В новых социальных и экономических условиях у профсоюзных организаций и проблемы новые.
В последнее время в профсоюзных организациях предприятий ГРЦАС (Государственного Российского центра атомного судостроения) «разногласия с Москвой» вызвали острые споры. Но вряд ли нужно делать из этого трагедию - просто наши люди научились считать свои деньги и еще только учатся отстаивать свои права.Сегодня гость кают-компании «Корабельной стороны» - председатель региональной организации профсоюза судостроителей Архангельской области Николай Иванович ЖИТОВ.HИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, у меня сложилось впечатление, что в последние годы российское профсоюзное движение переживало довольно серьезный кризис. Свидетельством тому могут быть такие явления, как выход людей из организации, а в иных случаях и самоликвидация первичек. Как бы вы прокомментировали такие факты?- Конечно же, кризис в профсоюзном движении был. Его и не могло не быть, если вспомнить о том, какие события происходили в стране в этот период. Распался Советский Союз, возникла Российская Федерация - фактически новое государство, с новым социально-экономическим статусом. Эти глобальные изменения отразились и на всех отраслях российской экономики, причем в большинстве случаев отразились неблагоприятным, даже болезненным образом. Многие предприятия закрылись, другие реструктурировались, третьи поменяли форму собственности, акционировались. Не стала исключением и судостроительная отрасль России. Прежде всего она потеряла ряд крупных своих предприятий. Скажем, заводы в Николаеве, Херсоне, Севастополе, Одессе, которые отошли Украине. Еще несколько предприятий достались Прибалтике, Азербайджану. Как следствие, сократилась и общая численность профсоюза судостроителей. Второе. Корабелы каждого из российских предприятий в полной мере испытали все трудности переходного периода, о котором я говорил. В коллективах заводов, конструкторских и других организаций тоже ведь шли очень сложные социальные процессы, и не сказаться на профсоюзах они никак не могли. Возьмем те же акции протеста - митинги и забастовки. И здесь можно сказать о такой характерной особенности: там, где профсоюзы активно вели работу среди трудящихся, не пускали инициативу людей на самотек, там и отток членов профсоюза из организации был меньше, потому что люди видели в профсоюзах организующую силу и не бежали. Не скрою, были и случаи иного порядка, когда люди выходили из профсоюза и даже такие, когда профсоюзные первички самоликвидировались.- Насколько помню, на северодвинских предприятиях ГРЦАС такое явление тоже имело место. Большой ли из этого вышел урон? - Действительно, случаи выхода работников из рядов профсоюза в Северодвинске были, и в самом деле кое-где их было немало, в частности на Севмаше. Но если учесть очень большую численность северодвинской организации в целом, такие потери на деятельности профсоюза судостроителей серьезно не сказались. Вообще, я бы не стал говорить о таких случаях как массовом явлении. Сейчас численность профсоюзных организаций предприятий ГРЦАС, можно сказать, стабильна. - К слову, Николай Иванович, если не секрет, какова численность профсоюза судостроителей в России?- Никакого секрета мы из этой цифры не делаем - около 180 тысяч человек. Более того, скажу, что северодвинцы в ней составляют примерно четверть. Примерно столько же в организации питерцев. Оставшиеся 50 процентов выпадают на работников других предприятий, в том числе и на заводы Заполярья, Дальнего Востока, Средней России, Черного моря, Каспийского региона.