Описание этого подвига прочно вошло в историю Карельского фронта.
12 августа 1941 года семерка советских истребителей И-15бис из 65-го штурмового авиаполка, ведомая капитаном Краснолуцким, нанесла удар по колонне противника у деревни Паннила, что восточнее Ведлозера.Bнебе появилась шестерка «мессершмиттов», завязался воздушный бой. Капитан Краснолуцкий, израсходовав боеприпасы, пошел на таран, срубив нижней плоскостью хвостовое оперение «мессершмитта», камнем упавшего на землю. После этого летчик не вышел из боя. Смелым маневром он отогнал двух «мессеров» от машины командира звена и сумел затем на поврежденной машине совершить посадку на свой аэродром. В январе 1942 года за героизм, отвагу и мужество М.П. Краснолуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.Занимаясь уже много лет авиапоисковой и архивной работой по истории воздушной войны на Севере, могу ответственно сказать: таран Краснолуцкого - пример того, что делает порой официальная история войны с действительным подвигом. История его требует серьезных корректив.С Героем Советского Союза генерал-майором авиации в отставке Митрофаном Петровичем Краснолуцким мне посчастливилось увидеться и пообщаться в Киеве в 1989 году, за два года до его кончины. Вот как он сам описывал тот достопамятный таран. При лобовом столкновении с вражеским истребителем их самолеты, ударившись, разошлись, при этом была выбита бипланная стойка его И-15бис. Конечно, ни о каких дальнейших подвигах речи быть не могло, и Краснолуцкий потянул за линию фронта, чтобы спрыгнуть с парашютом на своей территории. Машину страшно трясло, но она все-таки как-то держалась в воздухе. Он решил садиться на свой аэродром - и дотянул! Однако при посадке в Ладве самолет потерпел аварию. Краснолуцкому снова повезло - он отделался ушибами. А биплан свое отлетал, и механики тут же сняли с него двигатель и пулеметы...Но есть и версия события, так сказать, с другой стороны. В 1994 году я встречался в Хельсинки с финским ветераном Йорма Норола... пилотом того самого, тараненного Краснолуцким, самолета! По его рассказу, тогда четыре финских «Моран-Солнье-406» из 28-й эскадрильи (никаких «мессеров», их у финнов еще не было! - А.Д.) вступили в воздушный бой с шестью И-15бис. «Один русский истребитель несколько раз заходил моему «морану» сбоку, а затем мы сошлись в лоб. Послышался треск, мой самолет получил вмятину на консоли крыла, сбив бипланную стойку И-15, который стал падать и рухнул в лес». По возвращении на аэродром докладу Норола не поверили, предположив, что он задел верхушку дерева (в консоли нашли, видимо, частицы деревянной стойки И-15). Летчик получил выговор, а его самолет вскоре отремонтировали. Кстати, этот «Моран-Солнье-406» за номером 301 находился в строю до 4 ноября 1941 года, когда был сбит в воздушном бою над Кондозером в Кондопожском районе. Там, в болоте, его останки лежат и по сей день...В заключение: таран Краснолуцкого не был на Карельском фронте первым, как это иногда считают. Еще до образования Карельского фронта 23 августа 1941 года советские летчики совершили здесь 5-6 таранов. Как мне удалось установить, 18 сентября 1941 года капитан Алабин из 179-го ИАП на МиГ-3 таранил финский истребитель «Глостер-Гладиатор» над Бесовцом. Таким образом, таран Краснолуцкого - это последний таран Северного фронта, а первый (причем непризнанный) таран на Карельском фронте совершил Алабин, оставшийся неизвестным. Разумеется, все это совсем не умаляет значения подвига капитана Краснолуцкого, ставшего Героем за десятки успешных штурмовок. Это еще раз говорит о том, что история войны еще не прочитана нами до конца.
Алексей ДМИТРЕНОК, руководитель поисковой группы «Крылья Севера», Петрозаводск
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!