Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 2 ноября 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 2 ноября 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Слушается дело «Барона Дризена»

Версия для печатиОтправить статью другу
За всю историю Архангельска не было более страшной катастрофы, чем та, что случилась 26 октября 1916-го

И в другие годы, как до Великой Отечественной, так и после нее, на дне портовых акваторий Бакарицы и Экономии водолазы случайно обнаруживали боевые снаряды. Прошлым летом и этой осенью опасных находок подняли сразу несколько, а 24 сентября на Бакарице землечерпалка «зацепила» аж 165 снарядов. Когда же началось их извлечение со дна, только за неделю, с 21 по 28 октября, саперы подняли около восьмисот снарядов!

ВСЕ ОНИ были без взрывателей, но в каждом содержалось по 100-150 грамм тротила. Специалисты убеждены: это лишь часть арсенала с затопленной в начале прошлого века баржи, то есть, вполне вероятно, под речной водой все еще находятся сотни снарядов прошлой эпохи. Их калибр, а кое-где и сохранившаяся маркировка свидетельствуют - это снаряды английского производства времен Первой мировой. Как же случилось, что смертоносный боезапас оказался на двинском дне и пролежал здесь почти 90 лет?

Плавучий арсенал

25 октября 1916 года на Бакарице ошвартовался один из самых крупных российских транспортов того времени - «Барон Дризен». Его рейс в Архангельск проходил в соответствии с договоренностью о поставках вооружений и бое-припасов из США и Англии в Россию. Пароход представлял собой настоящий плавучий арсенал, поскольку в трюмах его, помимо станков, машин и рельсов, как указано в документах, находилось 155576 пудов разрывных снарядов, 50786 пудов шрапнели, 23350 пудов бездымного пороха, 18802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, а еще свыше 50 тысяч фугасных гранат и 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов. Этот адский груз «дополнялся» 548 баллонами жидкого хлора и 2020 пудами пикриновой кислоты.

26 сентября, до обеда, когда судно уже стояло под разгрузкой, его покинули капитан Фриц Дрейман, штурманы Дитрих Акмен и Николай Казе. А в полдень «Барон Дризен» взорвался!

О силе взрывов свидетельствует уже тот факт, что сельский урядник телеграфировал своему руководству в городе о «сотрясениях почвы», которые почувствовали и за-свидетельствовали многие жители... Холмогор!

Следом за взрывом парохода детонировали боеприпасы, выгруженные на причал, и те, что оказались в трюмах рядом стоящих транспортов. Очевидцы впоследствии рассказывали: в тот день чудовищной силой был полностью разрушен не только порт Бакарица, но и ближние к нему деревни, а когда ударные волны докатились до центра Архангельска, в домах его повылетали стекла, окна и двери открывались настежь...

Огонь властвовал над руинами несколько суток. С ним пытались бороться военные, пожарные и добровольцы из числа местных формирований.

«Шагах в полсотне - ад!»

События тех дней эмоционально и точно описывает в своем дневнике архангельский моряк Петр Иванович Мусиков. Из-за уникальности этого свидетельства мы цитируем его с незначительными сокращениями...

«Помощник начальника лейтенант Шульговский предложил мне поехать с ним на Бакарицу: там только что произошел ужасный взрыв. Вместе с корабельным инженером Коршем отправились на стоящий в готовности Т-17 (минный тральщик. - Прим. О.Х.), который немедленно отошел от причала. На подходе к вокзалу стала слышна канонада взрывов.

На Бакарице море огня и взрывы без конца. Пристали к стенке, выбросили шланги. Приказ матросам построиться на берегу, 50 человек разделили на три группы. В стороне, шагах с полсотни - ад... Капитан Верке со шлангом в руках бросается заливать горящий пироксилин. Одна группа с Шульговским во главе по рельсам откатывает от огня вагоны с динамитом. Всюду взрывы снарядов, непрерывное тарахтенье взрывающихся пулеметных патронов. Словно горох сыплется на лукошко... Жуть... Изредка бабахает что-то ужасное, громко, оглушительно громко.

На Бакарице ни души. Немного ниже нас стоит «Полярный», но на палубе никого. Командуют от нас, чтобы он перешел к огню и выбросил шланги...

