Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 17 августа 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 17 августа 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Побед без жертв не бывает

Версия для печатиОтправить статью другу
Об этом говорят события 70-летней давности

В портовой гавани внутренние помещения «Малыгина» окончательно освободили от воды и льда, а корпус тщательно осмотрели. Выяснилось, что днищевая часть его помята камнями почти на треть длины, но крупных пробоин пароход не имеет. Вода же поступала в корпус через разошедшиеся швы и отверстия от вылетевших заклепок. Впереди был трудный, 800-мильный переход в Мурманск. Стали думать, как поступить, ведь наложить пластырь на все днище судна невозможно. Вот тогда-то и было принято оригинальное решение: для заделки отверстий воспользоваться не только деревянными пробками, но и «подручным материалом», коим оказался тюлений жир, имевшийся на Шпицбергене в достаточном количестве. Зная, что он не размывается водой, если ее температура не поднимается выше 7 градусов, спасатели использовали его для заделки трещин и отверстий в днищевой части.

Пробный выход

1 апреля Москва неожиданно затребовала ледокол «Ленин», чтобы срочно направить его в Архангельск. Ледокол ушел, и спасатели, лишенные крупного корабля сопровождения, решили добираться до Мурманска самостоятельно на «Малыгине» и «Руслане».

Утром 12 апреля «Малыгин» поднял пар в машинах и три часа ходил в Айс-фьорде: эпроновцы проверяли готовность судна к плаванию. Особых опасений у моряков не возникало, и в 22 часа ледокольный пароход и «Руслан» отправились в путь.

Первые пятнадцать часов корабли шли во льдах; когда же оказались на чистой воде, «Малыгин» взял «Руслана» на буксир. Вскоре шторм усилился, и волны стали заливать шедшего на буксире «Руслана», на палубе которого началось намерзание льда. Тогда «Малыгин» сбавил ход, однако около полудня проблемы начались уже у него. На одной из трещин в корпусе не выдержал цемент, и вода хлынула в корпус. Спасатели вновь заделали трещину, но тут стали один за другим выходить из строя водоотливные насосы, а давление пара в машине упало с 11 до 3 атмосфер. Скорость «Малыгина» уменьшилась до 1 узла, и теперь уже «Руслан» взял пароход на буксир, хотя никакого выигрыша в скорости этим достигнуть не удалось. Пришлось лечь на обратный курс. Вечером 14 апреля «Малыгин» и «Руслан» вернулись в Баренцбург.

Гибель «Руслана»

21 апреля на Шпицберген пришел линейный ледокол «Красин», чтобы взять на буксир «Руслана». Однако и на этот раз в планы моряков вновь вмешались непредвиденные обстоятельства. Выход был назначен на 24 апреля, но накануне по просьбе губернатора Шпицбергена «Красин» ушел в Адвент-бей для прокладки во льдах канала, ведущего к норвежскому поселку. Поэтому в море «Руслан» вышел один, условившись встретиться с ледоколом у кромки льда. Чуть позже его вышел и «Малыгин». Несмотря на солнечную погоду, уже на выходе из Айс-фьорда моряков встретили крепчавший ветер и крутая волна. Разыгрался 8-балльный шторм. У «Малыгина», и без того имевшего особенность к непредсказуемой потере остойчивости, крен порой достигал 30 градусов, однако машины и механизмы судна работали исправно.

Хуже обстояли дела на «Руслане». Не дождавшись «Красина», капитан буксира решил самостоятельно следовать за «Малыгиным», но о своем решении никому не сообщил. Руководители экспедиции, шедшие на «Малыгине», полагали, что небольшой «Руслан», как и запланировано, дождался ледокола и следует в его сопровождении. Странно, что и капитан «Красина», имевший постоянную радиосвязь с «Малыгиным», до поры до времени не докладывал об отсутствии «Руслана». Так слишком рискованное решение капитана буксира и несогласованность в действиях других участников плавания привели к трагедии.

В 3 часа ночи 25 апреля на «Малыгине» и «Красине» приняли сигнал бедствия: капитан «Руслана» Василий Николаевич Клюев радировал о том, что машина буксира плохо держит пар, судно заливает и оно обмерзает, команда не успевает окалывать лед. Впрочем, драматизм тех событий лучше всего выражают радиограммы, принятые той ночью с борта «Руслана»...

«Как ваши дела? Для меня погода неблагоприятная. Вследствие неполных запасов топлива опасаюсь обмерзания. Клюев».

«Из-за сильной волны обмерзаю. Теряю плавучесть. Одно время были близки к падану. Окалываем лед, стоя по пояс в воде. Держимся. Клюев».

Частная телеграмма радисту «Малыгина» Михаилу Клементьеву от радиста «Руслана» Валентина Волынкина:

«Миша, сам знаешь наше дело в таких случаях. Сидишь в рубке сторожем эфира, а вот со слов штурмана Точилова, нам в таком состоянии недолго протянуть. Лежим в дрейфе носом на волну, а корка льда все нарастает. Нас покрывает ледяным одеялом, медленно, постепенно тянет судно вниз. Выбросили девять тонн угля за борт, выпустили воду из балластов. Рвут ледяные одеяла, чем придется. Штурман Точилов сам своими пиратами окалывает лед, стоя по пояс в воде. Кажется, Миша, я с тобой работаю в последний раз. Счастливого тебе, не нашего пути».

