Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 27 января 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 27 января 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Гибель «Березины»

Версия для печатиОтправить статью другу
Первый рейс зверобойно-рыболовного судна стал и последним. Через несколько дней после выхода в море шхуна сгорела

О сгоревшей «Березине» много шумели в год трагедии, в 75-м. Потом старались вспоминать пореже. Больно было тем, кто ходил на шхуне, и тем, кто потерял близких. Памятные печальные даты, как водится, отмечали. Если человек говорил: «Я горел на «Березине» - на него смотрели с жалостью. Та отметина - на всю жизнь. Хорошо, если долгую.

Метелица

Ей было 24, ему 33. И трехлетний Роберт. Нормальная семья, где главный - папа-моряк. Юрий Довгяло девятый год работал в Архангельском тралфлоте. Профессия у него была вполне земная - токарь, но на рыболовном траулере такие специалисты тоже нужны.

К январю 1975-го флот пополнился новостроем. ЗРС «Березина» приспособлена была для добычи и морского зверя, и рыбы. Так получилось, что в первый рейс за треской команда отправилась сплошь из новичков. Кто-то впервые выходил в море после окончания «рыбки» - рыбопромышленного техникума, других манила возможность заработать. «Старички» за сорок на новый «белый пароход» шли с радостью: не все же на паровичках мерзнуть.

Оставив сынишку маме в Архангельске, Валентина 25 января поехала с мужем в Мурманск. Оттуда, из незамерзающего порта, уходили в зимнее время рыболовные траулеры. Для рыбацких жен заполярный город стал вторым родным: сюда они приезжали на короткую стоянку, здесь встречали и провожали своих любимых. Останавливались на судне или в доме междурейсового отдыха моряков, на площади Пяти углов.

В ночь перед расставанием она увидела сон. Юра, она и какая-то девушка в длинном белом платье со шлейфом, как метелица. Та, чужая, зовет его с собой. Валя говорит: «Юра, я ведь тоже тебя люблю». А он: «Не бойся, я к ней не пойду».

Проснувшись, она отчетливо помнила эту Метелицу. Разволновалась, на сердце было как-то тяжело. Юре сон пересказала. А что мужчина? Не придал значения, говорит, никуда я не уйду, тебя люблю. Позже она узнает: ее матери приснился пароход во льдах. Носом на лед наезжает. А лед-то - к покойнику.

Пожар

Боцман и старший мастер добычи после ночной вахты улеглись спать в своей каюте. Шел пятый час. Внезапно их разбудил треск за переборкой, будто трещат горящие поленья. Боцман выглянул в коридор, открыл дверь подозрительной каюты, а оттуда вырвалось пламя и пошло гулять по коридору. Моряк тут же сообщил на мостик. Им с тралмейстером удалось раскатать пожарные шланги, но воды в них не оказалось...

На мостике оповещение о возгорании на судне срабатывало несколько раз, но вахтенный старший помощник капитана, не поверив сигналу, переключал оповещатель в исходное положение, на ноль. Тут же стояли рулевой с подвахтенным, курили вместе со старпомом. И никто не удосужился послать матроса с проверкой: что там за пожар.

Каких-то два дня назад они покинули берег, только обживали шхуну, и ни о чем плохом думать не хотелось.

Как отмечали потом члены правительственной комиссии по расследованию причин трагического происшествия, момент локализации очага был упущен, и огонь стал быстро распространяться по судну. Дым и газы от сгорания проникли во все жилые помещения, этому способствовала работающая установка кондиционирования воздуха. Система оповещения «Березка» вышла из строя. Говорят, концентрация газов была настолько сильной, что сразу вызывала спазмы дыхательных путей. В дыму невозможно было ничего разглядеть. Новобранцы спросонья, неодетые, толком не знавшие судна, пытались спастись от огня. Один попал в баню, другой - в систему кондиционирования.

В те же минуты дома, в Архангельске, Валентина проснулась от ужаса. Будто камень трехпудовый на нее навалился, ни вздохнуть, ни рукой двинуть. И сын вдруг закричал: «К папе хочу, к папе!» А она уже пришла в себя и успокаивала его: «Завтра будет тебе папа, спи!» Посмотрела на часы - шестой час утра. 29 января.

Назавтра пошла в управление флота. Вся контора гудит: «Березина» сгорела.

Как их спасали

Первыми сигнал «SOS» утром 29 января приняли на сейнере «Лапландия», находившемся у острова Медвежий. Вскоре о беде с архангельскими рыбаками узнали на БМРТ «Капитан Демидов», рефрижераторе «Отто Гротеволь», учебном судне «Батайск», СРТМ «Медвежий». Группа судов облавливала донные в Норвежском море, и моряки тут же откликнулись на зов о помощи. К месту пожара направились корабли-спасатели «Алдан» и «Диамант». Радиограммы о ЧП приняли радиоцентры «Севрыбы» и Министерства рыбного хозяйства. В «Севрыбе» создали оперативный штаб по спасению ЗРС, куда вошли опытные морские специалисты.

Из архивных документов:

16.00. Первым к «Березине подошел» комсомольско-молодежный экипаж БМРТ «Капитан Демидов». Главная забота - люди. Тридцать человек были срочно эвакуированы с судна. Включены все пожарные насосы, заведен буксир. Неожиданно пришло известие: рыбак Петр Костямин отрезан огнем в каюте. Горящая жилая надстройка судна не дает возможности пробиться к нему. Через иллюминатор матросу передают бензорез, и Костямин, вырезав в борту отверстие, вырывается из огненного кольца.

