Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 23 марта 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 23 марта 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Флотские были Березовского

Версия для печатиОтправить статью другу
В минувшее воскресенье известный подводник встретил 75-летие

Даже сухие и казенные слова «объективки» на юбиляра уже внушают не только почтение, но и живой интерес к его личности.

КОНТР-АДМИРАЛ в отставке, на флоте - с 1948 по 1989 год. Тринадцать лет в должности командира ПЛ - дизельных «эсок» и атомных ракетоносцев проектов 658 и 667А. Командовал северодвинской бригадой строящихся кораблей, был заместителем командующего флотилией на Северном флоте. Затем - начальник научно-исследовательского полигона в заливе Хара-Лахт (Эстония). Герой Советского Союза с марта 1970 года.

Стандартная формула - «за выполнение специального задания правительства и проявленные при этом мужество и героизм» - скрывает испытания первой АПЛ второго поколения, ракетоносца стратегического назначения К-137, первым командиром которого выпало быть Вадиму Леонидовичу. Ордена Красного Знамени и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени - это уже «по совокупности грехов», по выражению Вадима Леонидовича.

Колоритно, кстати, сказано, не правда ли? Впрочем, язык у старого морского волка вообще остер. И не только язык, но и перо.

- Со дня на день выходит ваша книга «По местам стоять к всплытию! Флотские были». Расскажите о ней, Вадим Леонидович.

- Да ну, что о ней говорить? В ней все сказано. Я сам пока и сигнальных экземпляров не видел. Пока запустим экземпляров двести-триста. Будут отклики, станут покупать - еще дадим. И над новой книгой работаю.

- «Флотские были» - такой жанр не часто встретишь. Чего больше в этом - художественных воспоминаний, документалистики, публицистики?

- Только воспоминания о реальных событиях, очерки. Ни слова вымысла. Люди, время, место - все подлинное. Не знаю, как примут читатели, - писал я в расчете на флотского человека.

- То, что уже было опубликовано в северодвинских газетах, воспринималось с очень большим интересом, Вадим Леонидович. И стиль легкий, своеобразный. Литературных редакторов над собой совсем не признаете?

- Я на Горбачева похож? Или на Ельцина? Нет, конечно, все в моей авторской редакции. Вы, журналисты, все сокращать любите. Или правите по-своему, и глупость получается. У меня написано: «Радист работал бесквитанционно» - то есть без квитанций...

- Это значит - без ответов?

- Ну, можно так сказать. А исправили: «бескавитационно». Вообще смысла нет. Не дам!

- А с расходами на издание книги помог кто-нибудь?

- Нет, конечно. Да я и не просил.

Проклятая аварийщина

- Как вообще к маринистике относитесь? В частности, к воспоминаниям других подводников?

- Из маринистики - Станюкович! Подводники... Вот старая книжка Владимира Мосцеева «На подводной лодке» - хорошая вещь, автор, кстати, был комиссаром на моей лодке -

С-195 613-го проекта. Чернавин дал приличную, оптимистичную книгу «Атомный подводный...». Из северодвинцев к Киму Костину очень положительно отношусь. «Записки штурмана К-19» - правдивая, честная, хорошая книжка. Но меньше бы внимания к этой аварийщине! А ведь только об этом пишут. Колю Мормуля давно знаю, хороший товарищ, но этого его аварийного нытья совершенно не могу терпеть. Черкашин туда же, из кораблестроителей Спасский книжкой разразился... Эх, зачем вот так пачкать флот? Семь лодок у нас погибло - да, но двести плавали нормально и несли боевую службу на всех океанах!

- У вас в книге этого «нытья» не будет?

- Нет. Бараньего оптимизма - тоже, сейчас для оптимизма почвы нет. Сейчас все идет вниз. И главная проблема - моральное состояние людей. Спрашиваете, можно ли совмещать моральную заинтересованность и материальную? Можно было бы - если бы денег этих проклятых было достаточно, как и раньше было! Нет, скрывать проблемы, трагедии не надо. Но если уж пишешь о них, то надо вскрывать и действительные причины. А они, как правило, не в чем-то фатальном и непостижимом и не в несовершенстве техники, а в конкретных ошибках конкретных людей, в несовершенстве обучения, отработки личного состава. Назовите любую известную аварию, и я скажу, чьи ошибки дорого обошлись...

- А на ваших лодках аварийных тревог не было?

- Были. Раза два за 27 лет.

- К кино о подводниках относитесь так же? К «К-19», например, или к «72 метрам»?

- «72 метра» не смотрел. А

«К-19» - безобразный фильм. Из командира Затеева какого-то самодура сделали, старпом непонятно какой, сам конфликт между ними нелепый... И тем более обидно, что Голливуд первым взялся за такую тему. А наши, паскудники, снимают все про воров, «ментов», убийц, маньяков, опять про воров... Тьфу!

Романтика сидит крепко

- Продолжу вопросом, с которого, наверное, следовало начать...

- Наливай!

- Каким был ваш первый шаг в подводный флот?

- В 1952 году мы оканчивали Черноморское училище в Севастополе. Начальник училища контр-адмирал Колышкин, Герой Советского Союза, сказал на построении: кто в подводники хочет - шаг вперед. Ну и шагнуло 25 рыл - из 300! И мы с Геннадием Первушиным, будущим старпомом К-3, в том числе. Остальные, чай, на мостик захотели... Потом я встречал однокашников - в подплав все равно человек сто переквалифицировались! А тогда нас, уже с погонами, направили в учебный отряд в Ленинград - там и подготовили как подводников.

