Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 10 марта 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 10 марта 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Пишем то, что наблюдаем

Версия для печатиОтправить статью другу
Чего не наблюдаем - не пишем (штурманское кредо)

Вьюжным февральским заполярным днем я приближался к месту моего назначения. В предписании значилось, что таковым является город Полярный. Третий день свирепствовал шторм со снегопадом, и третий день в деревянном бараке, гордо именуемом морвокзалом, не то что ожидало, а с каждым днем накапливалось все больше и больше людей, которым позарез надо было попасть «на тот берег», поскольку никаких дорог в город Полярный больше не было.

ВЕЧЕРОМ прошел слух, что завтра утром независимо от погоды туда пойдет тральщик с радиолокатором, специально выделенный командующим флотом адмиралом А.Т. Чабаненко, которому доложили о бедственном положении пассажиров. Утром ветер поутих баллов до четырех, но метель, снег зарядами продолжались, хоть ты им...

Часам к восьми подошел тральщик, как-то кособоко ошвартовался не столько к причалу, сколько к мощной льдине, оторванной от берегового припая губы Грязная приливо-отливной волной и принесенной сюда течением. На посадку пропустили вперед женщин и детей, затем и сами протиснулись, не обошлось без оторванных пуговиц и хлястиков. Весь путь прошли в пурге, вне видимости берегов, так что мое торчание на верхней палубе с целью первого знакомства с ландшафтом Крайнего Севера оказалось напрасным.

Тральщик подошел к полярнинскому контрольному причалу, и после предъявления комендантской службе документов я ступил на заполярную землю, ходить по которой мне предстояло без малого три десятка лет.

Первое, что увидел, - лежащий на здоровенном камне череп мамонта. Без бивней. Маленько прибалдев, я понял, что Крайний Север - это земля, где надо быть готовым к любым неожиданностям. На КПП тридцать восьмой Краснознаменной ордена Ушакова дивизии подводных лодок, куда я, собственно, и прибыл, дежурный выяснил, что я совершенно не представляю, куда мне идти. Он разбудил подвахтенного, который, петляя в темноте и долго карабкаясь по крутой деревянной лестнице, подвел меня к арке Старолодочного здания и, поставив носом на выход из Екатерининской гавани, сказал: «Дальше сами».

О «подштюрмане»

Пункт 12 главы «Вторая надесять» петровского «Устава морского» гласит: «Подштюрман должен во всем послушен быть штюрману и во деле его вспомогать, а в небытность штюрмана дело его отправлять под таким же штрафом, как и штюрману». Напомню, что «штраф» - это смертная казнь или ссылка на каторгу «по важности дела смотря в суде». Налагался такой «штраф» в основном за навигационную аварию и, конечно, был справедливым возмездием. Поскольку меня назначили на лодку командиром рулевой группы, я и был таковым «подштюрманом» со всеми причитающимися обязанностями.

Начал свою деятельность с подготовки к сдаче зачетов на самостоятельное управление группой. Изучил организацию службы, потом подчиненный личный состав, а уж затем материальную часть своего заведования. Все, как учил штурман Конюшков. Кстати, кроме магнитного компаса с набором девиационных премудростей и простейшего гирокомпаса «Гиря», никакой техники в нашем училище не было. Хотя в 1950 году произошло деление на факультеты: штурманский, минно-торпедный и артиллерийский, но качественно (как я сейчас понимаю) программа не изменилась. Просто было увеличено количество часов на профилирующий предмет за счет остальных. Материального подкрепления не произошло.

А тут тебе сразу и рули, и приводы, и радиопеленгаторы, и перископы, и еще всякая всячина, и, в конце концов, телемоторы. Я до сих пор не знаю, почему он «мотор»? Ну, «теле» значит «издали», то есть рулями седьмого отсека я запросто могу управлять из центрального поста. Но вот почему он «мотор», когда внутри у него ничего не крутится, - цилиндр, плунжер, пружина и несколько дырок для перепуска масла гидравлики? Непостижимо.

Но самым трудным предметом был, конечно, навигационный театр. Трудность для меня заключалась в двух факторах. Первый - это полное отсутствие какой бы то ни было логической связи в названиях заливов, губ, островов, мысов, маяков и т.д. Так что запомнить их все было выше моих сил. А второй - флагманский штурман нашей 3-й бригады ПЛ капитан-лейтенант Дмитрий Эрнестович Эрдман (в обиходе д»Эрдманьян). Дело в том, что в составе бригады было всего-навсего две лодки: С-43 и С-44, обе 613-го проекта. Бригада только начинала формирование. Правда, был еще отопитель «Метель», но он выходил за пределы штурманского влияния, и флагштур, так же, как и мы, клянчил у шкипера «добро» на помывку в душе.

