Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 апреля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Секретная командировка в Малоярославец

Версия для печатиОтправить статью другу
Отъезжающих напутствовал сам директор завода Евгений Егоров

Рассказывает Панов Леонид Александрович - участник строительства первой отечественной АПЛ «Ленинский комсомол» и последующих атомных кораблей первого и второго поколений, бригадир слесарей-монтажников, испытатель кораблей, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета». С 1990 года - на пенсии.

ТАК уж получилось, что к сорок второму я оказался причастным с того времени, когда и цеха-то как такового еще не было. Весной 1954 года меня неожиданно вызвали к директору завода. К тому времени я уже был бригадиром слесарей-монтажников. С директором в цехе доводилось встречаться, но в его кабинете не бывал ни разу. Шел туда и ломал голову: по какому такому поводу мог понадобиться столь высокому начальству. В директорской приемной я оказался не один, там уже находился Николай Васильевич Боговой, которого я знал еще по работе на эсминцах и крейсерах, а также и несколько знакомых монтажников. Зачем пригласили, тоже никто не знал. Директорское напутствие оказалось коротким:

- Все вы направляетесь в командировку для выполнения ответственного задания, - сказал Евгений Павлович, - поедете в город Малоярославец Калужской области. Остальное вам расскажут и покажут на месте. Скажу сразу - не пожалеете. А вот он, - закончил Евгений Павлович, указав на Богового, - будет вашим начальником.

В то время город Обнинск еще не был так известен, как ныне. А там уже действовала первая в мире атомная электростанция. И там же на ее территории создавался стенд в натуральную величину, имитирующий действующие пароэнергетические отсеки подводной лодки. На нем в обстановке большой секретности должны были проходить подготовку экипажи атомоходов и заводские специалисты.

Нам как раз и предстояло пройти такое обучение. Но оказалось, что до учебы пока было далеко. Стенд не действовал. Еще устанавливались механизмы, и только-только начинался монтаж. И приехавших сразу же попросили помочь выполнить эту работу. Из нас организовалась бригада во главе с Дмитрием Фроловым, самым опытным монтажником, который сделал меня своей правой рукой. В бригаду вошли и другие ребята из приехавшей восьмерки: Василий Ажгибков, Геннадий Терехов, Иван Стрючков, Леонид Цыварев и Геннадий Баранов.

Нам довелось заниматься припиловкой фундаментов, а также выполнить монтаж систем машинного отделения, а потом и участвовать в проведении стендовых испытаний. Все это оказалось длительной, кропотливой работой. Помню, что для изоляции труб паровых систем изолировщиц с завода к нам прислали только в марте 1956 года.

После окончания изоляционных работ мы принимали первый пар от парогенераторов к маневровым клапанам (громадные маховики). И тут столкнулись с неприятной неожиданностью. Не поднимался вакуум в главном конденсаторе, хотя все нужные в этом случае насосы работали исправно. Причину вскоре обнаружили. Она оказалась в неисправности так называемых конденсатоотводчиков. Фролов, поразмыслив, решил, что дефект можно исправить пайкой. Паять я умел неплохо, о чем знал и бригадир. Мне, стало быть, и досталась эта работа. В памяти о тех событиях осталась благодарность начальства да еще сознание того, что я в числе первых принимал пар от атомной установки.

Все было новое, все было впервые. Неудивительно, что случались и более крупные неприятности. Однажды лопнул многослойный сильфонный компенсатор. Всю пароэнергетическую установку надо было выводить. Сильфон, конечно, заменили, но работать пришлось в сложных условиях. Обгорала изоляция на трубах, помещение оказалось задымленным. Все удалось сделать очень быстро благодаря смекалке и изобретательности Дмитрия Фролова. После этого к нам в турбинный отсек лично пожаловал сам академик Александров. Там кроме меня и Фролова нес вахту еще Леонид Цыварев. Анатолий Петрович пожал каждому руку, сердечно поблагодарил за устранение аварии.

