Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 апреля 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Флота океанского не будет точно

Версия для печатиОтправить статью другу
Бывший начальник Главного штаба ВМФ назвал министра обороны болтуном

А сделал это бывший начальник Главного морского штаба адмирал Валентин Селиванов в своих воспоминаниях о службе. Они способны шокировать обывателей, но не тех, кто реально знает обстановку в Роcсийском флоте и судит о ней не по россказням телевидения. С адмиралом можно соглашаться или не соглашаться, но к мнению второго лица в ВМФ России в любом случае стоит прислушаться.

Я УВОЛИЛСЯ в запас, когда мне исполнилось шестьдесят. Теперь это предельный возраст для генералов и адмиралов. Но это была лишь одна из причин. Главная же в том, что не стало флота. Всю службу, от лейтенанта и до начальника Главного штаба, я прослужил на кораблях. Но видеть дальше, как флот разваливается и умирает, я больше не мог.

Сначала казалось, что вся эта вакханалия начала девяностых ненадолго. Думалось, все вернется на круги своя. Но год шел за годом, а ничего не менялось. И к 1996 году я уже окончательно понял: как морская держава Россия стремительно катится к закату, и в ближайшие пятнадцать-двадцать лет у нас океанского флота не будет точно.

Падение в бездну

Сейчас любят говорить, мол, «боевое ядро флота сохранено». Так это я в свое время придумал! Но формулировка эта означала совершенно другое! Когда нас поставили перед выбором - сокращение или полный развал оставшегося без финансирования флота - мы решили провести такое сокращение, которое бы позволило сохранить все самые боеготовые и современные структуры флота и соединения. Ведь корабль, в отличие от танка, например, невозможно, хорошенько законсервировав, закрыть в боксе и, выставив часового, быть уверенным, что ты сохранил оружие на годы вперед. Корабль с первого дня и до последнего живет как живой организм, и ему постоянно необходимо обеспечение. В море он расходует свой ресурс, но у причала корабль должен «отдыхать» - на него постоянно необходимо подавать свет, воду, пар. Все его механизмы и системы нуждаются в проверке и опробовании, ремонте и поддержании. Отрежь корабль от всего этого - и через несколько месяцев ты получишь груду металлолома, - корабль умрет.

Так вот, когда мы говорили о сохранении «ядра флота», мы говорили о том, чтобы сохранить ту его часть, которая способна в течение пяти-семи лет обеспечить боеспособность флота до восстановления нормального финансирования и самого флота, и кораблестроительной программы. Увы, этого не произошло.

В 1992 году я стал начальником Главного штаба флота и принял 452 тысячи 300 человек личного состава, а сдал флот своему преемнику в 1996 году, имея в строю 190 тысяч человек. Численно флот почти в два раза уменьшился. А по кораблям даже трудно сказать во сколько! Все крейсера, все авианесущие крейсера, кроме «Кузнецова», ушли. Атомные крейсера уже при мне не ходили и до сих пор не ходят - нет денег на ремонт.

Много говорили о нашем походе в Индийский океан. Мол, вот мы какие! В океан вышли, учения провели. Флот возрождается! А ведь деньги-то были на него отпущены не из бюджета Министерства обороны, а были выделены из резервного фонда самого президента, видимо, в рамках его предвыборной кампании. И что, теперь флоту надо ждать следующих выборов?!

Раньше мы получали десять атомных лодок в год, но это была другая экономика, когда вся страна работала на оборону. А сейчас вся страна упирается в разных ходорковских. Если бы миллиарды вместо карманов олигархов попадали в бюджет обороны, конечно, сейчас и атомные авианосцы бы у нас «бегали», и атомные подлодки.

У меня есть хороший товарищ, который в советское время отвечал за размещение заказов на строительство новой боевой техники. На мои сетования по поводу финансирования он мне показал госзаказ на боевые самолеты - это было в 1996 году - не то 10, не то 12 штук! А в советское время сколько было? Бывало и больше 1000 в год!

