Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 29 октября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Первенец второго поколения

Версия для печатиОтправить статью другу
35 лет со дня сдачи головной атомной подводной лодки проекта 667А

4 ноября 1967 года в конференц-зале заводоуправления Севмаша был торжественно подписан приемный акт о вводе в состав ВМФ головной атомной подводной лодки второго поколения проекта 667А - заказ 420.

ПОДВОДНЫЙ ракетоносец был вооружен 16-ю баллистическими ракетами на жидкостных двухступенчатых двигателях с подводным стартом. Классическая схема подводного ракетоносца и боекомплект ракет, впервые реализованные в американском флоте, были повторены нашими конструкторами и судостроителями. Новые советские ракетоносцы, как и лодки первого поколения, - двухвальные, с двумя реакторами. Главным конструктором проекта был Сергей Никитич Ковалев (ЦКБ «Рубин»).

В конференц-зал, где проходило подписание, пропускали по списку ограниченный круг лиц, за этим следил начальник первого отдела А. К. Поникаровский. Выступающие были предупреждены о том, что даже в этой обстановке не все можно называть своми именами. Ответственный сдатчик заказа, старший строитель пятого отдела Валерий Фролов говорил поэтому примерно так: «Я поздравляю вас с окончанием такого большого дела, которым все мы занимались последние годы». Мучились в этом плане и командир корабля капитан 1 ранга В.Л. Березовский, директор предприятия Е.П. Егоров, С.Н. Ковалев и другие. Однако обстановку невольно разрядил секретарь комитета комсомола предприятия Валерий Александров, который не мудрствуя лукаво сказал: «Мы дарим экипажу атомной подводной лодки фотоальбом, в котором отображены основные этапы постройки этого ракетоносца».

На этом заказе я проработал с момента начала работ в реакторном отсеке до проводов его на Северный флот 5 декабря 1967 года.

Атомные паропроизводительные установки (ОК-700) на заказе 420 сильно отличались от ППУ на АПЛ первого поколения. Мы впервые в отрасли должны были освоить блочный метод постройки, который предполагал много преимуществ. После окончания гидравлических испытаний кормового блока прочного корпуса заказа от него отрезалась технологическая заглушка. Одновременно или раньше велись работы на блоках ППУ. Пять парогенераторов приваривались к корпусу реактора в баке железоводной защиты, получался «паук». Не стало протяженных трубопроводов первого контура. Блоки состояли из корпуса реактора и пяти титановых парогенераторов.

Все это монтировалось на стенде ППУ и потом загружалось специальным устройством в отсек через торцевой вырез в переборке седьмого помещения. В создании погрузочного стенда принимали участие слесари-монтажники В. Капустин, А. Лапочкин, П. Молчанов, мастер Б. Беркович. Помогал нам и технолог ЦНИИТС «Ритм»

В. Коврыжкин.

После загрузки блоков ППУ в седьмой отсек в моей трудовой книжке появилась лаконичная запись от 10 июня 1965 года: «за успешное освоение блочного метода монтажа объявить благодарность».

В начале следующего, 1966, года большая группа инженеров стапельного цеха поехала на учебу - пятимесячную командировку в город Обнинск. В нее вошли сдаточный механик В. Ткаченко, механик Б. Каз,

В. Осенний, А. Райхлин, операторы ГДУ Г. Павлюк, Г. Сидоров, В. Шубцов, производственные мастера В. Авилов, Д. Пашаев и другие специалисты. Учеба закончилась сдачей экзаменов каждого по своей специальности. Теперь им надо было обучить всех рабочих, кто должен был работать на берегу. Мы чертили схемы, слушали лекции вернувшихся из Обнинска. Ведь заказ был совершенно необычным по сравнению с АПЛ первого поколения. Впервые на нем применялся в силовых корабельных сетях трехфазный переменный ток промышленной частоты напряжением 380 вольт вместо постоянного. Электрооборудование стало более компактным и надежным. Система воздуха высокого давления впервые была рассчитана на 400 кг/кв. см. На АПЛ первого поколения - только на 200 атмосфер.

На берегу я работал с мастерами Ю. Белавиным и Д. Пашаевым. Юлиан занимался системой дистанционного управления, а Давид - первым и вторым контурами. Мне досталось выхаживать системы третьего и четвертого контуров, вакуумирования и другие, с которыми пришлось изрядно повозиться. Ни одна из них не работала как было задумано. От ЦКБ «Рубин» с нами трудились конструкторы В. Тараканов, В. Слонимский. Заместитель начальника цеха на берегу В. Рассказов требовал от нас закрытия документов с учетом сдачи заказа в 1966 году. Но где-то в начале декабря от этой затеи пришлось отказаться. Перенос испытаний на следующий год позволил сдать флоту головной заказ без существенных замечаний.