Из-за малочисленности корабельного состава у Эрдмана в спецподчинении было всего два командира БЧ-1 и два «группена», поэтому он, будучи феноменально трудолюбивым, полдня грыз меня, а остальной световой день - моего коллегу с сорок четвертой. Вопросы он задавал, по выражению Конюшкова, «ехидно выглядывая из-за чернильницы» (с намеком на пустяковый его росточек), и все выспрашивал, как по-старому назывался остров Брандвахта и где мыс Ретинский, а где Летинский, сколько Кислых губ на театре и почему мыс Пушка получил именно такое название. При этом заставлял «поднимать» немую карту Кольского залива.

Потом он как флагманский штурман 1-й флотилии атомных подводных лодок на легендарной К-З пойдет подо льдами Северного Ледовитого океана к полюсу. В то время ходить на компасах и хилых гироазимутах туда, а главное, обратно было проблемой. Это теперь, когда на вооружение лодок поступила безотказная и высокоточная инерциальная система, походы к полюсу стали обычным делом, а тогда... Он будет флагманским штурманом Северного флота, членом Географического общества. Светлая ему память.

Лично мне он сумел привить вкус не просто к запоминанию названий, но и к их анализу. Смысловому, лингвистическому, историческому, топонимическому... Другое дело, что зачастую у меня было больше вопросов, чем ответов. Ну вот, например, названия опасных для мореплавания камней, как правило, содержат в себе негативный заряд - Сундуки, Собаки, - и вдруг у Святого Носа - камни Диана. Почему? Что общего у камней с древнеримской богиней Луны? И кто дал им такое имя? Или вот полуостров Канин. Всмотритесь в его очертания: длинная шея, собачья голова, вытянутая мордочка с острым собачьим носом. Помор-мореплаватель назвал бы полуостров Собачьим, а его северо-западную оконечность Собачьим Носом. Ну при чем здесь Канин? А между тем латинское «canis» - это и есть «собака». Кто определил конфигурацию полуострова и дал ему такое название? Как давно произошло это событие? Во всяком случае, на генеральной карте Северного Ледовитого океана, составленной при Морской академии в 1742 году, название «Канин» уже есть. Я уже не говорю о губах Малых и Больших Волоковых - в вершинах ровные проходы из одного водного бассейна в другой, вот и тащили люди свои плавсредства волоком посуху. Есть такие, например, на полуострове Рыбачьем, в Кольском заливе. Все это, по-моему, очень интересно.

Мой наставник Конюшков

Командиром боевой части штурманской и связи (БЧ-1-4) подводной лодки С-43 был Николай Никодимович Конюшков. Вы спросите, почему такое совмещение? А в то время таких совмещений было предостаточно, например, командир минно-артиллерийской боевой части - pyлeвoй-cигнaльщик. Как говорил много позже генеральный конструктор академик Сергей Никитич Ковалев, при попытках совмещения со стороны оргмобуправления мог появиться кок - дозиметрист-гинеколог. Так вот, к Николаю Никодимовичу я и был направлен «для послушания, вспомогательства и отправления». Он считался одним из лучших штурманов дивизии, и, как показало дальнейшее совместное плавание, вполне заслуженно. Хотя и был старше меня всего-то на пару лет, в наших взаимоотношениях никогда фамильярности не было. Уж очень я уважал его. В дальнейшей службе у нас были и трудности, и здоровые флотские хохмы.

Спустя месяц-полтора моей «подштюрманской» службы я получил от начальника приказание откорректировать комплект карт. Предстоял выход в море, а идти с устаревшими картографическими данными - позор для штурмана. Кроме того, все равно Эрдман проверит накануне штурманскую часть и неизбежно «задробит» выход. Я отобрал касающиеся театра плавания «Извещения мореплавателям», разложил на двух столах карту и начал трудиться. Вот за этим занятием и застал меня Конюшков. Некоторое время он от души веселился, затем преподал мне, как корректируются навигационные карты.

Оказалось, это очень просто. Берешь «добро» у командира, катером добираешься на тот берег в поселок Роста, что близ Мурманска. В Росте есть просторная изба, где располагается отделение гидрографии. Там по коридору налево и есть отдел корректуры. Отдел укомплектован исключительно симпатичными дамами, для установления добрых отношений с которыми я должен сообщить, что я от Конюшкова. После чего даме, которая справа от входа, вручить флакон духов «Красная Москва» (поскольку она начальница), а тем двоим, что будут корректировать, по шоколадке.

