Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 13 января 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 13 января 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Самоцветная» кровь Елисея

Версия для печатиОтправить статью другу
Быть может, в старинном поморском селе сбывается предостережение русского поэта Николая Клюева

Дождливый сентябрь. Деревянный вокзал и рядом с ним двухэтажное строение из силикатного кирпича встречает всякого, кто сойдет с подножки поезда на станции «Сумской Посад». Стоянка долгая - 28 минут, поскольку здесь «расходятся» два «мурманских» поезда - тот, что идет на Север, и тот, что возвращается на юг.

Пьет Сума без ума

К этому часу на станцию съезжаются местные жители, кто на мотоциклах, кто на машинах, большинство приходит пешком. Для многих сбор и продажа ягод - возможность заработать. У каждого вагона торг. Предлагают клюкву - 70 рублей за ведро. Пассажиры привередливо настроены на бруснику, но им объясняют:

- За брусникой, милые, отсюда семьдесят верст шагать надо. Ноги наломаешь...

От станции до поселка меня подвез на видавшем виды мотоцикле мужчина лет сорока пяти, экипированный по местным канонам: в потертой спецовке «Трансстроя», в вязаной шапочке, в резиновых броднях. Назвался он Сергеем, добавив при этом, - безработный помор. Пока ехали, я расспрашивал, а он рассказывал про нынешнее житье:

- Пристроиться на железной дороге или в мехколонны, которые тянут параллельную ЛЭП, немногим повезло. Еще есть леспромхоз, но там зарплата чуть больше стариковской пенсии, всего полторы тысячи в месяц. Так что живем без разносолов, на картошке с хлебом. Картошку ростим, хлеб покупаем. Кому подвернется работа в городе - уезжают сразу, кому не везет - тот пьет без ума, обычно дешевый спирт, он из Онеги течет рекой разливанной... Сейчас пошли ягоды, грибы, но лес досыта не накормит.

- А море?

- В море с крепкой артелью выходить надо, а какая артель, если все развалено.

Мы на окраине поселка. Но до моря далеко, километра три. Налицо все признаки мелководья: заболоченные берега, трава.

- Еще батька мой здесь карбаса тонные с рыбой водил, а теперь вброд перейти можно, - сказал Сергей и, помолчав, заключил: Экология...

Насчет брода он явно преувеличил: Сума по-прежнему сильная и порожистая. За то и признали ее любители острых ощущений - байдарочники. Всего порогов восемнадцать. Самый своенравный зовут Чертовым. Чтобы одолеть их, рисковые туристы-сплавщики съезжаются сюда издалека. У поселкового магазина группа из подмосковного Воскресенска. Они сплавлялись неделю, разбили один из своих плотов, утопили палатку и несколько рюкзаков, сломанных весел не считали. Однако настроение хорошее.

Под «экологией» мой провожатый, очевидно, имел в виду последствия молевого сплава. Лес из таежных верховьев Сума действительно несла много лет подряд и в конце концов устала, обмелела. Зайти в Сумской Посад с моря теперь не сможет даже судно малого водоизмещения.

Среди домов и улиц нет ничего из того, что бы привлекло внимание. Обычный, можно сказать, стандартный поселок. Ничто не напоминает о том, что когда-то в здешней вотчине Даниловского монастыря стояли целые флотилии промысловиков-монахов и старообрядцев, шумели торговые ряды знаменитых ярмарок, а на местной верфи весело стучали топоры корабельных мастеров.

У порогов, на берегу под навесом, пожалуй, единственная уцелевшая местная достопримечательность - лодья. Утверждают, что ее подарил поморам еще в 1870 году великий князь Алексей, но верится в это с трудом. Сергей тут же поясняет: медные гвозди народ уже повыковыривал, чтобы пропить.

- Сами-то карбаса шьете?

- Нет, не шьем. Да и зачем? С рыбалкой худо у нас.

- Совсем не промышляете, что ли?

- Ловим только для себя, а так, чтобы, как прежде, на вывоз, нет.

Сумской Посад давно уже называют «проблемным поселком». Причем в одном из самых «проблемных» районов Карелии - Беломорском. Местный колхоз скоро разорился. О нем теперь напоминают чернеющие стены сараев, разбросанные ржавые сельхозмашины и запустевшие поля. От большой рыболовецкой бригады осталось крохотное звено из двух промысловиков, некогда прибыльная рыбообработка - давно уже забытое занятие.

