Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 3 февраля 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 3 февраля 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

А был ли «мальчик»?

Версия для печатиОтправить статью другу
НА СЕЙ РАЗ он проводил исследования относительно российского военного корабля «Храбрый», потерпевшего крушение у берегов Норвегии в 1779 году, но при случае охотно возвращался к «вечно молодой» теме.

И даже опубликовал в норвежском военно-морском журнале заметку «Whiskey on the Rocks» - 20 лет спустя», так сказать, к «юбилею» события. Помнится, на вопрос, адресованный Бьёрну, как случилось, что такие благополучные страны западной демократии, как Норвегия и Швеция, могли так глубоко и надолго поддаться мифу о подводных вторжениях с нашей стороны, тот ответил:

- Ответ надо искать не столько в военных, сколько в психологических, социал-антропологических и даже теологических аспектах этого вопроса.

- Может быть, как раз в опасении потерять свое тихое благополучие? - осведомился я.

Он же невозмутимо продолжал:

- Надеюсь, что политический климат в отношениях между нашими странами будет улучшаться. Но, если Россия будет продолжать жесткую критику в адрес Норвегии по поводу учений союзных сил (НАТО-прим. авт.), радарной станции в Вардё (обозревающей значительное пространство северо-запада России - прим.авт.), нашей помощи странам Балтии, боюсь, что многие из нас будут продолжать верить, что Россия посылает свои подлодки в норвежские фьорды. Слава богу, остается личное общение, позволяющее надеятся на перелом в нашем сознании и отношениях между странами...

К сожалению, личным общением не решить спорных вопросов в отношении морских границ, так называемой «серой зоны», на которую Норвегия активно претендует после открытия там российскими геологами перспективных запасов нефти и газа. Это несомненно стимулируется тем, что к 2010 году ее нефтегазовые месторождения в Северном и Норвежском морях будут исчерпаны. Интересно, что претензии распространяются на всю акваторию спорных участков, включая часть российской зоны и зоны свободного рыболовства.

Под эгидой защиты окружающей среды Норвегия ведет активное наступление на права и интересы России на Шпицбергене, проводя одностороннюю ревизию Парижской конвенции 1920 года. Противореча требованию о запрещении использования архипелага в военных целях, норвежцы допускают существование там ряда весьма специфических объектов. Так, в районе Ню-Олесунна расположен ракетный полигон с взлетно-посадочной полосой для тяжелых самолетов, центром космической связи, РЛС, помещениями для сборки и хранения ракет, мобильной платформой для запуска геодезических ракет различных типов.

А в административном центре Шпицбергена - Лонгйире - установлена РЛС «Ескейт», возможности которой гораздо шире заявленных исследований атмосферных явлений аномального характера. Она способна точно измерять траекторию полетов наших межконтинентальных баллистических ракет как морского, так и берегового базирования. Еще большими возможностями располагает американская РЛС «Хэв Стэйр» в Вардё, что противоречит положениям Договора по ПРО 1972 года. Однако всем известно, как поступили с этим договором США, что же остается делать их младшему партнеру по НАТО.

В регионе сохраняется неадекватно высокий уровень военной активности. Ежегодными стали крупномасштабные учения ВМС НАТО в непосредственной близости от границы России. Сценарий их, как правило, стандартен: две страны «вступают в вооруженный конфликт» за обладание нефтеносными участками на шельфе Баренцева моря(!), ВМС НАТО осуществляют миротворческие функции для прекращения военного конфликта...

Не менее раздражительным для России является дальнейшее ужесточение требований к ее рыболовецким судам в традиционных районах промыслов Норвежского и Баренцева морей.

Напрашивается вывод: чем слабее позиции нашего государства, тем большее число претензий со стороны соседей будет к нему возникать. Увы, но кораблей для демонстрации силы или флага, если хотите, практически нет, а те, что остались, прозябают у пирсов в ожидании лучших дней...

Однако вернемся к нашему знакомому, а точнее, как раз в те времена, когда наши военные корабли и торговые суда можно было увидеть практически в любой точке планеты.