Остался один вопрос: где переночевать? Николай Никодимович рекомендовал ехать в Мурманск, там найти площадь Пять углов, досконально изучить содержание стенда «Они позорят наш город» - были в те времена такие стенды, имеющие цель предать общественной укоризне пьяниц, проституток, а также лиц, совмещающих эти два порока, - и следовать по указанному под фотографией адресу. Точно выполнив первую часть задания, я все же переночевал в Доме межрейсового отдыха Совторгфлота.

На первом же нашем выходе в море он учил меня, взяв пеленга на береговые ориентиры, сперва положить на карту свое место «на глаз», а затем уж прокладывать эти запасные пеленга, как это положено. Сравнив обсервованное и отложенное «на глаз» места, убедиться в своей полной профессиональной непригодности и в дальнейшем, приобретая опыт, добиться их максимального сближения.

Были еще эпизоды в нашей штурманской службе - и приятные, и не очень, но один случай мне запомнился накрепко своей эффектностью и экстравагантностью.

Дело происходило на переходе из Пала-губы, где мы возились с выгрузкой балласта, в Полярный. Начало марта, мороз градусов под 25 при ясном небе и безветрии. Еще когда отдавали швартовы, море начинало парить. Включили радиолокационную станцию «Флаг» - и вовремя, так как при подходе к посту СНИС пала-губский туман сгустился так, что стал плохо виден с мостика нос подлодки. Однако, поскольку на РЛС не отбивалось ни одной цели, командир Николай Иванович Царев решил продолжать движение. На мостике остались он, старпом, штурман и сигнальщик в своем «гнезде». Выставлен впередсмотрящий. Мое место у штурманского столика, карта расстелена, откладываю курсовые углы и дистанции до мысов, боновых ворот, траверзные расстояния до берегов. Втиснулись в Екатерининскую гавань, дали тифоном туманные сигналы, легли на курс 144 градуса, и вот тут-то все и началось.

Берега вошли в мертвую зону РЛС, все слилось, нет ни берегов, ни причалов. Куда идем? Доложил на мостик. Командир дал «добро» подняться наверх. Там все та же безрадостная картина - туман, видимость хоть глаз коли, туманные горны ревут, собаки на причалах лают, кто-то занимается на причале строевой подготовкой: «Араз, дво-о, три, араз, дво-о...» И посреди этой неразберихи на самой верхотуре сигнального мостика стоит, держась за флагшток, Николай Никодимович, спокойный как скала, и время от времени корректирует курс: «Право два... Лево пять...» Рулевого управления у лодок 613-го проекта на мостике не было, надо было командовать в прочную рубку, поэтому командиру ничего не оставалось делать, как дублировать команды великого штурмана: «Право два... Лево пять...» В вершине гавани вошли в ледяное «сало», парение прекратилось, туман остался по корме, видимость по носу полная. И оказалось, что мы идем прямо ко второму пирсу, куда и надо швартоваться. Фантастика! Колдовство! Восторг!

И только через неделю Конюшков раскололся. Дело в том, что, когда разница температур подстилающей поверхности, в данном случае воды, и воздуха достигает значительных величин, образуются так называемые адвективные туманы. «Испарения», как это было в нашем случае, или «охлаждения» - это когда воздух теплее моря. Ну так вот: мороз, безветрие, море, как известно, незамерзающее и парит, и произошел редкий случай - высота тумана была чуть ниже глаз стоящего на крыше рубки Конюшкова, и он прекрасно видел всю перспективу. Вот так над нами подшутили природа и Николай Никодимыч.

Вадим БЕРЕЗОВСКИЙ, контр-адмирал в отставке, Герой Советского Союза



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Сногсшибательная Алена  |  «Водник» - семикратный чемпион  |
Экономика   Минорная нота в мажорном запеве  |  В Швейцарию за инвестициями  |
Мир   Информация с верфей  |  Лучшие верфи: «Electric Boat»  |  На морских широтах  |
Северодвинск   Паритет создавался на стапеле  |  «Оренбург» вновь на океанских вахтах  |  Ой, мама, едем на Багамы  |  «Северная вахта» Сергея Климчука  |  Беломорцев ценят и в столице  |
Россия   Пожар на подлодке «Псков»  |  Ростовский порт: срочная реконструкция  |  Пишем то, что наблюдаем  |  Кролики под током  |  «Янки» и «Граниты»  |  Судострой: кто есть кто  |  Судостроение явно на подъеме  |  Фрегаты раздора  |
Общество   Застряли в колее самоотчета  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2003
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com