Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 августа 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 августа 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Крылатые терминаторы Пентагона

Версия для печатиОтправить статью другу
Военное ведомство США делает ставку на развитие беспилотных летательных аппаратов

Как известно, американские вооруженные силы в настоящее время переживают коренную реорганизацию. Это, в частности, нашло отражение в проекте военного бюджета на 2006 финансовый год, представленном в конгресс Джорджем Бушем. Комментируя распределение средств, заложенных в разных статьях проекта, министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил, что предложенная схема финансирования должна сделать американские вооруженные силы «более мобильными и смертоносными».

ОТМЕТИМ, что ключевым пунктом, который находился на первом месте в списке главных направлений развития вооруженных сил США, значится «Разработка различных беспилотных аппаратов». Без сомнения, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для Пентагона в настоящее время являются настоящим идефикс: о них говорится во всех стратегических планах, их использование предусматривают во время планирования военных операций, учений, тренировок. «Дроны» (от английского drone - беспилотный самолет) даже пытаются задействовать при охране сухопутной границы. Они также будут главным компонентом разрабатываемого в настоящее время в США проекта так называемого оружия будущего - Future Combat Systems.

Разработки БПЛА начались в нескольких странах еще в 60-х годах прошлого века. К моменту развала СССР обе сверхдержавы обладали соизмеримым числом проектов и действующих аппаратов. Как в США, так и в Советском Союзе они в первую очередь предназначались для разведки и спецопераций в тылу врага. Однако с 1991 года, после того как советский ВПК оказался на грани развала, российские перспективные разработки в этом направлении перестали получать должное финансирование и оказались заморожены. В настоящее время в России существуют и «постсоветские» аппараты, но говорить о воздушной армии действующих беспилотных самолетов не приходится. В США же, напротив, именно в девяностые годы теперь уже прошлого века эти программы получили приоритетное финансирование, результатом чего стала целая флотилия различных БПЛА, которые действуют во всех операциях американских вооруженных сил.

В частности, в небе над Ираком, по данным американской газеты «The New York Times», действуют примерно 700 беспилотных летательных аппаратов различных конструкций. Самыми распространенными аппаратами, по данным газеты, являются семь самолетов: «Global Hawk», «Predator», «Hunter», «Pioneer», «Shadow», «Dragon Eye» и «Raven». Все эти БПЛА управляются по радио операторами, которые находятся в специальных наземных центрах, зачастую за сотни километров от места действия самолета.

Переоценить значение БПЛА сложно. Тот же «Predator», который является самым массовым беспилотным самолетом в мире, способен летать на скорости 120 километров в час на высоте от трех до 4,5 километра над полем боя в течение 24 часов. При этом он будет передавать на землю четкую картинку любого участка территории, над которой находится. Эта картинка в режиме реального времени может передаваться на специальные ноутбуки, которыми оснащены полевые командные центры. При необходимости «Predator» можно оснастить ракетами «Hellfire», и он будет еще и уничтожать по приказу оператора отдельные объекты: здания, укрепления, автомобили, группы людей.

«Global Hawk» действует на большей высоте - его потолок до 18 километров. Это большой, тяжелый и дорогостоящий разведчик, оснащенный новейшей аппаратурой, включая специальный радар, электронно-оптическую и инфракрасную камеры высокого разрешения, причем все это он может использовать одновременно. «Global Hawk» имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Как и все БПЛА, он использует спутниковую систему GPS для ориентации в пространстве. Эта система позволяет ему маневрировать настолько точно, что при посадке он «промахивается» мимо взлетно-посадочной полосы не более чем на полметра. В Ираке действует всего один такой самолет, но и этого вполне достаточно. Он предназначен для стратегической разведки, и использовать его для отслеживания активности мелких групп партизан было бы непозволительной роскошью.

Остальные аппараты, которые используют морские пехотинцы и армия, имеют гораздо более скромные характеристики. Это небольшие машины, которые летают на высоте от нескольких сотен метров до двух километров и запускаются с мобильных установок и небольших аэродромов.

Таким образом, как образно заключает журналист «The New York Times», небо над Ираком буквально кишит летающими роботами. Однако эта область современной военной техники до сих пор остается относительно молодой; хотя беспилотные аппараты воевали еще во Вьетнаме, они пока являются хоть и не экзотикой, но все-таки довольно непривычным видом боевой техники. Нынешняя война в Ираке стала первым конфликтом, в котором БПЛА стали использоваться в массовых количествах. И она вскрыла некоторые серьезные их недостатки.

Первым недостатком, который, правда, непосредственного отношения к самим аппаратам не имеет, стала нехватка кадров. БПЛА могло бы быть и больше, но... для беспилотных самолетов не хватает «пилотов». Каждым «Предатором», к примеру, управляют два человека, которые находятся на рабочем месте в течение восьми часов. Как утверждают представители ВВС, нехватка персонала составляет около 50 процентов, то есть над Ираком и Афганистаном действует половина аппаратов, которые могли бы там оказаться при достаточном количестве операторов.

