Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 26 июля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 26 июля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Месть князя Боргезе

Версия для печатиОтправить статью другу
29 октября 1955 года в Севастополе был взорван и затонул флагманский корабль Краснознаменного Черноморского флота

Военный парад в честь праздника 7 ноября в 1955 году оказался в Севастополе необычным. Город еще не оправился от трагедии линкора «Новороссийск», все больницы были переполнены ранеными и покалеченными моряками, на окраине севастопольского кладбища один за другим появлялись холмики братских могил. Но говорить вслух о гибели боевого корабля было запрещено.

Черные перчатки

Начальство делало вид, что ничего не произошло, простой люд на всякий случай помалкивал, всем отлично помнились недавние годы массовых репрессий. Мысль о том, чтобы в связи с трагедией отменить праздничный парад в честь 38-й годовщины Великой Октябрьской революции никому и в голову не могла прийти. И вот в этой ситуации Краснознаменный Черноморский флот отпустил настоящую пощечину всем официальным лицам - и государственным, и советским, и партийным. Когда первые флотские колонны, чеканя шаг, стали подходить к трибуне, все увидели, что морские офицеры и матросы вышли на парад не в белых, как положено по уставу, а в черных перчатках. Они надели их в знак траура по своим погибшим товарищам, о которых все стремились поскорее забыть. Черные перчатки были в этой ситуации словно вызов власти. Но эту горькую пилюлю всем начальникам, от мала и до велика, пришлось молча проглотить. Никаких расследований не последовало, с моряками-черноморцами связываться просто побоялись. Об этом параде моряков в черных перчатках потом еще долго говорили в городе, связывая его с трагедией линкора «Новороссийск».

Сталину подфартило

Линкор «Новороссийск» вошел в состав Черноморского флота в 1946 году. Незадолго до этого на международной конференции в Потсдаме страны антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритания) делили военные трофеи. Особенно трудно было договориться о равномерном распределении боевых кораблей Германии и Италии. Решено было прибегнуть к жребию, написав названия кораблей на специальных билетиках - один линкор приравнивался к двум крейсерам или четырем эсминцам. Советский лидер Иосиф Сталин недрогнувшей рукой вытащил билетики с названиями самых крупных кораблей. Среди прочих боевых судов Советскому Союзу достался итальянский крейсер «Юлий Цезарь», которому предстояло вскоре стать «Новороссийском».

Этот линкор был построен в 1914 году в Генуе. В 1937-м итальянские моряки провели модернизацию судна, его водоизмещение стало составлять 24000 тонн, он мог развивать достаточно высокую скорость в 22 узла. Судно было отлично вооружено: два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы.

Недолгое время этим кораблем командовал потомок знатного княжеского рода Валерио Боргезе. Однако он прославился не в качестве капитана. Перед началом Второй мировой войны его откомандировали в Неаполь, где поручили создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников. Для нее были созданы сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. В годы Второй мировой войны итальянские подводники-диверсанты потопили несколько английских и советских боевых судов, принимали участие в осаде Севастополя, базируясь неподалеку в местечке Форос. Боевые заслуги Валерио Боргезе были отмечены несколькими итальянскими и германскими наградами.

Линкор «Юлий Цезарь» участвовал в сражениях Второй мировой войны менее успешно. Во время первых же морских сражений итальянцев против англичан в Средиземном море он был поврежден и отбуксирован на ремонт в албанский порт Влера. Здесь команда встретила окончание войны, здесь же корабль был передан советским морякам. Уже под новым именем «Новороссийск» судно перевели в Севастополь. Узнав об этом, бывший командир корабля и руководитель флотилии морских диверсантов-подводников Валерио Боргезе поклялся отомстить обидчикам.

Накануне страшной ночи

«Новороссийск» вскоре стал флагманом Краснознаменного Черноморского флота. Для современной войны судно было уже непригодно, однако его грозный внешний вид производил на всех глубокое впечатление. Линкор участвовал во всех парадах, тогда на его борту находились высокие военачальники и почетные гости. В августе 1955 года «Новороссийск» в последний раз вышел в море, участвовал в боевых учениях.

