Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 30 сентября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Служба краснофлотца Павла Шипова

Версия для печатиОтправить статью другу
Он начал ее в истребительном батальоне подростком и продолжал затем на кораблях.Наверное, именно слово «служба» лучше всего определяет путь северодвинца Павла Андреевича Шипова. Хотя военную форму ему довелось носить лишь на срочной, все же в последующие десятилетия он продолжал служить советскому флоту. Не случайна и его оговорка - об уходе на пенсию в 1991 году он сказал: «Уволился в запас...»

Двенадцати-летний коммунист

Родился Павел Шипов в русской деревеньке в 1929 году. Учился, вступил в пионеры, помогал по хозяйству - все как у всех деревенских мальчишек той поры. Пока не грянул июнь 1941 года. Подростком он записался в местный истребительный батальон: вместе со взрослыми патрулировал окрестности, следил за линиями электропередач, за появлением посторонних. Но 13 октября и в их деревню на границе Московской и Смоленской областей пришли враги.

Из жизни в оккупации особенно запомнилось, как пришел к матери Павла немецкий солдат и потребовал выстирать белье. Мать ответила - мыла нет. Немец стал обыскивать комод. Выдвинул один из ящиков, а там книжка, подаренная Павлу за успехи в учебе. На обложке ее - Ленин и Сталин. Поверх книги - аккуратно сложенный пионерский галстук, который, как известно, «с нашим знаменем цвета одного»... «Коммунист!»- взревел немец. От его удара мальчишка полетел через всю комнату. Что делать матери? Кинулась незваному гостю в ноги... Но тот уже рылся под кроватью, обыскивал, и, забрав в качестве трофея чистое белье и одежду, наконец ушел.

Впрочем, немцы, по рассказам Павла Андреевича, не слишком лютовали в тех местах. Красная Армия вернулась сюда уже 21 января 1942 года. Окончательно. Для Павла Шипова настали годы учебы в соседнем селе (в своей деревне школу сожгли) и, конечно, тяжелой крестьянской работы. Уже в 1946 году он получил первую государственную награду - «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». А сегодня у Павла Андреевича уже восемь медалей.

Расстояние до чайки? Пеленг?

С 1950 по 1955 годы он служил во флоте. Пять лет на флоте тогда было нормой. И «откоса» никакого не было, говорит Павел Андреевич. Тех, кто не служил, вообще не понимали и не воспринимали. Его призвали со второго курса техникума: флоту нужны были свежие силы в тревожные месяцы «корейской войны», диплом об окончании техникума он получил уже в Северодвинске после службы. Но сначала был учебный отряд в Выборге - и еще пять лет в Ваенге (Североморске) и Молотовске (Северодвинске) на известных кораблях Великой Отечественной - эсминце «Разумный» и лидере «Баку».

Пусть в то время флот еще не стал океанским и не выходил в дальние походы, но служба была морской не только по названию - у пирсов корабли не задерживались. Подходили к причалу и тут же начинали принимать топливо. Если корабль месяц не давал пар на турбину, то от экипажа требовалось заново сдать курсовую задачу номер один.

Тренировки были напряженными и беспрерывными. Офицер мог неожиданно показать моряку на летящую чайку и потребовать определить навскидку и доложить по всей форме: пеленг, расстояние до этой «цели»... Об учебных аварийных тревогах, отработке действий в средствах защиты и говорить нечего. Каждый овладевал несколькими специальностями. Сам Павел Шипов был не только старшиной трюмных, но и вторым снарядным кормового 130-миллиметрового орудия.

Конечно, изведал Павел Андреевич и все тяготы службы. Мне признался - плохо переносит качку. И чувство страха пришлось испытать не раз: страшно было идти на эсминце, буксирующем мишень, по которой из 152-миллиметровых орудий бил крейсер...И показухи, к слову, ему тоже пришлось насмотреться. Питание матросов в дни посещения высокими чинами разительно отличалось от повседневного. И нелепые командирские решения были. В учебку для подготовки старшин однажды направили главных разгильдяев, только чтоб от них избавиться, - и этих же «героев»... получили обратно через полгода уже командирами отделений слабонервных...

Но ведь и жалеть о том, что прошел флотскую школу, Павлу Андреевичу не приходилось никогда.

Корабельные счастье и несчастье

И после службы Павел Шипов не расстался с морем и кораблями. После демобилизации он трудился на Севмаше. Как члену сдаточной команды ему довелось участвовать в испытаниях девяти подлодок. Среди них - корабли известные: 501-й заказ - знаменитая «золотая рыбка», титановые субмарины 705-го проекта...

Мне же хотелось узнать, что думает бывший моряк и судостроитель о судьбе кораблей, и, вообще, существует ли для него такое понятие? Павел Андреевич признался - человек он несуеверный, существовали для него только заказ и выполняемая на нем работа. И все же...

Заказ 261-й - АПЛ, более известная под тактическим номером К-8. Именно ей в апреле 1970 года суждено было остаться на глубине в Бискайском заливе, став братской могилой для 52 моряков. Но, как рассказывает Павел Андреевич, и более чем за 10 лет до той трагедии, еще в 1959-м, судьба, можно сказать, была неблагосклонна к этому кораблю. При спуске на воду спусковой поезд перекосило. Исправить неполадку удалось только через 5-6 часов. Кстати, все это время заводская сдаточная команда провела в прочном корпусе.