Как-то раз Бьёрн обмолвился, что в июне 1984 года неподалеку от его родного города Ставангер в сеть рыболовного траулера попала подлодка, которая после нескольких часов единоборства была вынуждена всплыть и оказалась советской дизельной субмариной все того же 613-го проекта или, по-натовски, - «Виски». В упомянутый период я находился в Алжире, формируя с коллегами тамошний подводный флот, но сразу понял, что речь наверняка идет о лиепайской лодке. Бьёрн шутливо посетовал, что, к сожалению, происшествие имело место в международных водах, в 50 милях от границы норвежских территориальных вод, так что претензии предъявлять было некому, и до «норвежского комсомольца» дело не дошло. Русские моряки повели себя очень благородно. После всплытия они не стали рубить трал, зацепившийся за легкий корпус, а тихо и без эмоций отпилили часть своей надстройки, дабы не повредить норвежскую снасть.

- Я был на борту нашего сторожевика и наблюдал всю картину, начиная от всплытия лодки до того, как, освободившись от снастей, она благополучно погрузилась. У меня есть фотографии той поры: и лодки, и даже экипажа траулера «Бентин» несколько часов спустя.

...Через несколько дней мы встретились вновь в небольшом кафе на улице Восстания, но уже в расширенном составе. Кроме нас двоих присутствовали мои друзья: бывший комбриг лиепайской бригады капитан 1 ранга Валерий Федорович Романовский и командир ПЛ С-277. Той самой, которая и оказалась у берегов Ставангера. Владимир Фролов в ту пору был капитан-лейтенантом, а сейчас он - глава пароходной компании. К сожалению, флагманский механик капитан 2 ранга Евгений Иванович Гейко прибыть на встречу не смог, а жаль, «ювелирной» разделкой корпуса «эски» руководил именно он.

Командир Фролов, крепко сбитый мужчина под пятьдесят, в котором угадывается настоящий боец, вспомнил в деталях, как, следуя в район боевой службы в Норвежском море, оказался в окружении группы рыболовецких судов, за трал одного из которых, несмотря на значительную глубину погружения (120 м), его угораздило зацепиться. Часа три продолжалось отчаянное маневрирование, прежде чем раздались взрывы сигнальных гранат и созрело решение всплывать и освобождаться от снастей в надводном положении. Гранаты, как выяснилось, были сброшены с одного из трех сторожевых кораблей, вызванных экипажем «Бентина».

- Повезло вам, ребята, что моя лодка оказалась дизельной, - сурово пошутил Фролов.

Бьёрн широко улыбнулся и сказал:

- Не верю, что вы могли так обойтись с рыбаками. Они до сих пор с благодарностью вспоминают, как бережно вы обращались с их тралом. Неделю назад я был на острове Кармёй в гостях у капитана Онара Гудмундсена, бывшего капитана «Бентина». Сейчас он курирует рыболовство целой провинции. Считайте, что передал от него привет и благодарность за ваш поступок. А это вам фотографии на память.

- Так ведь и о последствиях думали. Но главное, отнеслись к рыбакам как к собратьям-морякам, хотя они, гадюки, и вызвали свои противолодочные силы.

- Насколько мне известно, силы эти вам никакого вреда не нанесли. И даже не преследовали.

- Насколько помню, именно так. Хотя желание наверняка было.

Наверняка! Но, увы, этому желанию норвежцев - поймать что-нибудь советское и желательно подводное в своих терводах - так и не суждено было сбыться. Ничего удивительного. Трудно, как говорится, поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Насколько помню себя на подводном флоте, а это ни много ни мало с 1973 по 1988 годы, руководящие документы запрещали нашим лодкам приближаться к границе территориальных вод Норвегии ближе чем на 30 миль. А советские командиры-подводники, вопреки навязываемым голливудским типажам, как правило, были людьми высокодисциплинированными.

Хочется верить, что атмосфера подозрительности, царившая в отношениях северных соседей в период «холодной войны», отголоски которой мы чувствуем и по сей день, рано или поздно все же рассеется, и воцарится дух добрососедства, что было бы вполне естественно для стран, не воевавших друг с другом последние 1000 лет. И маленькая ступенька к этому - атмосфера морского братства, возникшая тогда за нашим столиком в маленьком питерском кафе...

Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга, член Ассоциации флотской прессы



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Северян оставили без льгот  |  Дорогая койка  |  Есть работа на Фарерах  |
Политика   Спрошу у мэра  |  Кабинетный закон  |
Мир   Странные сокращения «BAE Systems»  |  Быстроходы залива  |  На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Последний корабль HW  |  Ракета не пошла  |
Северодвинск   Новые рынки «Звездочки»  |
Россия   Большая проводка  |  А был ли «мальчик»?  |  Родства не помнящие  |  Российские лодки: проект 949 А  |
Общество   Вузы определяются с единым госэкзаменом  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2003
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com