Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 6 апреля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 6 апреля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Жертвы «Петра Великого»

Версия для печатиОтправить статью другу
В судьбе этого корабля можно откопать немало таинственных страниц

Крейсер еще не был флагманом Российского флота. Он вообще еще только учился ходить по морям. Но эти первые шаги давались ему ценой человеческих жертв. Позднее ему отведут на флоте роль корабля, где будут отрабатываться использование современного оружия, испытания новой техники.

ЭТОТ атомный крейсер - настоящий исполин. На корабле насчитывается 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин, 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной в 20 с лишним километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентгенкабинет, амбулатории, зубоврачебный кабинет и операционная. А еще спортзал с тренажерами, три кают-компании - для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, с бильярдом и роялем. Здесь есть даже своя телестудия.

Руководить испытаниями было доверено первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову. Игорь Владимирович считался опытным специалистом по крупным ракетным кораблям. Именно он в начале восьмидесятых обеспечивал переход из Ленинграда в Североморск головного ТАРК проекта 1144 «Адмирал Ушаков», называвшегося в то время «Кировым».

Осенью девяносто шестого

Крейсер «Петр Великий» шел из Питера в Балтийск не прогулочным ходом. Узлы и механизмы использовались в различных режимах, чтобы проверить их на прочность. 27 октября один трубопровод в носовом машинном отделении не выдержал. В помещении находились несколько человек. Матрос Николай Болбат погиб мгновенно. Он ближе других стоял к аварийной трубе. Его одногодок Сергей Луценко и сорокалетние специалисты Балтийского завода, для которых крейсер был как дом родной, Николай Белюсов, Александр Плетнев и Юрий Смирнов оказались отрезанными от нижних ярусов машинного отделения раскаленной до 300 градусов струей пара. Они также погибли. На втором ярусе, у газотурбогенератора, вырабатывавшего электроэнергию для корабля, вахту несли матросы Виталий Кленников, Андрей Карпов и Николай Федоров. На их глазах и произошла трагедия. Страшное пекло через считанные секунды достало и их. Вот как описывал позднее эти страшные минуты журнал «Стрелковое оружие России».

«Николай Федоров в ужасе свалился на пайолы (металлическое перекрытие ярусов) - не выдержали нервы. Виталий Кленников успел добежать до переговорного устройства внутренней корабельной связи и сообщить командиру об аварии. Затем, соблюдая требования инструкции, выключил турбину генератора и помчался вниз под пайолы, извиваясь, как уж, между тесными переплетениями труб. Андрей Карпов тоже отключил свой агрегат и бросился с невесть откуда взявшимся бушлатом к Федорову. Запеленав Николая в бушлат и схватив за ворот, насильно поволок по трапу вниз. В горловине узкого прохода они застряли. Ни туда, ни сюда. К ним примчался на выручку дежуривший на нижнем горизонте старший матрос Максим Давыдов. Дернул раз - другой, - обожженные моряки свалились ему под ноги». Как потом оказалось, у машиниста-турбиниста Кленникова было поражено паром 36 процентов площади тела, у его напарника Карпова - 18, у электрика Федорова - 9 процентов.

Российские моряки, как когда-то их предки, проявляли волю, характер, героизм. Максим Давыдов не только выручил моряков второго яруса. Своими самоотверженными действиями, как подчеркивали позднее эксперты, он фактически спас от разрушения и главную турбину, а значит, уберег и сам крейсер от длительного ремонта. Старший матрос не сдрейфил, не спрятался за клинкетной задвижкой, где текла холодная вода. Он остался на своем боевом посту и по переговорному устройству подробно докладывал на пост дистанционного управления движением о том, что и как происходит в носовом машинно-котельном отделении. «Свой боевой пост старший матрос Давыдов, - докладывал в рапорте командованию капитан-лейтенант Ильин, - оставил только по приказанию командира, когда нахождение на нем стало невозможным из-за очень высокой температуры».

Заслужили высокой оценки в рапортах и другие моряки. Командиры отметили, что стойко нес вахту матрос Валентин Трехачев, который, несмотря на раскаленный воздух, обеспечивал подачу масла к валу останавливающейся турбины, чтобы его не заклинило. Геройскими моряками показали себя матросы Роман Коновалов, Михаил Нистратов, Сергей Гусев, старшина II-й статьи Геннадий Корнатовский.

«Мужественно действовали во время аварии и офицеры, - рассказывает журнал «Стрелковое оружие России». - Они составили аварийно-спасательную группу по вызволению из беды моряков. Первым бросился в машинное отделение, когда удалось открыть заклинившую дверь, старший лейтенант Андрей Сиротин. За ним - старший лейтенант Виктор Масненький. Потом - бывший офицер, а ныне вахтенный механик сдаточной команды завода Николай Богомолов... Спасательной команде, одетой в шапки и ватники, приходилось ползти по стальным пластинам, прижимаясь к ним лицом. Только здесь находился тонкий слой воздуха, которым можно было дышать. Чуть выше царствовало марево невыносимого жара. Один его глоток мог навсегда сделать человека инвалидом. Так, ползком, они и вызволяли из машины пострадавших».

