Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 сентября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Командир молотовского дивизиона

Версия для печатиОтправить статью другу
Судьба этого офицера была полна противоречий, но не отдать дань его заслугам было бы несправедливо

Пантелеймон Максимович Гончар был одним из известных моряков-командиров Северного флота во время Великой Отечественной войны - умный человек и прекрасный моряк. В частности, командующий флотом А.Г. Головко отмечал его умелые действия, мастерство, чутье и волю во время известной спасательной операции глубокой осенью 1942 года, когда североморцы спасали людей аварийного эсминца «Сокрушительный». Вместе с тем характер Пантелеймона Максимовича был не из легких, что сказывалось и на взаимоотношениях этого офицера с сослуживцами и в итоге вредило самому Гончару.

НАС ЖЕ сегодня в большей степени интересует то, что П.М. Гончар являлся офицером Молотовской ВМБ - предшественницы нынешней Беломорской военно-морской базы. И здесь Пантелеймон Максимович отличился тем, что именно ему принадлежит заслуга создания ее первого дивизиона сторожевых кораблей. Факт этот, к сожалению, мало кому известен. Расскажем все по порядку.

П.М. Гончар окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в 1936 году. После этого ему потребовался небольшой срок, чтобы стать командиром боевого корабля. Перед самой войной он уже командовал эсминцем «Карл Либкнехт», который, к слову, стоял в капитальном ремонте на Архангельском СРЗ «Красная кузница». После того как было принято решение сформировать Молотовскую военно-морскую базу, ее первый командир капитан II ранга П.И. Колчин предложил главкому назначить командиром дивизиона сторожевых кораблей базы старшего лейтенанта Гончара. Это назначение практически совпало с началом войны, и потому П.М. Гончар встретил ее командиром несуществующего дивизиона.

Из рыбаков в краснофлотцы

Дивизион сторожевых кораблей формировался из мобилизованных рыболовных траулеров Северного рыболовного треста Наркомата рыбной промышленности. Личный состав этих кораблей составляли призванные из запаса моряки. Рыболовные тральщики с металлическими клепаными корпусами были построены в период с 1932 по 1937 год и находились в удовлетворительном техническом состоянии. Призванные во флот, они обладали хорошими мореходными качествами. Их водоизмещение было от 1100 до 1200 тонн, паровые котлы голландского типа работали на угле, машина мощностью 650 лошадиных сил обеспечивала кораблю скорость до 9,5 узла. Проектом постройки на этих судах были предусмотрены места для установки артиллерии и обустройство погребов для хранения боезапаса.

Главные проблемы возникли с формированием экипажей. Комдиву нужно было обладать незаурядными организаторскими способностями, волей, характером, чтобы из бывших рыбаков сформировать боеспособное морское соединение. Дело в том, что пришедшие по мобилизационному предписанию командиры имели слабую военно-морскую подготовку и зачастую сами не отличались дисциплинированностью. Каким же мог быть спрос с рядовых моряков. Правда, было и положительное качество: командиры из запаса хорошо знали северный морской театр и были полны желания биться с врагом. Старшины и матросы машинной команды были опытными механиками, имевшими многолетний опыт плавания на промысловых судах.

А вот опытных артиллеристов и минеров не было. Пантелеймону Максимовичу приходилось лично участвовать в приемке каждого корабля, при этом он следил за установкой на судах вооружения и обустройством мест для членов экипажа. С командирами он занимался лично с каждым, бывал в каждом из подразделений, где контролировал подготовку. Более того, П.М. Гончар лично выводил командиров в море и там руководил применением корабельного вооружения.

Историкам, очевидно, будет небезынтересно узнать, какие корабли входили в состав первого в истории Молотовска (Северодвинска) дивизиона охраны водного района. Это: СКР-11 (бортовой № 70), СКР-12 (бортовой № 71), СКР-13 (бортовой № 72), СКР-14 (бортовой № 73), СКР-15 (бортовой № 74) СКР-16 (бортовой № 75) и СКР-26 (бортовой № 86).