- А почему вообще флот? Родились вы в Киеве, и отец ваш, насколько я знаю, не моряк...

- Да, отец у меня служил с 18 лет в бригаде Котовского, а демобилизовался в 55-м. А почему флот... Да кто его знает? Романтика моря, наверное... Да, она.

- А некоторые говорят: мол, романтика - это по молодости, до первой качки...

- Нет, романтика в человеке сидит крепко. И если есть она, то никуда не денется.

Фотографии на память

- Очень романтична, в самом деле, вот эта фотография у вас на стене. Волны, брызги пены...

- Это лодка проекта 667БД на испытаниях, на полном ходу, - вид с мостика. Я тогда был в госприемке. Это я на испытаниях 420-го заказа, первой лодки второго поколения, К-137. А вот весь руководящий состав на этих испытаниях: строитель Фролов, военпред Игнатьев, комбриг Ильченко, Ковалев Сергей Никитич - генеральный конструктор, его зам Беломорец. Ну и я тут - командир. Видите - худенький, сосредоточенный. А этот снимок - уже с испытаний 310-го заказа, К-279, из серии «буки» - 667Б. Вот командир лодки Фролов Виктор. И я - уже комбриг. То-то рожа лоснится...

- Что ж вы так строги к комбригу Березовскому, Вадим Леонидович?

- После командира корабля для морского офицера должности нет. Остальное - барахло. Политика.

- Вы говорили о Сергее Никитиче Ковалеве. Как складывались отношения у флотского офицера и конструктора?

- Сергей Никитич - это мой идеал. Человек со смыслом. С изюминкой. И ум, и распорядительность, и организаторский талант. Во всем - и в работе предприятий, и даже в том, что все эти снимки он устраивал, а это ведь нелегко было при той секретности. И при всем этом еще скромность удивительная...

- Это так важно?

- Для интеллигентного человека - да.

- А если интеллигентный человек - офицер? Что для военного должно быть главным?

- Честь. Где ее нет, там перед нами не офицер. Можно быть интеллигентным, человеколюбивым даже, но для военного офицерская честь превыше всего. Отсюда - и способность к самопожертвованию, и гражданское мужество.

- И не раздражает, что выражение «Честь имею» сейчас уже в моду вошло?

- Если речь идет о важном деле, которое требует мужества, то это правильно и хорошо. Вы видели когда-нибудь, чтобы бонзы какие-нибудь так подписывались? Или «братки», тем более?

Сухопутные хобби моряка

- На стене у вас не только фотографии. Вот картины - пейзажи, натюрморты...

- Отец писал, Леонид Александрович. Как демобилизовался, так и взялся за кисть. А вот этот пейзаж, вид из окна в Гремихе, - это уже мой младший сын.

- Наверное, и вы увлекаетесь живописью, это у вас в роду?

- Нет, я бесталанный. Единственно, чем занимаюсь, - корешки собираю. Вот это что?

- Вылитый жираф.

- Так точно. Корень шиповника такой! (Причудливых деревяшек в квартире Вадима Леонидовича вообще много: и вешалка для одежды такая, и даже ручки на входной двери. - С.З.) Но резьба по дереву на стене - это уже мой старпом с К-137, Игорь Тишинский. Вот это, говорят, на меня похоже! Да, резал он великолепно. Потом преподавал в академии в Ленинграде - так рядом с академией два пня стоят фигурные: его работа!

- А эти охотничьи трофеи: голова кабана, рога?

- Ну, это я. В Эстонии было дело.

- Да, видно, рука у вас и на суше была верна. Как сейчас здоровье?

- Хм... Здоровье в порядке - спасибо кроватке!

- С Днем рождения, Вадим Леонидович.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН

P.S. Хотелось еще и с Днем подводника поздравить собеседника, но выяснилось, что к этому празднику контр-адмирал относится без симпатии. Как и к отдельным торжествам в честь надводников, штурманов, ракетчиков и так далее. Единственный настоящий флотский праздник для Вадима Леонидовича Березовского - День ВМФ. Того самого, которому сам он отдал несколько десятилетий.



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Читайте в печатном издании   Официальное уведомление  |
Культура   Сборник журналистских расследований  |  Той, что ждет и любит  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |
Мир   Китайцы обновляют флот мурманчан  |  Китайский подход  |  Как «Lancaster» королеву встречал  |
Северодвинск   Путь к Регистру через лед  |  Русские «князья» будут с «Булавой»  |  Родные причалы  |  О буднях и романтике  |  Кресло на конкурсной основе  |  Первое - на первом месте  |  Флотские были Березовского  |
Россия   Апрель грядущий нам готовит...  |  Черноморцы высадят десант  |  Россия вспоминала экипаж «Курска»  |  У всех на устах  |  У матросов есть вопросы  |  Какая гадос... эта ваша треска  |  Балтийский форум  |  Салака исчезла вместе с «Вольво»  |  «Надежда» юношей экземенует  |  Маленькому кораблю - большое плаванье  |  Герой войны из Красноборска  |  Военное обозрение  |  Информация с верфей  |  Внимание: мезальянс  |  Рыбацкий меридиан  |  Новости Мурмана  |  Раскол оформлен конференцией  |  ЧП штабного масштаба  |  «Седов» проверит отличников  |  «Талаги» канадского происхождения  |  Убыточный крейсер без будущего  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |
Общество   Рекорд отложен на потом  |  В Папуа ищут динозавра  |  А после работы играли в футбол  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2004
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com