О подвиге первого экипажа «Петра Великого» можно узнать в музее корабля. Там помещены снимки погибших и тех, кто спасал корабль. Простые открытые лица. Вряд ли тогда, восемь лет назад, они могли предположить, что крейсер снова будет поставлен у стенки с подозрением на ненадежность корабельных систем.

Просто мистика какая-то

За десять дней до этой трагедии «Петр Великий» волей или неволей стал причиной гибели еще одного человека. Шведская газета «Афтонбладет» 17 октября опубликовала заметку о трагическом происшествии на Балтике. «Петр Великий» шел в 110 километрах к юго-востоку от шведского острова Готланд. Над ним кружили два истребителя шведских ВВС «Viggen». В задачу летчиков входили разведка и фотографирование новейшего российского корабля с различных ракурсов. Начальник информационного отдела штаба обороны Швеции Ульф Линдстрем позднее признавал в средствах массовой информации, что делалось это «для того, чтобы мы знали, какого типа корабли действуют вблизи наших вод».

Итак, два истребителя в очередной раз заходят на российский крейсер. И тут происходит что-то необычное. Ведущий самолет, пилотируемый 31-летним капитаном шведских ВВС Йораном Карлссоном, снизившись до 40 метров, с кормы прошел над левым бортом крейсера. Неожиданно он упал в воду в 700 метрах по курсу «Петра» и взорвался. Пилот погиб.

Свидетелем катастрофы стал и замглавкома ВМФ России Игорь Касатонов. Он не смог удержаться от комментария: «Самолет выходил в учебную атаку на корабль, что противоречит нормам международного права. Трудно сказать, что подвело пилота, но мы вынуждены констатировать: атака не удалась». Как бы там ни было, русские моряки немедленно сыграли тревогу. К месту падения «Виггена» отправили плавсредства. Из воды удалось поднять некоторые обломки, а также шлем погибшего летчика.

Инцидент получил продолжение. Командующий ВМС Латвии Юрис Дальбинш заявил, что шведский самолет был сбит зенитками русского крейсера. Его слова о том, что с латвийского патрульного катера «ПО-4», находившегося поблизости, заметили вспышку в момент подлета «Виггена» к крейсеру, были обнародованы в ряде СМИ. Однако Швеция не стала рассматривать эту версию, пояснив, что латыши нагнетают обстановку, чтобы дискредитировать Россию и поскорее вступить в НАТО. И в самом деле, что могли патрулировать латыши вне своих территориальных вод.

Позднее экипаж «Петра» будет обвиняться рядом наблюдателей в том, что это именно он в августе 2000 года, спустя три с половиной года после катастрофы «Виггена», послужил виновником гибели российской подводной лодки «Курск» проекта 949А. Спустя еще три с половиной года, в феврале 2004-го, крейсер участвовал в широкомасштабных учениях Северного флота. 17 февраля не удался пуск баллистических ракет с подлодки проекта 667 БДРМ «Новомосковск», а на следующий день неудачно произвела пуск еще одна «бэдээрэмка» - «Карелия». Зато все свои задачи «Петр Великий» опять выполнил блестяще - поразил все цели. Это просто мистика какая-то. Некоторые суеверные наблюдатели полагают в этой связи, что российский флагман надо отправить подальше от родных берегов в оперативные районы действия морских сил «вероятного противника» дабы все мистические совпадения происходили там. Вот когда нас будут бояться по-настоящему.

Владимир ВОЛОДИН.



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Сборник журналистских расследований  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |  Жертвы «Петра Великого»  |
Мир   Откуда пошли викинги  |  Во славу норвежского флота  |
Северодвинск   Родные причалы  |  Эта редкая желтая Манго  |  Чалма вместо бескозырки  |  Чиновники частят: страсти накаляются  |  Одного «Метеора» мало  |  Кто нас выводит в мастера  |  Не только стеречь,  |  «Днепр» вытекв море  |  Зверобои прослезились - тюленю радоваться  |  Моряки считают дивиденды  |  Служу срочную Севмашу!  |  Встретим весну как прежде?  |  Курс лежит на Варандей  |
Россия   Тунец-великанище  |  Красный айсберг в синем море  |  Запорожцы еще и корабелы  |  У матросов есть вопросы  |  Неужели грядет всемирный потоп?  |  Прыжок через пролив  |  Русский финиш кругосветки  |  Новости из портов  |  В объятиях бурной пены  |  Гроза военной непогоды  |  Пройти Севморпуть на подводной лодке  |  Военное обозрение  |  Рыбацкий меридиан  |  Новости Мурмана  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |
Общество   Информация с верфей  |  Ледоход не за горами  |  У всех на устах  |  На линейку готовности  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com