Мы обошли заколоченное здание бывшей мореходной школы для поморских детей. Краеведы подсчитали - из ее стен вышли 86 русских капитанов, в том числе и Владимир Иванович Воронин. Сегодня же, глядя на Сумской Посад, понимаешь: решительно ничего не осталось от былой славы процветающего села, у которого был даже свой небесный покровитель - святой Преподобный Елисей, человек богатого боярского рода, но жизнь свою посвятивший Богу. После смерти его причислили к лику святых и похоронили за алтарем местной Никольской церкви. Слава о деяниях Елисея дошла даже до Москвы, и в 1668 году в село приезжал царский стольник Александр Хитрово, чтобы «удостоверить чудеса Елисея». Он первым освидетельствовал нетленные мощи и поставил над гробом часовню...

Сегодня не все жители Сумского Посада знают об этом, а иные слыхом не слыхивали о чудотворце, которому поклонялось не одно поколение их предков.

Как умирала Жар-птица

История эта, по-моему, поучительная для всех, но, прежде всего, для тех, кто и сегодня уверовал в то, что, устраняя одни памятники, а на их месте сооружая иные, можно повернуть ход событий, переделать историю.

Еще в 1919 году, когда по стране повсеместно началась антирелигиозная кампания по вскрытию захоронений с нетленными мощами святых чудотворцев, поэт Николай Клюев выступил со статьей «Самоцветная кровь», в которой резко осудил подобный вандализм. В самом процессе захоронения нашими предками мощей святых он видел «неописуемое по своей красоте действо», самое искренние проявление духовной жизни народа, а потому и писал: «Теперь же народная красота, подобно Жар-птице, трепещется и бьется смертно, обливаясь самоцветной кровью под стальным глазом пулемета...» К голосу Николая Клюева тогда не прислушались и вскоре причислили к рангу «кулацких поэтов», а безжалостная эпидемия атеистического угара продолжила разрушать духовные устои еще много лет.

В 1929-м она докатилась до Сумского Посада. Весной сюда из Сорок (будущий Беломорск) приехал некто А.Иванов, представитель районного Союза воинствующих безбожников (организация именно так и называлась). Жители села, особенно старообрядцы, встретили его недружелюбно, за глаза сразу же окрестили «антихристом», но открыто противиться не посмели. Командированный воинствующий безбожник между тем рьяно взялся за организацию действа, которое бы оправдало уже предрешенный «выброс мощей». Сначала появилась «разъяснительная листовка», а потом провели собрания по известной схеме, «учитывая пожелания трудящихся масс»: с заготовленными речами и должным образом «подготовленными» выступающими, и, конечно, с резолюцией «одобряем».

Иными словами, «одобрили», и воскресным днем 21 июля 1929 года вскрытие состоялось. Из Петрозаводска и Сорок пожаловали официальные лица от Карельского ЦИКа и обкома ВКП(б), от областного Союза безбожников. У церкви собралась огромная толпа местных жителей. Сюда же согнали и крестьян из соседних деревень Лапино, Колежма, даже из дальнего села Нюхча. В газетах сохранилось подробное описание того, как проходила процедура вскрытия: сначала выкопали и подняли раку - красивую инкрустированную усыпальницу, затем извлекли из нее и поставили на пол часовни гроб, покрытый синеватым покрывалом. Долго решали, кому открывать его крышку. Обратились к священникам, но те нашли оправдание: «не достойны мы трогать преподобного». Тогда пришлось засучить рукава самим руководителям безбожников...

Мощи затем несколько десятилетий хранились в... картонной коробке на полках подвала Карельского краеведческого музея, едва не пропали и чудом сохранились до той поры, пока на них случайно не наткнулись историки. Несколько лет назад прах Елисея Сумского был торжественно перенесен в Крестовоздвиженский собор Петрозаводска. Поклониться этой святыне приходят многие. По убеждению верующих, святой Елисей Сумский и сегодня хранит их от всех напастей и владеет духовной нитью, которая связывает наше глубокое прошлое и настоящее.

Погибший в сибирской ссылке поэт Николай Клюев предостерегал в свое время: «Поруганная народная красота никогда не остается не отомщенной». Быть может, древняя святыня Сумского Посада мстит теперь детям и внукам тех, кто ее осквернил?

Олег ХИМАНЫЧ

-



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Сотрудники   Нас читают в России и в мире  |
Происшествия   Хозяйничает Мороз-воевода  |
Экономика   Дорога в нищету  |  Пар «на марке» в плавучей кочегарке  |
Мир   На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Российские лодки: проект 667БДРМ  |
Северодвинск   Прощай, «Мурена»  |
Россия   Ловить нельзя. Браконьерить?  |  Парящие над водой  |  Б-37: остались версии  |
Общество   «Самоцветная» кровь Елисея  |  Варяга ты или русич?  |  Проверьте свои часы  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2003
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com