Команда начинает таскать из-под развалин раненых, полуживых, стонущих и укладывает их на палубе Т-17. Там фельдшеры делают перевязки. Ужасно, до чего изуродованы люди... Вот один с оторванными ногами приходит в себя, просит закурить, ему дают папиросу, затягивается раз - и умирает... Другой - с оторванными носом и губами - умирает во время перевязки. Раздавленные, опаленные, без конечностей, в обгорелой одежде. Запах паленого мяса, стоны... На палубе уже ряды раненых.

А матросы откатывают вагоны с динамитом, толом и другими взрывчатыми веществами. Грохот кругом, в море огня яркие вспышки. А что там дальше, в середине Бакарицы, - это никому не известно. Какой-то сплошной ужас, кошмар.

Наверное, на другом конце Бакарицы есть уцелевшие суда. Но пройти туда невозможно, море огня. На Т-17 палуба полна раненых. Ужасное зрелище. В стороне, у острова напротив, догорает какой-то транспорт. Работаем уже 5 часов одни, из города нет никого.

Помощи все еще нет.

В 9 часов вечера приходит «Колгуев» с главноначальствующим, лазаретом и отрядами матросов. Дело по тушению идет энергичнее. Я получаю приказ от помощника главнача пробраться на другой конец Бакарицы, но сейчас же приказ и отменяется. Водою нельзя: проход загроможден взорванными транспортами, и в огне ничего не разобрать. Я вернулся на Т-17. Раненых от нас уносят на «Колгуев».

28 октября. О взрыве на Бакарице говорят все. Взорвался сначала «Барон Дризен» с грузом тола, тринитротолуола и динамита. От детонации произошел второй, более сильный взрыв на берегу, на месте электростанции. Огонь быстро распространился повсюду. Предполагают злой умысел со стороны немецких шпионов. Части дивизии посланы на охрану складов, уцелевших от огня...

Китайцы раскапывают под обломками трупы и рядами укладывают на пристани. Не людей, а, вернее, то, что осталось от людей. На пристани вид ужасный: несколько сот трупов, обгоревших, издающих особый, приторный запах гари и разложения. По доскам спускают на брезент трупы с парохода «Санитарный» и возят хоронить на остров Зеленец в общую могилу.

Хожу, осматриваю следы разрушения. Куски весом в несколько тонн бросало взрывом на версты. На трюме парохода «Чихачев» лежит громадная часть палубы, кингстона и мачты с какого-то взорванного транспорта... Местность представляет из себя ужасный вид. Говорят, что убитых более 2000 человек. Взрыв произошел в обеденное время, в столовой и бараках погибли сотни людей. Но даже и сегодня из-под обломков еще доставали живых.

Во всех концах территории Бакарицы посты матросов. И везде движутся китайцы, равнодушные к смерти. Медленно ходят, ищут трупы, собирают стаканы неразорвавшихся снарядов. Погибают при взрывах снарядов. Равнодушные, бесстрашные...

А трупы на пристани прибывают и прибывают. Некоторые из нас, впечатлительные, насмотревшись, не могут ни есть, ни пить. Все мерещутся зажаренные трупы. Я этому не подвержен. Но запах горящей серы все время чувствую во рту...»

(Окончание следует)

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |
Политика   О расценках на предвыборную агитацию  |  У всех на устах  |
Мир   Вашингтонские темнилы  |
Северодвинск   Колыбели - 65 лет  |  Живая перекличка времен  |
Россия   Театральные подъязки  |  На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Гордость чьих же моряков?  |  Военное обозрение  |  За морями, за долами  |  Слушается дело «Барона Дризена»  |  Не остаться бы нам на бобах  |  «Украинец» готов к плаванию  |  «Ахиллес» выводит в люди  |  Рыбацкий меридиан  |  Вести Мурмана  |  Флот пополнился «Пионером»  |  В дивизионе год удачный  |  Наш винт далеко пойдет  |  Последний путь реакторов  |  Испытатели морских ракет  |  Бегущая строка  |  «Санкт-Петербург»: выход в свет  |
Общество   Маркиз, видать, волны боялся  |  Леди ног не жалела  |  Заметался самец  |  Жертвам Беломорканала  |  ...И пел не хуже Марка Бернеса  |  Миллион Высоцка  |  Наши реки стали глубже  |  Как живешь, птица-рыба-зверь?  |  Петь колоколам над Двиной  |  Лежачий полицейский лучше постового?  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2004
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com