К вечеру 28 октября корабль вернулся в Севастополь, ошвартовался в Северной бухте у третьей банки, примерно в 110 метрах от берега. Глубина в этом месте достигала 18-19 метров. Командир отправился в отпуск, многие матросы и офицеры получили увольнительные и сошли на берег. На смену им на борт поднялись 400 солдат береговой охраны, переведенных в Севастополь с расформированной в Финляндии военной базы Поркалло-Удд. Им предстояло за пару месяцев научиться всем морским премудростям и сменить уходящих в запас моряков «Новороссийска». Всего в тот вечер на борту судна находилось 1500 человек, что было установлено на вечерней поверке. Затем была дана команда «Отбой!». Все, кроме вахтенных матросов, разошлись по кубрикам.

В 1 час 30 минут ночи 29 октября в носовой части корабля произошел мощный взрыв... От самого киля до верхней палубы образовалась пробоина размером три на четыре метра. Взрывной волной из носового кубрика вынесло нескольких человек, они, полуобнаженные, корчились на верхней палубе. Повсюду лежали трупы и части тел...

О той страшной ночи в нашей печати много лет говорить было запрещено, со всех свидетелей события была взята подписка о неразглашении военной тайны. Лишь в последние годы ветераны стали потихоньку делиться воспоминаниями. Капитан дальнего плавания Марат Рудиковский проходил на линкоре штурманскую практику, трагедия застала его на вахте в капитанской рубке. Житель Белореченска Анатолий Гапкалов был машинистом, в момент взрыва он был на нижней палубе, в матросском кубрике. Сочинец Александр Тюрин и Анатолий Самко из Ейска служили на вспомогательных судах и принимали участие в спасении экипажа. Их рассказы дополнили общую картину произошедшего.

Роковое решение Пархоменко

Все, кто был в тот злополучный день на линкоре, уверяли, что во время взрыва сразу погибли около ста человек. Как же потом оказалось, что число погибших увеличилось в несколько раз? Ответа вначале не могли найти, а когда нашли - ужаснулись. К столь большой трагедии привели непрофессиональные действия военного руководства Черноморского флота.

Почти сразу после взрыва начались борьба за живучесть и подготовка к буксировке линкора на отмель. Но прибывший на корабль вице-адмирал Пархоменко приостановил начатую буксировку. И это было роковое решение. Адмирал то и дело требовал докладов о состоянии корабля, а линкор тем временем уходил под воду. Запоздалое приказание Пархоменко о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть корабля уже осела на грунт. Не сразу удалось уговорить адмирала и на эвакуацию не занятых в спасательных работах моряков - к этому моменту их на юте скопилось до тысячи. В 4 часа 15 минут «Новороссийск» лег на правый борт и тут же перевернулся. Многих моряков при этом поубивало сорвавшимися башнями и надпалубными постройками. Внутри корпуса линкора оставались еще человек 30. Было слышно, как из стальных глубин идущего ко дну корабля доносились хриплые, уже отчаявшиеся голоса - «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает...»

Спустя сутки стали всплывать тела погибших. Гробов не хватало, их увозили на кладбище прямо в брезенте. Многих не нашли - они оказались на дне вместе с кораблем. Всего погибло 603 человека.

Через несколько дней в Севастополь прибыло сразу три чрезвычайные комиссии, которым было поручено разобраться с причинами трагедии. От Министерства обороны, от Министерства судостроения, от командования ВМФ СССР. Все больше склонялись к мнению, что на рейд Севастополя каким-то образом занесло оставшуюся со времен войны корабельную мину, ее и прибило к борту «Новороссийска».

