Двигатель по неделе регулируем, а можно сделать за два часа...». Старики на дыбы: «Шустрый какой выискался, пусть он и регулирует...»

Результат оказался неожиданным. Скомплектовали новую бригаду из одних ремесленников, а бригадиром сделали его - Миронова. На зимний ремонт пришел дивизион тральщиков. Его-то и отдали новоиспеченной бригаде. Поначалу испугался. Опыта нет, а тут - десять кораблей.

Неожиданно выручил добрым советом один из ветеранов:

- Не бойся, на каждом из тральщиков есть своя бригада из экипажа. Ты только обеспечивай!

Здесь, на тральщиках, обрел уверенность в своих силах, научился действовать самостоятельно. Потом довелось ему устанавливать и испытывать первый в советском флоте спасательный колокол, ремонтировать и легендарную лодку С-13. Однажды даже видел, как офицеры лодки сбрасывались с получки, чтобы послать деньги на Колыму - Александру Ивановичу Маринеско...

В те нелегкие, но интересные времена Владимир Миронов успел, проучившись несколько лет в школе рабочей молодежи и затем в филиале Военно-морского училища, получить диплом техника-механика.

В двадцать лет был уже мастером. По иронии судьбы в подчинение ему попали все те старые бригадиры, с которыми он когда-то конфликтовал.

- Вот тут-то пришлось здорово покрутиться, - вспоминает Владимир Сергеевич. - Было у меня пять бригад, в каждой минимум пятнадцать рабочих. Устанавливали двигатели на знаменитых парусниках «Седов» и «Крузенштерн», но главной работой были все же подводные лодки. Там уже был не просто ремонт, шла чуть ли не полная модернизация, совершенствовалась система кондиционирования воздуха, делались более емкие провизионки, устанавливалась новейшая по тому времени аппаратура торпедной стрельбы.

По воле случая

- В 1962 году, - рассказывает Владимир Сергеевич, - я сдавал уже шестую лодку, то был проект 613. Однажды сообщают, что тебя, мол, вызывают, приехала какая-то делегация с другого завода.

Смотрю, стоят на пирсе директор «Звездочки» Просянкин, его заместитель Замаховский и начальник цеха Богатырев, впоследствии один из самых любимых и уважаемых мною людей. Кто они такие, я, конечно, еще не знал. Едва познакомившись, Просянкин сказал: «У нас у причала сейчас шесть лодок, опыта маловато и есть вопросы...»

Проговорили часа два, вижу, остались довольны, а потом еще обратились с просьбой: «У нас большие трудности с поставкой резинотехнических изделий. Не поможете?»

Отдаю перечень деталей кладовщице: «Надя, посмотри!» Был я сдаточным механиком, но практически руководил и участком. По списку все нашлось, и скомплектовали в общей сложности три мешка изделий. Назавтра приходит Богатырев.

- А вот, - говорю, - подарок вашему молодому заводу...

И пропуск на вынос выписал.

После той беседы получил Миронов устное приглашение на работу в Северодвинск, от которого поначалу отказался.

И сам не знает, почему, но через несколько месяцев, после досрочной сдачи одного из заказов, захотел он и в самом деле посмотреть на город Северодвинск. Да тут еще начальник цеха сказал:

- Зачем тебе отпускные дни тратить, выпиши командировку.

Дальше события развивались быстро. Самолет, вертолет. Утром еще в Ленинграде, а в полдень уже на Яграх. Вышедший на проходную Юрий Богатырев тотчас его узнал и очень обрадовался: «Как раз вовремя, у нас запарка на сдаточном заказе...»

Дня три поползал по трюмам, разобрался с трудностями. Они оказались такими же, с какими еще недавно сталкивался в Кронштадте. Рассказав и показав, собрался уезжать, но командировочное Богатырев не подписал:

- Просянкин подпишет, он тебя хотел видеть.

А тот тоже подписывать сразу не стал:

- Командировка у тебя не кончилась, поживи еще три дня, познакомься с городом...

Я человек исполнительный, дисциплинированный. Ровно через три дня вхожу в его кабинет.

Директор оказался неплохим дипломатом, действовал потихоньку, но настойчиво.

- Давай начнем с того, что сразу получишь однокомнатную квартиру. Оклад у тебя там сто шестьдесят пять, у нас у старшего мастера на двадцать рублей меньше, но ведь коэффициент, проценты...

- Нет, Григорий Лазаревич, не хочу куда-то ехать, у меня дочка только что родилась.

- Ну вот, видишь, тогда двухкомнатная квартира - и нет вопросов.

- Ладно, - говорю, - посоветуюсь с женой. Сказал, а про себя решил, что все равно не согласимся. Приезжаю домой: «Нина, город понравился, завод замечательный, работу хорошую дают, квартиру». А она в ответ: «Квартиру? Значит, все, едем, без разговоров». Ее понять было можно - мы тогда в одной комнате уже вчетвером жили.

Пишу сразу же письмо с согласием. А ответ получаю из отдела кадров совсем неожиданный: «Уважаемый Владимир Сергеевич, рады вас пригласить на работу. Жилье поначалу в общежитии, должность пока только мастера, дальнейший рост зависит только от вас...»