В целом, если говорить о профсоюзе российских корабелов, то, на мой взгляд, в ближайшие годы здесь могут возникнуть определенные изменения. Вы знаете, есть постановления правительства о создании на базе существующих предприятий различного рода холдингов, концернов. Очевидно, реструктуризация ожидает и северодвинские предприятия. Поэтому и в профсоюзных организациях этих заводов изменения просто неизбежны. По самой структуре. Но по численности, полагаю, изменений не будет. К слову, грядущие изменения у нас постоянно присутствуют в повестке дня, вопросы совершенствования структуры профсоюза сейчас обсуждаются и будут непременно вынесены на рассмотрение и совета российского профсоюза судостроителей, и съезда, как того требует устав организации.- Помню, в известные времена наши профсоюзы занимались невероятно большим количеством проблем, связанных с жилищными, бытовыми, социальными, спортивными и культурными вопросами. Сейчас этого нет...- Действительно, сегодня осталась главная обязанность - улучшение условий труда и жизни работников, защита индивидуальных и коллективных интересов членов профсоюза.- Я понимаю, так или иначе, но главным вопросом остается зарплата наемного работника, а в наших конкретных условиях - ее повышение. Используя словесную практику революционного времени, спрошу: какой же зарплаты хотят сегодня «низы»?- На северодвинских предприятиях вопрос ставится об увеличении средней заработной платы в полтора-два раза.- Какова она сегодня?- Средняя зарплата члена профсоюза, правда, без учета последнего повышения на 10 процентов, составляла в пределах 6,5 тысячи рублей.- Николай Иванович, давайте сравним ее с той, которую получают работники других предприятий и организаций судостроительной промышленности России. Уверен, это будет интересно многим читателям «Корабельной стороны».- Самых последних данных у меня под рукой нет, но давайте посмотрим те, что имелись на второй квартал года, учитывая, что принципиальных изменений в этом вопросе не произошло... «Адмиралтейские верфи» Санкт-Петербурга - 11 тысяч, судостроительная фирма «Алмаз» - 11,7 тысячи, Выборгский завод - 7,8, Балтийский завод - около 10. Впрочем, здесь я вынужден оговориться: на Балтийском заводе ситуация ухудшается. Поясню: после сдачи известных фрегатов Индии у предприятия возникли проблемы с заказами, уже простаивают его корпусозаготовительные мощности... ЦКБ «Алмаз» - 15 тысяч. МБМ «Малахит» - более 11, ЦКБ «Рубин» - около 14, «Северное ПКБ» - 15. Нужно сказать, в проектных организациях заработная плата довольно высокая.- Это каким-то образом можно объяснить?- Им помогает держать высокие зарплаты так называемое коммерческое судостроение, работы по прямым договорам от иностранных, как правило, платежеспособных заказчиков. - Где положение хуже?- На дальневосточных предприятиях России: «Дальзавод» - 5,3 тысячи, «Звезда» - 5,1, Амурский судостроительный - 4,8. Вот еще по России: «Красное Сормово» - 3,4 тысячи, петрозаводский «Авангард» - 4,1, Ярославский завод - 4,2, совсем плохо дело на каспийском «Дагдизеле» - чуть больше 1,9 тысячи.- А Москва...- НПО «Альтаир» - 19,8 тысячи, ГМЗ «Салют» - более 13 тысяч...- Что же, на ваш взгляд, мешает платить наемному работнику, скажем так, достойную зарплату?- Прежде всего, это отсутствие заказов, то есть неполноценная, как мы говорим, загрузка предприятий. Скажу еще и о налогах, которые не всегда экономически обоснованны, и о дополнительных таможенных пошлинах. Судостроительную отрасль душат сегодня очень высокие тарифы энергетиков, железнодорожников. Все это, безусловно, сказывается на доходах предприятий, а если рентабельность низкая, то и об увеличении зарплаты говорить не приходится.И еще один процесс, который постоянно сводит на нет все наши усилия, направленные на повышение заработной платы, - это инфляция. Вот и недавнее повышение цен на хлеб, на некоторые товары первой необходимости не добавляет нам оптимизма. А еще и заявление г-на Чубайса о планах повышения тарифов на электроэнергию в 1,5 раза.- Мне кажется несколько странным, точнее, противоречащим логике положение, когда члены профсоюза требуют повышения зарплаты у работодателя - члена того же профсоюза.