Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 7 июля 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 7 июля 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Флот мужает только в море

Версия для печатиОтправить статью другу
Такие корабли, как «Адмирал Нахимов», - лицо государства, его мощь и престиж

Крейсер «Адмирал Нахимов» пришел для ремонта на Севмаш в 1999 году. Судьбу этого могучего корабля счастливой не назовешь. Время ему выпало, скажем так, переходное.

НЕСКОЛЬКО последних лет крейсером командовал капитан I ранга Андрей Халевин.

Основные вехи его военной службы: учеба в Черноморском ВВМУ им. П.С. Нахимова и на офицерских курсах, командир сторожевого корабля «Жаркий». Здесь ему досрочно было присвоено звание капитана II ранга, он награжден медалью «За боевые заслуги». Учеба в военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова с 1991 по 1994 год. Начальник штаба 130-й бригады противолодочных кораблей Северного флота. Старший помощник командира авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 1995 по1999 год. Награжден орденом «За военные заслуги». С 1999 года – командир крейсера «Адмирал Нахимов»

В ближайшем времени его ждет перевод по службе – в Калининград на должность начальника кафедры тактики и военной истории Балтийского военно-морского училища имени Ф.Ф. Ушакова. Сегодня он собеседник «Корабельной стороны».

- Андрей Юрьевич, начнем с вашей «визитной карточки», откуда вы родом, как пришли во флот?

- Родился я в Североморске, детство и отрочество провел в Севастополе. Моряк в третьем поколении. А вообще, если посчитать всех родственников, то в роду Халевиных восемь моряков. К слову сказать, старший сын учится на втором курсе военно-морского училища, династия продолжается, и я этим очень доволен.

Дед мой отслужил срочную службу рулевым на линкоре «Парижская Коммуна», позднее переименованном в «Севастополь». Призван на флот он был в 1928 году по комсомольскому набору и, хотя до офицера не дослужился, не в последнюю очередь благодаря флотской закалке дорос до административной должности министра сельского хозяйства Удмуртской ССР. Был репрессирован, позже попал под амнистию, но все равно прожил недолго – сказалось подорванное здоровье. Отец-капитан I ранга запаса, прошел службу от командира башни главного калибра крейсера «Александр Невский» до советника военно-морской академии кубинских ВМС.

- Из всего следует, что вопрос выбора профессии перед вами не стоял?

- Романтикой военно-морской службы был увлечен с детства, сколько себя помню, очень любил военную форму. Поступил в военно-морское училище, закончил его по специальности ракетчика. К сожалению, сегодня я единственный из курса, кто, как говорится, «остался на палубе». Будучи честолюбивым, службу на флоте представлял в должности не меньшей, чем командир корабля.

- Из кораблей, которые были в вашей жизни, какой для вас самый дорогой?

- «Жаркий», сторожевой корабль, на который я пришел командиром в 29 лет. Три года провел на нем, и два года корабль объявлялся отличным. Во время событий в Персидском заливе восемь месяцев мы находились в океане на боевой службе.

- Наиболее приметные моменты вашей биографии, которые бы вы отметили.

- В детстве был отдан родителями в музыкальную школу, которую и окончил успешно по классу скрипки…

- Насколько успешно совмещаются флот и скрипка?

- Скрипка для души, а корабль – мелодия всей жизни.

Много и активно занимался спортом, в училище выполнил норматив мастера спорта СССР по гребно-парусному многоборью. В 1992 году, во время учебы в военно-морской академии им. Кузнецова, на катамаране «Tender Winds» в должности старпома совершил переход из Питера в Лондон, за что получил диплом яхтенного капитана. Могу показаться нескромным, но я единственный офицер в ВМФ России, который прошел из Балтийского моря в Северное Кильским каналом. Еще такой факт: я был последним командиром корабля ВМФ СССР, который зашел в югославский порт Дубровник. В 1991 году русские моряки последний раз ступили на эту землю. Или вот: в 1997 году команда яхтсменов авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» заняла второе место в регате «Кубок Крыма-97». Я сам занимался подбором офицеров, нашел спонсоров, организовал поездку. С удовольствием вспоминаю фурор, который мы произвели: приехали ребята неизвестно откуда, все одинаково экипированы, бледные и бедные, на чужой яхте, арендованной на время гонок, обставили практически всех.