Кроме этой, организационной, проблемы существует еще масса технических, среди которых главной является, как ни странно, отсутствие пилота в кабине. В конце марта два «Предатора» разбились неподалеку от авиабазы под Багдадом, после чего количество потерь этих самолетов за время нынешней кампании составило 25 штук (всего за всю историю было безвозвратно утеряно 46). БПЛА гибнут в основном не от огня партизан, а от вполне «гражданских» причин - ошибок операторов и отказов техники. Причем зачастую роботы не только разбиваются сами, но и сталкиваются с пилотируемыми аппаратами. В ноябре прошлого года вертолет «Kiowa» был «атакован» небольшим самолетом «Raven». Никто не погиб, но это вызвало серьезные изменения в порядке использования БПЛА в условиях современной войны. В Афганистане, к примеру, пилотируемые самолеты и вертолеты вообще не летают в районах, где действуют «Предаторы».

Одно из новых направлений развития БПЛА - самолеты - истребители себе подобных. Как сообщает сайт «Defensetech.org», в настоящее время 32 страны мира разрабатывают более 250 беспилотных самолетов. Пока еще эта армия не может угрожать безопасности США, но в будущем число подобных машин возрастет, причем одной из самых активных в этой области стран является Китай. Именно поэтому Агентство передовых исследований Пентагона (DARPA) занялось созданием оружия противодействия этим аппаратам. Рабочее название проекта - «Peregrine UAV Killer». Предполагается, что это будет небольшой, дешевый в производстве летательный аппарат, обладающий в числе прочих качеств повышенной прочностью. Он должен будет уметь уничтожить любой беспилотный самолет противника.

Другое перспективное направление - сверхмалые летающие роботы. Такие БПЛА практически неуязвимы во время полета - на высоте несколько сотен метров уничтожить маленький самолет почти невозможно. Теоретически его можно сбить и пулей из пистолета, но вот попасть нереально даже из снайперской винтовки. Самый маленький из существующих беспилотных самолетов, которые действуют в Ираке, длиной не более метра. Однако американцы считают, что он все равно остается слишком заметным над полем боя. Поэтому сразу несколько компаний по заказу DRPA работают над этой задачей.

Один из них уже в начале апреля начали испытывать в открытом море неподалеку от калифорнийских берегов. Тридцатитрехсантиметровый «Wasp», который весит всего 200 граммов, можно запускать «с руки» - совсем как игрушечный планер. Этот аппарат оснащен двумя миниатюрными видеокамерами, которые собирают информацию и передают ее оператору в режиме реального времени. Аппаратом, который разработали конструкторы калифорнийской компании «AeroVironment», управляет бортовой компьютер, который ориентируется при помощи системы GPS. Он управляется электромотором, который получает энергию от аккумуляторов, подзаряжающихся во время полета от солнечных батарей.

Впрочем, несмотря на обилие программ по созданию оружия будущего, Пентагон не забывает и о настоящем. Справедливо рассудив, что, пока конструкторы будут создавать новые машины, кому-то надо проводить боевые операции, военные чиновники приняли решение в пять раз увеличить флот проверенных «Предаторов», которые выпускает компания «General Atomics Aeronautical Systems». На эти цели командование ВВС собирается потратить 5,7 миллиарда долларов, закупив 144 новых беспилотных летательных аппарата. Они составят 12 эскадрилий, по 12 единиц в каждой. В настоящее время на вооружении военно-воздушных сил США находятся три эскадрильи «Predator».

Что касается военно-морских сил Америки, то здесь активно используются беспилотные вертолеты «Fire Scout», которые могут взлетать и садиться практически на любой военный корабль, имеющий более или менее ровную площадку на палубе. Перед такими БПЛА также стоят задачи поиска, идентификации и преследования цели, наблюдения и определения точных координат объекта. По данным на 2004 год, на 21 корабле ВМС США были стационарно установлены системы управления для «скаутов». Помимо прочего, планируется, что на всех новых кораблях береговой охраны, которые должны поступить на службу к 2007 году, будет находиться по одному БПЛА.

Андрей БОЯРЧУК

(по материалам СМИ)



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Вину не признал  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Атланты - жертвы цунами  |  Крылатые терминаторы Пентагона  |
Северодвинск   Тувинцы - моряки хорошие  |  Флот отдает «Акулу»  |
Россия   Кому лещ, кому собака  |  С брандспойтом против автоматов  |  Береги, Россия, флот  |  Погибших кораблей в порту не будет  |  Россияне верят флоту  |  Проволока, английский и хорошее настроение  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2005
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com