В секретном постановлении правительства СССР от 8 декабря 1955 года было записано: «В ночь с 28 на 29 октября в Севастопольской бухте произошла тяжелая катастрофа с линкором «Новороссийск». Вместе с кораблем погибло 603 человека. Действительные причины взрыва, повлекшего затопление корабля и гибель людей, не установлены... Председатель Совета Министров СССР Николай Булганин». Виновные были наказаны. Как обычно в нашей стране, в дело вмешалась политика, в нем присутствовало немало кадровых интриг. Командующий Черноморским флотом адмирал Пархоменко был виновен по всем статьям, однако в Москве у него нашлись серьезные покровители. Под суд адмирала не отдали, понизили на одну звезду и перевели на высокую должность в штаб Тихоокеанского флота. До истинной причины взрыва следователи так и не докопались.

Тайна раскрыта

Однако через 9 лет в советское посольство в Париже пришел человек в гражданском и попросил аудиенции у военно-морского атташе. Незнакомец рассказал, что в Неаполе скончался итальянский морской офицер Валерио Боргезе, а это значит, что теперь можно рассказать о его тайнах. Сам этот человек, по его словам, был одним из аквалангистов, принимавших участие в диверсии по подрыву линкора «Новороссийск».

На малой подводной лодке их бригада из 12 человек подошла к морской границе. Вышли в море 6 аквалангистов с магнитной миной. Мину буксировали под водой по направлению к Севастополю, эти места всем были известны еще с войны. Как назло в ту ночь не были закрыты боны - сетки, прикрывавшие вход в бухту. (Это установили и государственные комиссии, занимавшиеся расследованием катастрофы). Аквалангисты проплыли под водой 20 километров. Они собирались поставить мину возле артпогребов линкора «Новороссийск», но не смогли. Взрывное устройство сработало в носовой части корабля. Валерио Боргезе исполнил свою страшную клятву. Военно-морской атташе доложил об этой информации командующему Военно-Морским Флотом СССР Сергею Горшкову. Тот решил «наверх» вообще ничего не сообщать. Погибших не вернуть, а о трагедии линкора «Новороссийск» в стране говорить было не принято, все окутано завесой секретности.

Осенью 1955 года, сразу после ноябрьских праздников, в самых разных городах страны сотни семей получили коротенькие извещения: «Ваш сын геройски погиб при исполнении служебного долга». Так отозвалась в народе трагедия линкора «Новороссийск». Из-за дурацких наших запретов страна так и не узнала многих имен своих славных сыновей, которые, выполнив долг до конца, погибали со словами гордой песни о «Варяге». И только к памятнику «Неизвестному матросу» в Севастополе 29 октября люди стали приносить букеты цветов. Так продолжается и до сих пор...

Игорь СИЗОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Месть князя Боргезе  |  Одиссея четырех моряков  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Океанариум с акулами и пингвинами  |  Попкорн: убийца и кормилец  |  Купим дом на воде?  |  Справятся без американцев  |  МиГи раздора  |  Технический сюрприз для ЦРУ  |  Вести Мурмана  |  Майкл Уошер: Жаль русские корабли  |  Присмотрят за рыбаками  |
Северодвинск   Богатства диспетчера Петухова  |  Так держать, бригада Сауковых  |  Друзья и годы десятого цеха  |  Флотское спасибо корабелам  |  Экстрим на пляже  |  По флотскому обычаю  |
Россия   Напрасно платили  |  Ягры - бывшая отмель  |  А сало - русское едят!  |  За кормой - 30 автономок  |  На дрейфующий лед  |  Доплыть в Питер из Калининграда  |  Информация с верфей  |  Вести из портов  |  Военное обозрение  |  По морям, по волнам  |  Грузооборот увеличится  |  Волнует жилье для военных  |  Горячие темы Заполярья  |  Рыбацкий меридиан  |  Экспедиции «Дальних Зеленцов»  |  Жизнь, полная взлетов и падений  |  Бегущая строка  |
Общество   Он был Директором  |  Аборигены не ели Кука  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com