19.00. У «Березины» появился опасный крен на левый борт. Тушение эффекта не дает. Штормовой ветер раздувает огненные языки.

21.45. На месте катастрофы транспортный рефрижератор «Отто Гротеволь». Еще часть команды «Березины» эвакуирована на борт БМРТ «Капитан Демидов».

30 января. 01.15. Новые аварийные партии высаживаются на борт ЗРС. Электросварщик наглухо заваривает выгоревшие окна иллюминатора, которые захлестывала штормовая волна. Работы по спасению судна продолжаются. На месте пожара - спасатель «Алдан».

13.10. Ветер усиливается до восьми баллов. Огонь продолжает бушевать.

14.40 - 19.30. Лопается первый, затем второй буксирные тросы. С большими трудностями подается и закрепляется стальной трос толщиной в руку. Спасатели решили буксировать «Березину» под укрытие берегов Фарерских островов.

Судно во власти ветра и волн. Неоднократные попытки вновь завести буксиры не привели к успеху. Лишь к утру море стало стихать.

31 января. 12.10. Смелым маневром капитан «Отто Гротеволя» С. В. Суворов ошвартовывается у борта «Березины». Аварийные партии продолжают борьбу с огнем.

17.25. Рефрижератор в третий раз заводит буксир и начинает буксировку. Менее чем за час перетирается трос, и шхуна вновь дрейфует по ветру.

23.00. Удается завести буксир рыбакам «Батайска». Отличилась аварийная команда во главе со старшим помощником Сударевым. Доставив буксир в шлюпке на «Березину», надежно его закрепили.

1 февраля. 06.00. В помощь «Батайску», «Капитану Демидову» приходит спасатель «Диамант». Караван судов с ЗРС идет курсом к берегу.

«Березину», так плачевно закончившую свой первый и последний рейс, отбуксировали в один из фиордов Фарерских островов. Здесь провели герметизацию судна, ликвидировали оставшиеся очаги пожара, откачали воду. В Мурманск его привел на буксире «Диамант». Сюда же на «Батайске» и других судах прибыли члены экипажа-погорельца. Траулеры ушли в свои квадраты продолжать промысел, а комиссия приступила к сбору материала и выяснению причин случившегося.

Заживо сгоревшие

Десять человек нашли на «Березине» свою смерть. Метелицу. Самому молодому - 24 года. Два матроса отработали на флоте всего несколько месяцев.

Моряки рассказывали, что Юрий Довгяло помог спастись многим членам экипажа. Один так и сказал Валентине: «Если бы не ваш хозяин - многие бы погибли». Юрий помогал выскакивать другим, потом побежал в каюту одеться - он был в одних плавках. Мигом натянул спортивные штаны, бросился назад - но дверь заклинило. Он кричал в иллюминатор: «Спасите меня! Ради жены, ради сына!» Не смогли.

Капитан Иван Матвеевич Щукин, которого потом разжалуют, успел вытащить из задымленной каюты женщину-врача, спас ее от неминуемой смерти.

Основной причиной пожара правительственная комиссия определит возгорание в каюте третьего механика вследствие оставленного окурка в урне, где находилась промасленная ветошь. К трагическим последствиям привели несвоевременное обнаружение пожара и оповещение о нем. В итоге: погибшие люди, выведенное из строя новое судно. Виновных суд приговорил к различным срокам лишения свободы. Но вряд ли известно точно, от чьего окурка, брошенного в урну в каюте третьего механика, возник пожар. По большому счету виной всему - безалаберность и неподготовленность членов команды, несоблюдение правил пожарной безопасности. Родные и близкие осужденных моряков не считают их виноватыми.

После трагедии в Архангельском морском рыбопромышленном техникуме и морской школе на примере «Березины» тщательно разбирали, как должен действовать в подобной ситуации каждый член экипажа. Учили не надеяться на «авось», а бороться за живучесть судна и свою жизнь.

...Четыре года Валентина жила одна. Не могла забыть мужа. Так они были дружны, любили друг друга, таким хорошим помощником он ей был. Потом стало трудно, вышла замуж, и тоже за моряка. Хорошо живут, сын - ему уже 30, называет его отцом. Но она часто вспоминает Юрия, как живой стоит он перед глазами. Его мама в сорок первом родила. Они жили в городе Лида, что в Белоруссии. Город прежде был польский, то Советы входили, то немцы. В войну с пятерыми детьми все вынесла. А сыночек в мирное время с моря не вернулся.

Чем оно притягивает, море? И внук ту же профессию выбрал.

Ирина БЫКОВСКАЯ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   «Автонелегалы»  |  Климат для бизнеса  |
Мир   Информация с верфей  |  Российские лодки: проект 955  |
Северодвинск   Пришлось вмешаться Минтрансу  |  На «Звездочке» Жильцова помнят  |
Россия   А был ли «мальчик»?  |  Гибель «Березины»  |
Общество   А рельсы-то, как водится...  |  Кавалеры боевой Славы  |  Вопросы в рубрику «Спрошу у мэра»  |  Время спасать спасателей  |  Не каждому дано так щедро жить  |  Почему мало волос у сенатора Данлена  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2003
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com