В фондах Центрального военно-морского архива имеется несколько боевых приказов П.М. Гончара, которые свидетельствуют о том, что комдив всегда давал четкие и ясные распоряжения своим подчиненным. Приведем один из них.

«Боевой приказ командира дивизиона СКР командиру СКР-71.

1.Вам надлежит 20 июля 1941 года в 21 час выйти в море для сопровождения транспорта «Охта».

2. Конвоировать транспорт «Охта» до якорной стоянки у острова Моржовец.

3. После постановки транспорта «Охта» на якорь у острова Моржовец следовать в Поной, где стать на якорь.

4. На переходе при конвоировании транспорта иметь готовность №2, особую бдительность проявить по противолодочной и противовоздушной обороне.

5. По приходе в Поной оставаться там до особого распоряжения.

6. В случае налета авиации противника или обнаружения его подводной лодки не допускать неприятеля до конвоируемого вами судна».

Надо сказать, что операциями своего дивизиона П.М. Гончар руководил, что называется, не с берега, а лично участвовал в выполнении заданий в открытом море, порой даже в тех случаях, когда выходил всего один корабль. Только в 1941 году старший лейтенант Гончар провел в море при конвоировании транспортов 94 дня из 184 календарных и прошел при этом 13500 миль.

В январе 1942 года П.М. Гончар стал капитан-лейтенантом. В заслугу ему можно было поставить организацию боеспособного соединения. Но здесь же мы вынуждены заметить и отрицательные черты, которые стали формироваться у молодого офицера (Гончару тогда исполнилось всего 28 лет) - излишнее высокомерие, бескомпромиссность и даже грубость во взаимоотношениях с подчиненными. Как явствует из документов того времени, он отдавал грамотные распоряжения, приказы, но форма их подачи у подчиненных порой вызывала протест. Как говорится, любовью у личного состава комдив не пользовался. Такая манера общения с подчиненными наблюдалась у П.М. Гончара и в дальнейшем. На это указывается во многих аттестациях, и, хотя многие начальники затем делали ему справедливые замечания, как показала практика, Пантелеймон Максимович к ним не прислушивался

На Севере дальнем

26 июня 1942 года капитан-лейтенант П.М. Гончар убыл к новому месту службы, передав дела капитану III ранга Феодосию Васильевичу Котенкову. На Севере Пантелеймон Максимович принял под свое командование эсминец «Валериан Куйбышев». В этой должности он выполнил 47 боевых заданий с выходом в Баренцево море, отконвоировал 28 караванов, 10 раз выходил для встречи и усиления эскорта союзнических конвоев. При проводке, надо отметить, не было потеряно ни одно судно. Особенно он проявил свои незаурядные качества моряка в спасении людей с аварийного эсминца «Сокрушительный». При защите конвоя PQ-18 его корабль, отражая налеты вражеской авиации, сбил два самолета. В декабре 1942 года П.М. Гончару досрочно присвоили звание капитана III ранга, а в марте 1944 его направляют в Англию для приемки кораблей из состава британского флота. Тогда к передаче североморцам их готовили целое соединение. П.М. Гончару «достался» эсминец «Деятельный», носивший прежде английское название «Cherchill».

Новый корабль экипаж под командованием Пантелеймона Максимовича изучил и освоил быстро. На Северном флоте, куда прибыл «Деятельный», у эсминца была репутация одного из лучших противолодочных кораблей, чему, безусловно, способствовала твердая рука П.М. Гончара. Корабль участвовал в конвойных арктических операциях, бывал в Карском море, неоднократно вступал в боевые столкновения с фашистскими подлодками.

Так, 16 ноября 1944 года в Карском море эсминец встречал внутренний конвой АБ-15. Плавание проходило в сложнейших метеоусловиях. В этот же день «Деятельный» обнаружил немецкую подводную лодку, которая пыталась атаковать наш конвой. П.М. Гончар решительными действиями противостоял этому: он атаковал субмарину глубинными бомбами. Затем эскорт нашего конвоя еще трижды обнаруживал лодки противника, и всякий раз эсминец не позволял им приблизиться к нашим кораблям.