С министром обороны Сергеевым я был в хороших отношениях, и после моего увольнения мы как-то встретились. Вспомнил эту историю. А он мне показывает план получения новой боевой техники на 1998 год. В разделе «боевая авиация» стоит три... запасных авиадвигателя. Не самолета или вертолета, а только три двигателя! Это вертикальное падение в бездну.

Обойдетесь!

В 1993-м я был на переговорах украинского премьер-министра с нашим Черномырдиным. Обсуждали судьбу недостроенных кораблей «Варяг» и «Ульяновск». Украинцы предлагали России их выкупить. Черномырдин меня спрашивает, нужен ли нам «Варяг». Я говорю, что, конечно, нужен. А он мне отвечает: «Да вам, что ни спроси, все нужно. Денег нет. Обойдетесь!» В итоге Украина продала на металлолом оба корабля. У «Варяга» готовность была 73%. «Ульяновск» разделали «на иголки» еще раньше.

О нашем флагмане

С точки зрения авианесущей площадки проект «Адмирал Кузнецов» неплохой. В 1996 году американский адмирал в Средиземном море смотрел у меня взлет и посадку на «Кузнецове». Он был уверен, что с первой и третьей позиции самолет взлететь не может - там девяносто пять метров и вдобавок трамплин. Но самолеты легко взлетели. Так что это хороший авианосец. Плохо у него одно - отвратительная двигательная установка. Самый большой корабль России, две с половиной тысячи экипаж, больше пятидесяти летательных аппаратов, а ходу нет.

Строился «Кузнецов» на изломе, это было время заката СССР. И у «Кузнецова», образно говоря, с рождения было «больное сердце». С самого начала в его котлах были установлены некачественные трубки. Эти трубки постоянно лопались, протекали. Мощь котлов спроектировали на 30 узлов, но испытаны-то котлы при сдаче флоту были только на треть мощности. После сдачи все трубки пытались заменить. Я лично посылал команду на Урал, чтоб там изготовили эти трубки. Потом с грехом пополам в суверенной Украине, в Николаеве, трубки соответствующим образом гнули. Но все равно они продолжали течь. Котел должен давать давление в 105 атмосфер, а давал максимум 60. Должен сто тонн пара в час, а давал сорок.

В 1996 году флот был уже в жутком состоянии. Но надо было как-то достойно отметить его трехсотлетие. Решили совершить поход на «Кузнецове» в Средиземное море. Обыденное дело для советских времен. Выходили на честном слове. Во время предыдущего выхода «Кузнецов» попал в шторм, подзасолил трубки, потерял ход, его чуть не выбросило на берег Новой Земли. Кораблю был нужен ремонт, но адмирал Ерофеев доложил, что авианосец к походу готов.

И мы вышли. Уже там выяснилось, что два котла вообще замазучены - необученные матросы принимали в котлы вместо дистиллята забортную воду. Но, так или иначе, мы вышли, наприглашали атташе из всех средиземноморских стран, Англии и Германии.

Вскоре выяснилось окончательно, что положение с котлами критическое. Несколько раз мы стояли перед выбором: продолжать поход или возвращаться. Решили идти дальше, вернуться - означало бы опозорить всю историю флота. О престиже России думали. Хотя теперь я понимаю, что если бы потерпели катастрофу, то это был бы позор еще больший. Ближе всего к трагедии мы были на Мальте.

Сидим на приеме у министра обороны Мальты. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел!» Сразу прикинул: парусность у корабля огромная, его стащит на скалы. Прервал переговоры, помчался на вертолетную площадку. Я уже предчувствовал величайший в истории позор: самый большой корабль России в год юбилея флота лежит разбитый на скалах Мальты.

Корму несло на скалы, а мы с матюгами и молитвами работали с котлами. В итоге один запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но хоть приближение к скалам замедлилось. Наконец ввели в строй еще один. Слава Богу и матросам из БЧ-5, катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова»! После такого лучше вообще не жить! С грехом пополам на двух котлах потащились. Я привел корабль домой и написал рапорт на увольнение.