Когда на испытаниях лодку «вывешивали», то есть проверяли сохранение заданных крена и дифферента на различных глубинах, К-8 вместо расчетных 9 метров «провалилась» сразу на 53. «Хорошо, что все происходило не на мелководье, - вспоминает Павел Андреевич. - Лодка шла на глубину с большим дифферентом на нос. В центральном успели вовремя продуть носовые группы цистерн, и корабль резко «выпрыгнул» на поверхность уже с дифферентом на корму»...

Мало того. На ходовых испытаниях заказ 261 потерял два аварийных буя, дважды возвращался в базу на дизелях, поскольку возникали неполадки с реактором... Так что злой рок, наверное, все же висел над кораблем.

Впрочем, помнится об этой лодке и другое. В составе ее сдаточной команды Павел Андреевич встретил новый, 1960 год в Западной Лице.

К-8 была одной из первых отечественных АПЛ. Но работал Павел Андреевич и на самой первой - К-3 «Ленинский комсомол», лодке прославленной, но однажды тоже ставшей несчастливой. Причем на К-3 Павел Андреевич работал дважды. Первый раз - в 1962-м, когда готовили корабль к походу на Северный полюс. Помнится, как загружали в него и монтировали множество новейших по тем временам приборов, назначение которых большинству заводчан было неясно. В первом отсеке из восьми торпедных аппаратов остались доступными для использования только два: все остальное пространство было занято такой вот «таинственной аппаратурой»...

Второй раз с первой советской АПЛ Павла Андреевича свела рабочая судьба в 1967 году, когда лодку привели в Северодвинск тяжело поврежденной после пожара, возникшего в боевом походе. Катастрофа стоила жизни 39 морякам. Жутко было осматривать черные, полностью выгоревшие первый и второй отсеки. А задача корабелам была поставлена жесткая: лодка должна стоять в Североморске на ноябрьском параде в честь 50-летия Революции! Было слово «надо», и работали в три смены. Буквально на ходу внедряли новые технические решения. К примеру, ранее не приходилось выполнять такого объема работ по сращиванию электрокабелей. Но все удалось закончить к 4 ноября. На борту возрожденного корабля на несколько часов они вышли в море - проверить механизмы и оборудование.А через три дня, как и было намечено высоким руководством, АПЛ К-3 уже возглавляла строй боевых кораблей на параде в Североморске.

Так все начиналось

Нет, ни флотские годы, ни труд на Севмаше Павел Андреевич дурным словом не вспоминает. Да и как же ему ругать те годы флотской службы, если тогда нашел он свою подругу жизни? Будущая супруга его работала тогда маляром в 42-м цехе завода, участвовала и в ремонте «Баку». Вот однажды и разговорились. Старшина Шипов все не мог вспомнить, где же раньше видел эту девушку? Так что первая же их беседа прошла, что называется, в воспоминаниях. Но лишь потом пришло на ум: это же она так замечательно танцевала в самодеятельности в базовом клубе! Потом были еще встречи. Ну а затем, как говорится, «честным пирком да за свадебку»!

Ну конечно, «пирок» - это преувеличение. Была обычная скромная свадьба, говорит Павел Андреевич. Тогда моряк Шипов еще не уволился в запас. Его отпустили со службы на свадьбу буквально на день. До загса и обратно шли пешком - какие в 1955 году машины у моряка срочной службы? Гостями на праздничном обеде были человек десять матросов и старшин. Из яств до сих пор помнится кусок свинины - расщедрился старшина, выписал из корабельной провизионки... На память о дне свадьбы остались и фотографии. Забавно, но тогда за одну из них товарищу Павла Шипова, что называется, крепко влетело. Командиру корабля без всякой задней мысли показали снимки, а тот возмутился: как же так - старшина команды чокается рюмкой с матросом! «Прихватили» тогда незадачливого старшину за панибратство с подчиненными. Что и говорить: время было строгое, по нынешним понятиям, странное...

Так вот все в жизни Павла Андреевича и начиналось. И продолжается по сей день. Двое детей. Внуки. Правнуку шестой год пошел. Тоже Павел Андреевич, кстати. Все продолжается!

Алексей ЯНИН



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Айвазовский-то ненастоящий…  |
Происшествия   «Спаситель Петр» на пороховой бочке  |  И утиль представляет опасность  |
Мир   SOS прошлой недели  |  «Королевы» пугают обывателя  |  Атомной «раскладушкой» по Израилю  |  Военное обозрение  |  Рабочий портфель «IZAR»  |
Северодвинск   Заводские мореманы  |  На горизонте - «Мираж»  |  Корабелу – беспроцентный заем  |  Морская мебель «Звездочки»  |  Крейсер «Дмитрий Донской» готовится стать в строй  |
Россия   «Самый длинный в мире теплоход»  |  Информация с верфей  |  На морских широтах  |  «Аргунь» пойдет с молотка  |  Информация с верфей  |  Куда плывет Россия  |  «Кутузов» писал устав  |  Информация с верфей  |  Новости из портов  |  Черный оборот цветного металла  |  Астраханцы для Крайнего Севера  |  Полистирол надежнее понтонов  |  Северодвинцы на «Неве-2003»  |  Наш «Корсар» в Малайзии  |  Промышленники пожадничали  |  Когда усталая казарма из глубины...  |  «Хатанга» подняла флаг Мурманска  |  У всех на устах  |  Бегущая строка  |  «Посейдон» связал берега  |
Общество   Легенда нашего города  |  Служба краснофлотца Павла Шипова  |  Онежский спутник Амундсена  |  За высокие личные показатели  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2003
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com