Всего на «Деятельном» П.М. Гончар выполнил 17 боевых заданий командования, сопроводил 14 конвоев и дважды выходил встречать караваны союзников.

Когда закончилась война

13 декабря 1944 года Пантелеймона Максимовича как одного из наиболее опытных офицеров назначили командиром лидера «Баку», досрочно присвоив ему звание капитана II ранга. В этой должности он выполнил еще 5 заданий с выходом в Баренцево море.

Уже после окончания войны, в 1947 году, П.М. Гончар был назначен командиром дивизиона эсминцев Северного флота. В мае 1949-го следует новое назначение - командир крейсера «Максим Горький». К этому времени П.М. Гончар уже капитан I ранга. Позднее, в 1951-1953 гг., он командует 32-й дивизией эсминцев на Балтике и непродолжительное время - дивизией крейсеров. Наконец Постановлением Совета Министров СССР от 3 ноября 1953 года ему присваивается звание контр-адмирала.

Однако его характер, манера поведения продолжают возмущать многих. В итоге это не могло не привести к серьезному конфликту. А случилось вот что.

Когда начальник штаба дивизии крейсеров, которой командовал П.М. Гончар, пошел на повышение, его должность оказалась вакантной. Кадровики стали предлагать эту, в общем-то перспективную, должность одному, другому, третьему. Однако никто не желал служить под началом П.М. Гончара. Во время войны многие офицеры считались с условиями войны и как могли терпели несносный характер командира, сейчас же, в мирное время, их отношение изменилось, люди как бы вспомнили о личной чести и человеческом достоинстве.

Тогда же начальник управления кадров доложил об этой ситуации главкому ВМФ Николаю Герасимовичу Кузнецову. Вот тогда-то главком и рассудил примерно так: если никто не желает служить с Гончаром, то следует найти место самому Гончару, и несносного контр-адмирала отправили... учиться в Академию Генерального штаба.

После окончания академического курса Пантелеймона Максимовича назначили командиром 50-й дивизии крейсеров Черноморского флота, но в этой должности он прослужил всего полгода, когда последовало новое назначение, на Тихий океан - командиром Южно-Сахалинского ВМФ, где он прослужил также недолго - всего семь месяцев. Наконец П.М. Гончара перевели в Москву на должность заместителя начальника управления боевой подготовки ВМФ СССР. Было это уже в 1957 году.

Жизнь адмирала оборвалась в автомобильной катастрофе, которая произошла 21 августа 1961 года. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. За службу во флоте и активное участие в военных действиях Пантелеймон Максимович был удостоен многих наград, в том числе ордена Ленина, ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, ордена Нахимова II степени и ордена Красной Звезды.

Так сложилась судьба первого командира дивизиона сторожевых кораблей Молотовской военно-морской базы.

Владимир ЩЕДРОЛОСЕВ, Санкт-Петербург



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Губернатор остановил ход «Волготанкера»  |
Мир   Военное обозрение  |  Заложен«Джордж Буш»  |
Северодвинск   Уставший «Гоголь» скоро зазимует  |  Норвежский коч помора Федотова  |  «Ягры» тянут трал с селедкой  |  «Глобальное партнерство» продолжается  |
Россия   Родные причалы  |  Зубастый бурлак из Люксембурга  |  Пианино от «Наваль»  |  Друзья, прекрасен наш союз  |  Информация с верфей  |  На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Куда плывет Россия  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |  «Роснефть» обзаводится своим флотом  |  Бактерии «съедят» нефтешламы  |  «Кама» в рейс не пойдет  |  Много ли нынче селедки?  |  «Клавдии Еланской» в Архангельске неуютно  |  Сумерки отменяют рейсы  |  Последняя стоянка «Кисловодска»  |  Наш русский флаг «подешевеет»?  |  «Архангельск» в Поморье  |  Соломбала «открестилась» от Ленина  |  По смешанному варианту  |  У всех на устах  |  Госзаказ для «Северной верфи» оплатят  |  Граница будет на крепком замке  |  Утилизация «Курска» завершена  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |
Общество   Румынский фронт. Пасха  |  Под крылом вечности  |  Командир молотовского дивизиона  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2003
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com