«Берега не видим. Крен увеличивается, место свое потеряли, дать не могу. Лежим в дрейфе, обиваем лед. Клюев».

«Машина останавливается. Пользуемся передатчиком, пока работает машина. Течь появилась во время прохода Форланд. Работаем из последних сил. Клюев».

«В винтовке осталось пять патронов. Через немного времени первым счастливцем буду я. От вашей находчивости зависит спасение. Пускаем ракеты. Клюев».

«Доживаем последние минуты. Привет коллективу по работе. Малыгинцам последний привет. Клюев».

Частная телеграмма капитана «Руслана» Н. Клюева жене:

«Жить осталось полчаса. Гибнем в океане, подробности в газетах. Прости, что в жизни дал тебе так мало радости. Воспитывай сына. Целую крепко - крепко».

После этого связь с буксиром прервалась.

Несколько дней затем в штормовом океане «Красин», имевший радиопеленгаторную установку, тщетно искал «Руслана». Лишь на шестые сутки после трагедии норвежские рыбаки парусно-моторного бота «Ringsal» в 140 милях от Исландии обнаружили шлюпку с погибшими и уцелевшими моряками «Руслана». Чудом выжили штурман Герасим Точилов, сигнальщик Андрей Бекусов и матрос Михаил Попов. В последние мгновения, прежде чем обледеневший «Руслан» перевернулся и затонул, морякам буксира удалось спустить шлюпку на воду. Затем были несколько суток тяжелейших испытаний в штормовом океане. К моменту обнаружения большинство советских моряков погибли, а те, что остались живы, были истощены и обморожены. Норвежцы передали их нашей стороне...

Вместо послесловия

Все участники спасательной операции у берегов Шпицбергена были награждены правительственными наградами.

Ледокольный пароход «Малыгин» был восстановлен, затем участвовал в транспортных перевозках на Севморпути и нескольких научных экспедициях, но в целом прослужил стране относительно недолго. В конце октября 1940 года этот пароход, выполнявший рейс в Беринговом море, попал в жесточайший, 12-балльный шторм и погиб вместе со всем экипажем и научной экспедицией Я.К. Смирницкого на его борту. Точное место и время гибели «Малыгина» установить так и не удалось. Одна из версий трагедии полагает, что в штормовом море пароход опять-таки подвела его необъяснимая и опасная особенность - неожиданно приобретать крен...

Именем парохода названы несколько географических пунктов в Арктике.

Имя погибшего спасательного буксира «Руслан» унаследовал новый спасательный буксир, нареченный «Память Руслана». Он долго служил северным спасателям, участвовал в Великой Отечественной войне, трудился после нее и стал тем кораблем, на котором прошли свою первую практику сотни спасателей и водолазов, работавших на Севере.

Архангелогородец старпом «Руслана» Герасим Васильевич Точилов в числе отличившихся при спасении «Малыгина» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Правда, те несколько суток бедственного блуждания в океане не прошли для него даром. Из-за обморожения врачи вынуждены были ампутировать ему ноги, и с морем пришлось расстаться. Из трех спасенных моряков погибшего «Руслана» он прожил дольше всех и умер уже в семидесятых. Для Архангельска Герасим Васильевич был своего рода «примечательным моряком»: его самого, как и его скромный дом на Урицкого, хорошо знали многие работники Северного пароходства, горожане и, конечно же, несколько поколений мальчишек, мечтавших об отважной профессии морехода и толковавшие, порой на свой лад, историю спасения ледокольного парохода «Малыгин».

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Как уживаться с музеем по-научному  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |  Русские - не идиоты  |  С моста упал автомобиль  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Капитан посидит пока в России  |  Атлантида - это Ирландия?  |  U-31 вошла в состав флота  |  «Virginia» проходит испытания  |
Северодвинск   «Новый» мост обновляется  |  В Северодвинске тоже отмечают этот праздник  |  Дрейфуйте и не дрейфьте  |
Россия   У «Авроры» были «сестры»  |  В Полярном опять снимают кино  |  Горбушу подменили гнилой капустой  |  «Искать, бороться, никогда не сдаваться»  |  Атлантическая диагональ «Евгения Егорова»  |  Курорт у озера  |  Информация с верфей  |  Вести из портов  |  По морям, по волнам  |  Остров Ягры сродни Японии  |  Тень украинского «призрака»  |  Ответный шаг «Лазурита»  |  Военное обозрение  |  По морям, по волнам  |  Побед без жертв не бывает  |  Онега станет ближе через год  |  Дружный старт и дружный финиш  |  Покорителям космоса  |  Институт считает рыбу  |  Рыбацкий меридиан  |  Вести Мурмана  |  Стратегический флот Сергея Ковалева  |  Бегущая строка  |  На подвиг Отчизна звала  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2004
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com