Пробыв в командировке без малого три года, возвратились домой. Теперь мы уже были работниками экспериментального цеха 42. И занимались постройкой заказа № 254, так назывался головной корабль проекта 627, впоследствии получивший имя «Ленинский комсомол». Корпус к тому времени был готов, и нам предстояло насытить его сложнейшим оборудованием. Поначалу даже не верилось, как можно разместить в отсеке такое огромное количество механизмов, арматуры и труб. Были и особенности, с которыми монтажникам не приходилось сталкиваться ранее. Например, трассировку труб пара требовалось выполнять с уклоном 1:10. Чертежей по размещению всех кабельных трасс, приборов, мелкого оборудования поначалу не было. Они находились только в голове хозяина отсека (так именуется неофициальная должность конструктора, курирующего эту работу. - Ред.). Запомнилось, как ленинградец Стирманов вместе со мной перевешивал клапана вспомогательного пара, находя для них подходящее место. От них зависели многие другие параметры для рационального размещения аппаратуры и трубопроводов.

Сроки монтажа были очень жесткими. Не один месяц работали сверхурочно каждый день по 2-3 часа и почти без выходных.

Память сохранила и период ходовых испытаний. Запомнился суточный режим полного хода. В машинном отсеке четко слышно, как работают механизмы и вентиляторы, как ведут себя при предельной нагрузке холодильная машина и испарительная установка. Время от времени прослушиваем «слухачом» подшипники и постоянно прислушиваемся к тому, как в буквальном смысле поет турбина. Но надолго отвлекаться нельзя. Мы стоим на маневровых клапанах, держим давление пара и нужные обороты на винт. Тут же работают специалисты испытательной партии: ученые, конструкторы, работники ОТК. Они также следят за работой механизмов и каждый час снимают показания приборов... Картина незабываемая.

На борту лодки во время контрольного выхода находились представители науки во главе с Анатолием Петровичем Александровым, множество адмиралов и других высокопоставленных лиц, которых мне, старшине машинной вахты и маневровщику, довелось «прокатить с ветерком». И в надводном, и подводном положении на винт давали полные обороты...

Через четверть века после создания первой в стране атомной подводной лодки мы, как непосредственные участники постройки, испытаний и сдачи этого первенца, всей бригадой присутствовали на торжествах по случаю такого юбилея.

День 22 сентября 1983 года выдался теплым и солнечным. Собравшихся на площади у проходной цеха 42 было столько, что, как говорится, яблоку некуда упасть. Символично и очень правильно, что открыть памятник кораблестроителям и перерезать ленточку предоставили академику Александрову. Он по праву считается главным создателем атомных реакторов для подводных лодок. Радовало и то, что на празднике присутствовало много людей в военной форме. Вспомнилось, как во время заводских и государственных испытаний моряки рука об руку с нами несли свою нелегкую службу.

Леонид ПАНОВ, бывший бригадир слесарей-монтажников Севмаша



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Юбилейный старт Соловецкой регаты  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |  «Стреляет» медуза-убийца  |
Мир   Вторжение головоногих  |  Тихо плыть через Тихий  |  Золотые: «рыбка», руки, люди, юбилей...  |  Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  Китайские секреты известны Интерфаксу  |
Северодвинск   Свято место... генерального  |  Вечная тема погоды  |
Россия   Треска в обелиске  |  У матросов есть вопросы  |  Глазами, полными восторга  |  И горечь поражений нужно помнить  |  На морских широтах  |  На татами в честь подводника  |  Причины банальны: воровство и окурки  |  Считаем контрабанду тоннами  |  Убийство на «Беспокойном»  |  Поймали сига и... глухаря  |  Секретная командировка в Малоярославец  |  Идея начинает воплощаться  |  Короткие деньги Балтийского завода  |  Снова да ладом  |  Русские лоцманы выиграли суд...  |  Чудесное воскрешение «Дальзавода»  |  Рыбацкий меридиан  |  Новости Мурмана  |  Юбилей МАПА  |  На помощь Кузнечевскому ветерану  |  Судьба как море...  |  С оценкой «хорошо»  |  «Витязи» не только воевали  |  Нарьян-Мар - «Нарьян-Мару»  |  У всех на устах  |  А тропы... уплыли в море  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com