- В практике западных профсоюзов такого нет. Наверное, это и правильно. Но у нас, в постперестроечной России, в силу очень многих обстоятельств сложилась такая система, какая есть. Впрочем, поверьте, о зарплате в коллективе у администрации предприятий голова болит не меньше. Поэтому над этим вопросом мы и работаем вместе, а если возникают противоречия, то стараемся искать компромисс.- Николай Иванович, прокомментируйте нашим читателям тот острый вопрос, который обсуждается в первичных организациях ГРЦАС последнее время.- Полагаю, вы имеете в виду декабрьское 2002 года решение Россовета профсоюзов об увеличении отчислений профсоюзных взносов в вышестоящие органы. По этому документу предполагается перечисление «наверх» в размере 35 процентов. Члены северодвинских первичек однозначно выступили против, и потому исполнение этого решения было приостановлено до 1 января 2004 года. Сейчас уже конец октября, а вопрос вновь дискутируется и дискутируется, вы правы, очень остро. По-прежнему рядовые члены профсоюза - северодвинцы - считают цифру 35 процентов высокой.- А каков процент перечислений у корабелов из других профсоюзных организаций страны? - У москвичей - 41 процент, у питерцев - 34. Правда, надо иметь в виду, что у них и средняя заработная плата значительно выше северодвинской. Кстати, в Норвегии, если уж говорить о западноевропейском опыте, «наверх» перечисляются все 100 процентов, а уже затем средства распределяются «сверху вниз». При том достатке, который имеет норвежский наемный работник, такого рода схема перечислений протеста не вызывает. У нас же, бывает, каждый рубль на счету, и первичным профсоюзным организациям приходится отстаивать свой бюджет.- Ваша оценка этой конфликтной ситуации.- Ситуация очень острая. И полемика такая же. По моему мнению, игнорировать точку зрения рядовых членов профсоюза нельзя. Не исключаю, что в противном случае вполне может возобновиться выход работников из профсоюзной организации. И еще. Меня очень беспокоит, что сегодня мы вынуждены серьезно отвлекаться на этот вопрос, тогда как впереди еще не менее важный вопрос - заключение новых коллективных договоров на предприятиях.- Николай Иванович, если судить по вашей «визитной карточке» или, лучше так, - послужному списку, можно сказать, что вы - «человек Севмаша»...- Можно сказать и так. Севмашпредприятие для меня и в самом деле родное предприятие. Было и есть. Я пришел на завод в 1966-м, сразу после окончания школы. Начинал со сборщика, учился заочно в Севмашвтузе, потом уже с мастерской должности меня призвали во флот, направили в Западную Лицу, в 1-ю флотилию атомных лодок. Здесь занимался ремонтом кораблей. Отслужил день в день - ровно год, и вернулся на завод, хотя, признаться, на Севере мне предлагали и жилье, и другие перспективы обещали. Дальше был начальником участка, начальником цеха, заместителем начальника производства по кадрам. И моя общественная работа на освобожденной должности тоже была связана с Севмашем - имею в виду период, когда меня избрали председателем профсоюза предприятия. Позже я вернулся на производство и до избрания на нынешнюю должность работал заместителем начальника отдела надводного судостроения, был старшим строителем (управляющим) на «Приразломной»... Очень интересный проект, скажу вам. Потому и работалось с интересом, хотя темпы работ, к сожалению, порой замедлялись из-за недостаточного финансирования.- Сегодня вы, руководитель крупнейшей профсоюзной организации судостроителей, смотрите на Севмаш и...- И меня, в частности, не может не радовать, что предприятию сегодня уже требуются рабочие руки. На строительстве той же «Приразломной». Меня это не может не радовать и как бывшего производственника Севмаша, и как нынешнего руководителя областной профсоюзной организации судостроителей. Я убежден, что коллектив завода способен выполнять работы любой сложности, и верю, что предприятие еще возродит свою былую мощь.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!