Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 февраля 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 февраля 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Корабль явление уникальное

Версия для печатиОтправить статью другу
В этом убежден инженер и большой любитель флотской истории Александр Кузнецов

С мнением о нынешней гуманитарной деградации большей части российского населения можно и не соглашаться, но стремительное и повсеместное падение интереса к истории нашего Отечества - вещь очевидная. Изначально технократический Северо-двинск, к сожалению, здесь не исключение, а скорее напротив...

ТЕМ неожиданнее и приятнее, для меня было узнать о страстном увлечении северодвинского инженера Александра Сергеевича Кузнецова. Впрочем, для меня он всегда был Александром, Сашей с тех пор, как мы познакомились. А познакомились мы еще в ту пору, когда мне довелось руководить «Северными смеяниями», а он - студент Севмашвтуза - выступал в СТЭМе «Повесы» - одиннадцатикратном коллективе-участнике этих праздников юмора и смеха.

- Александр, не стану делать вид перед читателями, что мы вот-вот познакомились. Поэтому буду, как в жизни, на «ты». И сразу признаюсь: о твоем увлечении узнал и случайно, и недавно. Твой, назовем так, информационный архив по русским боевым кораблям конца XIX - начала XX веков - для меня это открытие. Ты им занялся после окончания втуза?

- Нет, раньше. Интерес к истории у меня был всегда. Означился он еще в школе, где этот предмет вела Анастасия Константиновна Юрьева.

- Извини, перебиваю: ты - «технарь» или «гуманитарий»?

- Учился я ровно по всем предметам. Поэтому, когда стал вопрос, куда поступать после школы, учитель истории мне сказала - надо идти в историки, учитель биологии - нужно быть врачом, примерно то же самое услышал от преподавателей по другим предметам.

- И все-таки Севмашвтуза...

- Да. Когда делал выбор, учитывал многое, но в конце концов рассудил так - поближе к флоту. Поступил. Учился. Окончил втуз в 1984-м по специальности «инженер-механик».

Если же говорить об интересе к морской исторической теме, то он как появился в школе, так и не прерывался в институте, хотя, понятно ведь, технические дисциплины здесь основные. Но это по-своему оказалось только на пользу: чтобы разбираться в истории кораблестроения, нужно хорошо знать предмет изучения изнутри.

Журнал «Техника молодежи», многие мои сверстники его помнят, - прекрасное издание, начинал я с него. Еще журнал «Моделист-конструктор». Эти издания помогли мне определиться в своем интересе, через них я «пришел» уже к «Судостроению», который в те годы выходил на серенькой газетной бумаге, но его с полным правом можно было называть элитным журналом для кораблестроителей, для профессионалов. С 1994 года, правда, я перестал его выписывать.

- Почему?

- Сейчас это пустышка: журнал потерял прежние свои позиции и вкус, хотя издается на превосходной бумаге.

- Зато появились новые издания.

- Да. Как альманах «Гангут», например, или подобные ему. И еще масса новых источников информации, которую постоянно собираешь, систематизируешь, изучаешь, анализируешь.

- Легко сказать «систематизируешь, изучаешь». На практике это...

- Почти ежедневно два-три часа, а то и больше, в библиотеках. В студенческие годы случалось и тяжело, ведь была и учеба, и общественные дела в профкоме, и в тех же «Повесах» занимался, да и сама система обучения завод-втуз предполагала известные издержки. Во многом шел по наитию, и далеко не все получалось. А интерес оставался и даже усиливался, ведь чем больше изучаешь предмет, тем больше неизвестного открывается.

- И в его обилии можно утонуть...

- Я это скоро понял и ограничил свою тему - русский паровой броненосный флот от своего начала и до октября 1917-го. То есть от зарождения - известных многим «поповок», шхерной флотилии - и до становления тех же крейсеров как классического типа. Хотя, конечно, судьбу отдельных кораблей русского флота прослеживаю до конца и семнадцатым годом не ограничиваюсь.

- Но и эта тема очень широкая...

- Разбил и ее: крейсера, броненосцы, линкоры, эсминцы, канонерские лодки... Тема и в самом деле широкая, но с компьютером мы ее решим.

- Компьютер - это недавнее приобретение. А до его появления...

- Как и все: выписки делал вручную. Лист к листу, тетрадь к тетради - стопки папок. Фоторепродукции начинал делать еще отцовским ФЭДом.

- Часть твоей коллекции, имею в виду фотоснимки и репродукции, я видел. Впечатляет. Ты когда-нибудь пытался подсчитать свои, назовем так, изобразительные фонды?

- Однажды решил подсчитать их точно. На тысяче остановился, устал. Дальше принялся считать приблизительно. Получилось порядка 5 тысяч качественных, а всего, полагаю, 10-12 тысяч.

- Это лишь фотографии и рисунки. А еще ведь имеются публикации, технические описания, тактические данные, исторические легенды - все это сведено в единую систему... Не ошибусь, если скажу, что открытий для себя за эти годы ты сделал немало. Сможешь сформулировать главный вывод из всего?

- Военный корабль - явление уникальное. По нему можно судить не только об уровне развития судостроительной отрасли, но и всей страны в целом. Потому что в корабле объективно присутствуют наивысшие достижения и горного дела, и металлургии, и механики, и физики, и математики, и еще доброго десятка отраслей промышленности и направлений науки.

- Больше 20 лет работы. Собранное и осмысленное должно иметь свой выход.

- Честно говоря, мне все равно, что это будет по форме: альбом, буклет, серия открыток или книга. Пока я об этом даже не думал. Больше волнует: будет ли стоящее, что предложить.

Первый в своей жизни корабль - торпедный катер типа Г-5 - Саша Кузнецов увидел в родительском фотоальбоме. Отец его - участник Великой Отечественной - и после войны служил на Балтике. Тогда же и прислал родным свою «карточку»: справа портрет, а слева как символ принадлежности к ВМФ художником ателье был изображен катер, что на полном ходу режет волну. Катер, можно сказать, был «ненастоящий», рисованный, но отчего-то запечатлелся в детской памяти на всю жизнь...

Мы зачастую не придаем значения некоторым вещам, относя их к случайностям и мелочам. Между тем в жизни ничего не случается просто так. Быть может, этот катер с отцовской фотографии и вывел Александра Кузнецова на тот его фарватер, где ныне властвуют первые паровые броненосные корабли России.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |
Экономика   Министр Иванов, вы поспешили  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Норвежские кроны Соловкам  |  «Курск» будет в Страсбурге  |
Северодвинск   Корабль явление уникальное  |  Будет рабочая смена  |  Ждет штатная работа  |  Мороз и лодки для Китая  |  Винты корейцам  |  Укротители огненной стихии  |
Россия   «Кировец» оставил без тепла  |  Пароходы греют берег  |  Знатоки - на товсь!  |  На «Курске» поднимали флаг  |  Гольфстрим исчезнет?  |  Жертвы атомного «Ската»  |  «Авангард» набирает ход  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2005
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com