Сейчас авианосец снова прошел ремонт, но, как я понял, трубки все равно текут, хотя, конечно, не так, как прежде. Его готовят к следующему походу. Сейчас пишут разную жуть про этот корабль, что он полузаброшен, никому не нужен. Это близко к истине. Вы не можете представить стоянку авианосца на Севере. Авианосец - это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть все своими силами в условиях зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи, по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший! Один раз в жизни «Кузнецов» более-менее отогрелся - в Средиземном море. Вот тогда он был настоящим красавцем! Не должен авианосец зимовать на Севере. Он там погибает. К тому же корабль стоит без дела. А ведь на нем служит почти две с половиной тысячи человек. Они мерзнут там, в ограниченном пространстве, и ничего не делают. Каждый день то повесится кто-то из экипажа, то порежут друг друга, то убьют.

Почему американские авианосцы всегда в отличном состоянии? Они все время в походе, на боевой службе, экипажам некогда заниматься чем попало. «Кузнецов» должен зимовать в Средиземном море, что делалось в советские времена. «Киев» больше всех прослужил, потому что постоянно был в Средиземном море. Он там работал, летал, там командиры отличные росли, люди служили и гордились такой службой.

Если «Адмирал Кузнецов» не выйдет в океан, то он не протянет и пяти лет. Спасти его можно только деньгами на ремонт и выходом в море.

Дурь Кокошина

Если говорить о будущем флота без иллюзий, то понятно, что флот умирает. Корабли новые не поступают. Последние построенные корабли океанской зоны - это «Адмирал Чабаненко» и «Петр Великий». Они должны были в 1990 году сдаваться, но мы их смогли достроить лишь в 1998-м. Сейчас десятки кораблей стоят по десять лет в ожидании ремонта, и их постепенно списывают. Мы теряем океанскую зону. Мелочь всякая еще какое-то время просуществует, потому что ее ремонтируют судоремонтные заводы и мастерские флота, но крупных кораблей лет через пять у России не будет.

Сейчас в Министерстве обороны вновь очень популярна теория Кокошина. На заре ельцинских реформ Кокошин был первым замом министра обороны. Это он запустил «рассказки» на тему того, что, мол, сейчас, конечно, у Вооруженных сил тяжелое положение, денег нет, ничего не строим. Но все ученые напряженно работают, проектируют, и с 2010 года Россия начнет строить все массово и по сверхсовременным технологиям. Надо было как-то обывателю голову задурить.

Ту же самую песню поет сегодня и этот болтун от Министерства обороны - Иванов. «Мы сейчас ничего не делаем, но вот с 2008 года начнем массовое производство для нужд обороны самой современной техники!»

Зачем людей-то обманывать? Сказки все это! Ничего не начнешь просто так, с пустого места. Все может только продолжаться. Почему Китай пыжится, а ничего сам построить на море не может? Потому что с нуля ничего начать в море нельзя. Они сейчас на основе советского оружия свои КБ создают, и то у них океанский флот появится не скоро.

Если верфи пусты, стареет и не обновляется оборудование, утрачиваются технологии, распадаются коллективы. Как следствие удлиняются циклы строительства, и корабли начинают устаревать еще на стапелях. Наше судостроение уже устарело по технологиям. Наши корабли сейчас никто, кроме Индии и Китая, уже не покупает, да и те уже нос воротят. То, что мы создаем, они уже сами могут создавать, и потому они постепенно уходят от нас. Я понимаю, что флот у нас какой-то, конечно, будет - останется как ведомство, останется его атрибутика, а в океане флота не будет.

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  «Тим Бак» отбился  |  Украли моллюсков  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Британский островок последних почестей  |  Наши в Германии  |  Понтон для Голландии  |
Северодвинск   Авось ЧП не грянет  |  Еще споет морзянка с Диксона  |  Последний путь 713-го  |
Россия   За золотишком нацистов  |  Плавает и железо, и бетон  |  Трагический финал в Бискае  |  Северный дом космонавта  |  Флота океанского не будет точно  |  Что поморам горе, тюленям - радость  |  Архипелаги «приплыли» в наш район  |  Лед тронулся, господа  |  Миллионы для «Кузнецова»  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2005
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com