Хотел поначалу махнуть на все рукой, но не сдержал обиду и послал авиапочтой сердитое письмо директору, напомнив о всех его обещаниях. Ответ, подписанный лично Просянкиным, пришел незамедлительно: «Двухкомнатная квартира в течение трех месяцев, подъемные, должность старшего мастера сразу...»

Здравствуй, «Звездочка»!

На «Звездочке», увидев Миронова в своем кабинете, начальник отдела кадров обрадовался ему, как родному: «Ты только никуда не уходи, сиди здесь». И даже сам написал за него необходимые документы. Оказалось, что директор дал ему хороший нагоняй.

Через несколько дней Миронов уже был на сдаточном заказе. За первые годы работы здесь, на Севере, ему довелось сдавать шесть подлодок проекта 613 и восемь подводных кораблей проекта 629. «Атомная эпоха» на «Звездочке» ведет отсчет с 6 ноября 1962 года, с того времени, когда к ее причалу подошел первый атомоход, так называемый заказ 902. С него начались атомные корабли и для Владимира Миронова. Механиком там был Михаил Калинин, опытный специалист, направленный с Севмаша. С ним и довелось сдавать этот знаковый для «Звездочки» заказ.

Корабль - сложное инженерное сооружение, и память специалистов, занимающихся их испытанием, обязательно сохраняет какой-либо эпизод нештатной ситуации. Я еще только собрался спросить об этом Владимира Сергеевича, как он, словно угадав мои мысли, стал рассказывать об одном из таких случаев.

- В восьмидесятом году довелось идти в море на заказе 452. Это был корабль второго поколения. На дизельных лодках механик один. Спать почти не приходится. Так, приткнуться где-нибудь. А тут - кум королю. Механиков - три. Каюта. Один на вахте, другие отдыхают. И вот как-то ночью будит меня ответственный сдатчик Владимир Генин:

- Сергеич, у нас неприятность, идем подводным ходом, двадцать восемь узлов, а на правой линии вала греется Митчелл (упорно-опорный подшипник Митчелла - А.Л.). Пойдем, покумекаем. Придется, наверное, сбавлять обороты, снимать с режима.

Ну, думаю, неужели не догадались систему охлаждения проверить. Прибегаю. Система в порядке. Открываю крышку, обнимаю подшипник - горячий. Сижу на нем, словно наездник, рядом командир, ответственный сдатчик, комбриг. И вот чисто интуитивно запускаю руку прямо в масло и ощущаю на сетке кучу грязи, ясно, что масло течет не на гребень, а мимо. Стало быть, плохо промыли. Собираю весь ворс прямо рукой и сбрасываю его на палубу. Вахтенные кричат: «Ты что делаешь!» - «Что надо, то и делаю, лучше за механизмами следите». Три раза сбросил и уже понял, что температура снижается.

А вы кто такой?

В биографии Владимира Сергеевича есть поистине уникальный штрих. Не будучи освобожденным от основных должностных обязанностей сдаточного механика, он возглавлял партком крупнейшего на заводе пятнадцатого цеха.

Кстати сказать, продвижение по партийной линии началось для него с курьезного случая.

- Прихожу ранним утром на заказ, кругом никого. Только ходит по отсекам какой-то странный человек. С любопытством все осматривает. Спрашиваю:

- Вы что здесь делаете?

- Да вот, хожу и смотрю.

- Здесь, - говорю, - не смотреть, а работать надо.

- А вы кто?

- Сдаточный механик. А вы?

- Секретарь горкома партии...

Так и познакомились. Попав на заметку Дмитрию Федоровичу Федорову, совсем скоро Миронов стал по его рекомендации партгруппоргом, а позднее и секретарем цехового парткома.

Ныне далеко не все представляют, что это за должность. Если коротко, то начальник цеха отвечал главным образом за производственный план, а парторг - за тот же план и еще за тысячу мелочей, связанных с «человеческим фактором».

Как справлялся Миронов с такими обязанностям? Думаю, что неплохо. Иначе не позволили бы ему занимать этот пост одиннадцать лет и быть еще шесть лет председателем профкома.

В конце прошлого года Владимира Сергеевича чествовали по поводу шестидесятилетия его трудовой деятельности. Он и теперь продолжает работать в том же пятнадцатом цехе мастером, показывая пример завидного творческого трудолюбия.

Александр ЛЕДОРУБОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Он был душкой...  |  Злая вода  |  Кого задавила «Queen Mary»?  |
Мир   Уплыла собственность  |
Северодвинск   Дан срок условно  |  «Мангазея» с первой рыбой  |  Металл для «MOSS»  |  Мороз против субмарин  |  «Звездочка» привезет Плесецку «Ангару»  |
Россия   Морской аутсайдер  |  И снизу - лед, и сверху – лед  |  И вновь зазвонят благовестники  |  У всех на устах  |  Вопросов много. Будут ли решения?  |  Танки закупим побатальонно...  |  В несколько строк  |  Он из Кронштадта  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2006
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com