С 1995 по 1999 год являлся старшим помощником командира тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», соответственно принимал участие в шестимесячном боевом походе в Средиземное море.

- Подробнее остановимся на этом походе, поскольку в прессе о нем даются весьма противоречивые сведения. Например, о том, что поход «Адмирала Кузнецова» дорого обошелся Северному флоту – был израсходован годовой запас горючего. О том, что задача подготовки пилотов не была выполнена. Помимо всего этого, по возвращении «Адмирал Кузнецов» стал в бессрочный ремонт, где и находится по сей день.

- Действительно, перед нами стояла задача подготовки пилотов к полетам в реальных боевых условиях, и она была в полной мере выполнена. За время той боевой службы произведено 2470 самолето-вылетов. Ни одного трагического случая, тем более потери самолета не было допущено. Скажу более, за нашими учениями, полетами и летной подготовкой наблюдали моряки 6-го флота США, некоторые американские офицеры даже побывали на корабле. Они были восхищены мастерством и мужеством экипажа «Адмирала Кузнецова».

Хотя нельзя не признать, что в техническом отношении поход корабля был тяжелым.

- О «плавающих аэродромах» в океане грезил флот СССР. А сможет ли поднять их Россия? Вопрос, как говорится, не по окладу, но все же…

- Вопрос очень сложный. Во-первых, для этого крайне важным мне представляется принятие такого документа, как Единая государственная программа военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд Российской Федерации. Она, к слову, обязательно должна включать перечень предприятий - участников создания Российского флота. Пока же этот вопрос не решен, и с его волокитой давно пора кончать. Второе, нужно помнить, что корабль класса авианосец – это целый комплекс, включающий и материально-техническую часть, и ремонтную базу корабля, финансовое обеспечение и т.д. и т.п. Эти тяжелые вопросы тоже нужно решать.

В целом же наличие в боевом строю действующего авианосца – это показатель уровня экономического развития, благосостояния всего государства. Построить корабль, эксплуатировать, содержать его может только экономически сильная страна. Более того, наличие в боевом строю кораблей типа «Адмирала Нахимова» и «Адмирала Кузнецова» - это еще и определенный показатель престижа страны.

Однако если говорить откровенно, непростые задачи военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд Российской Федерации, на мой взгляд, не подлежат решению в течение нынешнего десятилетия. Это означает, что сроки действия «Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и отдельные фрагменты этого документа, видимо, уже сегодня нуждаются в корректировке.

- Недавнее заявление главкома флота о необходимости создания новых кораблей дальней морской зоны совпало сразу с двумя знаковыми для Российского флота событиями: походом кораблей Тихоокеанского флота в Индийский океан и выходом на испытания двух АПЛ - класса «Тайфун» и подводного крейсера «Юрий Долгорукий». На ваш взгляд, дает ли это повод надеяться на серьезную перспективу в восстановлении военно-морского могущества России?

- Действительно, некоторые позитивные тенденции в последнее время наметились. Поход наших кораблей в Индийский океан не может не радовать. Однако предназначение флота заключается не в разовых сбор-походах, а в постоянных выходах в море. Вынужден буду напомнить общеизвестные вещи о том, что флот – уникальная структура, сильная своими традициями и преемственностью поколений. Обучение управлению кораблем, обучение кадров происходит на примере начальников, старших командиров. Эстафета должна передаваться в море. Сколько офицера в училище ни учи, сколько он ни просидит за партой, мореходных навыков от этого у него не прибавится. Трагедия флота сегодня не в том, что он недостаточно профинансирован в плане строительства и ремонта, а в том, что корабли не ходят в море, кадры теряют навыки, отсутствует морская практика. Корабль, простоявший у стенки, технически восстановить можно, но кто его в море поведет? Корабли Северного флота, которые сегодня ходят в море, можно пересчитать по пальцам.

- В недавно прошедшем сбор-походе отряда боевых кораблей под флагом командира оперативной эскадры вице-адмирала Геннадия Радзевского много внимания было уделено мореходной практике командиров соединений, начальников штабов, других старших офицеров, назначенных на вышестоящие командные должности.

- Все же этого явно недостаточно.

- Андрей Юрьевич, а нужны ли сегодня России корабли типа «Адмирала Нахимова»? Может быть, исходя из современной концепции перевооружения флота, эти корабли уже морально и физически устарели?

- Тяжелому атомному ракетному крейсеру «Адмирал Нахимов» недавно исполнилось 14 лет. Это просто юношеский возраст, если исходить из того, что корабль рассчитан примерно на тридцатилетнюю эксплуатацию. Корабль такого класса, тем паче такого, как «Адмирал Кузнецов», – это своего рода рычаг, не без помощи которого осуществляется принятие решения главой государства при рассмотрении международных политических вопросов. Конечно, такие корабли не предназначены для предотвращения актов терроризма либо ликвидации каких-то внутренних противоречий в стране, но в плане международных отношений они являются пером политики государства. Когда я говорю «перо политики», зримо представляю, как президент с помощью подобных кораблей одним росчерком может разрешить на карте мира какие-то вопросы. Полагаю, что и «Адмирал Нахимов», и «Адмирал Кузнецов» - это корабли президентского уровня и должны находиться под его непосредственным патронажем. Поскольку в реальности этого пока нет, о будущем «Адмирала Нахимова» говорить что-либо определенно не могу.

- Выходит, дата окончания работ на «Нахимове» и его ввода в строй не определена.

- Складывается парадоксальная ситуация: предполагалось, что «Адмирал Нахимов» будет первым из трех стоящих в акватории нашего порта кораблей, который будет качественно и в кратчайшие сроки отремонтирован. Время проходит, об этом уже как-то забылось. С каждым новым годом нахождения корабля на заводской акватории все реже звучат оптимистические нотки в поздравлениях гостей корабля, да и сами офицеры на скорый выход в море не рассчитывают. Об «Адмирале Ушакове» в прессе довольно часто появляются материалы с призывом восстановить корабль для флота, хотя не секрет, что технически он гораздо более изношен, нежели «Адмирал Нахимов». В то же время о «Нахимове» пресса молчит. На первый взгляд повода для волнения нет: вроде бы резать не собираются, ремонт, хотя и крайне медленно, все же ведется. Следовательно, корабль будет восстановлен. Логика ясна, но реальность ведь гораздо сложнее. Как раз по поводу скорейшего восстановления «Адмирала Нахимова» необходимо бить в колокола, иначе корабль тихо и незаметно сгниет у заводской стенки. Дата окончания ремонта корабля постоянно сдвигается, даже для меня, командира, будущее корабля неопределенно.

- Сохраняются ли у «нахимовского» экипажа свои традиции?

- Экипаж по-прежнему поддерживает хорошие шефские связи со Смоленской и Мурманской областями. Традиционно наши представители выезжали на Смоленщину и участвовали в праздничных мероприятиях. К примеру, в прошлом году в составе делегации мы посетили Вязьму, музей-заповедник, были на освящении патриархом могилы матери великого флотоводца. Вообще, среди матросов срочной службы крейсера каждый четвертый – со Смоленщины. Нам направляют лучших ребят. В свою очередь, для уроженцев области создается благоприятный режим прохождения срочной службы. Как итог - многие из них остаются служить на корабле по контракту.

- Есть ли у вас какой-либо лозунг, девиз, которым вы руководствуетесь в своей профессиональной деятельности?

- Служить хорошо – намного лучше и проще, чем служить плохо. Или вот еще: если вы думаете, что станете работать лучше только тогда, когда получите повышение, вы его никогда не получите.

- Вы покидаете Северодвинск. Какое впечатление произвел на вас город?

- Хорошие люди, хороший город. Сложились крепкие шефские связи со школами, другими организациями. Хочу поблагодарить за всемерную поддержку губернатора Архангельской области, мэра Северодвинска, представителей их администраций.

Беседовал Алексей ВОЛКОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Мир   Последний поход «Констеллэйшн»  |  Корабли раздора  |
Россия   На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Флот мужает только в море  |  На Тихом океане будет шумно  |  Бегущая строка  |  Северные круизы «Кристины»  |  «Tango» у моста Багратиона  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2003
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com