В январе следующего года начались комплексные испытания главной энергетической установки, подняли мощность на обоих бортах, все шло нормально. Вдруг из Волгограда с завода-поставщика корпусов реакторов пришло сообщение, что в заэкранных пространствах реакторов они обнаружили металлическую стружку. Это грозило огромной бедой для активной зоны, ведь зазор между тепловыделяющими элементами - ТВЭЛами был небольшой - около миллиметра. Институт имени Курчатова забил тревогу. Академик А.П. Александров потребовал осмотреть заэкранные пространства на всех корпусах реакторов - как на нашей лодке, так и на находящихся в цехе.

Конечно, установки вывели из действия. Началась операция «Крыша» с использованием для защиты от дождя и снега специальной технологической конструкции типа домика над носовой и кормовой аппаратными выгородками.

Стали выгружать оборудование, для чего были вырезаны съемные листы над носовой и кормовой ППУ. Активную зону надо было выгружать и отправлять на хранение в цех на временный стенд. Дело было зимой, в мороз, требовалось обеспечить надежное хранение активных зон во время транспортировки в цех на стенде, который был выполнен на железнодорожной платформе. Химики ЦЛП подсчитали водно-спиртовой состав на максимальную минусовую температуру января-февраля в Северодвинске. Я поехал на грузовой машине в цех № 30 и получил восемь бочек спирта, по 200 литров каждая. Береговым краном вылили по четыре бочки спирта в емкости стендов с бидистиллатом, перемешали состав деревянной лопатой. Затем в эти стенды погрузили краном активные зоны с заказа и отправили их в цех № 42. В этой работе участвовали слесари-монтажники Г. Петруничев и В.Соловьев.

Старшины седьмого отсека - А. Лапочкин и А. Первухин, производственные мастера Ю. Белавин, В. Зуев и Д. Пашаев, контрольный мастер А. Михайлов по технологии Института имени Курчатова тщательно проверили заэкранные пространства. Как мы ни старались, стружку не обнаружили. По-видимому, ее и не было. Потом выяснилось, что в Волгограде на наших корпусах проточку верхней части делали по другой технологии, исключающей попадание стружки в заэкранные пространства.

Но правильно говорят: беда одна не приходит. Во время промывки первого контура с технологической крышки реакторов была сорвана потоком воды часть приклеенной к ней резины, которая теперь оказалась внутри трубок парогенераторов. Все приуныли. Как ее удалить оттуда, никто не знал. Кому-то в голову пришла идея промыть парогенераторы перегретым паром от заводской котельной. Мы с технологом ОГТ А. Воронько полетели в командировку на Балтийский завод к главному конструктору парогенераторов Г.А. Гасанову. Были оформлены соответствующие документы на эту операцию. Анатолий купил в Ленинграде отличный сферический аквариум для рыбок и наполнил его куриными яйцами, тогда в нашем городе с этим продуктом питания была «напряженка». Так мы и появились в Северодвинске: я с технологической инструкцией по промывке ПГ, а

А. Воронько с аквариумом, который он бережно нес в авоське. Вскоре смонтировали паровую магистраль и стали открывать клапан на выходной трубе, продувая каждый из десяти парогенераторов в сторону залива по отдельности. Как ни старались, ничего, кроме шума пара, не слышали. Эта операция прошла успешно, резина не выдержала температуры пара и расплавилась в нем.

Припоминается моя командировка в город Горький в опытно-конструкторское бюро И.И. Африкантова. По предложению специалиста ОГТ В.А. Бородина, надо было выбрать наиболее подходящий для завода вариант окончания промывки. Дело в том, что после монтажа системы первого контура проводится его промывка с использованием нештатного технологического стенда. Как бы ни были чисты внутренние поверхности, в первом контуре всегда оказываются мелкие кусочки шлама, шлака и так далее. Их улавливают специальным фильтром, включая матерчатый. Операция по промывке тянется неделями. Мною был согласован с конструкторами ОКБ эталон окончания промывки. Им пользуются на реакторном участке до сих пор.

Вскоре мы вышли на мощность обоими бортами. День 28 апреля 1967 года надолго остался в памяти. Тогда мне в числе других была объявлена благодарность «за добросовестный и творческий труд» и лично директором предприятия Е.П. Егоровым на дебаркадере около заказа в числе других вручен конверт с денежной премией.

Одним из последних удостоверений был закрыт документ по «Туче». Это созданная впервые в истории цифровая вычислительная система для решения задач использования ракетного оружия, а также задач кораблевождения.

31 мая 1967 года на атомоходе во время комплексных испытаний побывали руководители страны Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин, они осмотрели пульт главной энергетической установки, побеседовали с операторами Г. Павлюком и Г. Сидоровым. Когда они шли с заказа по набережной, им вручила цветы начальник химлаборатории ЦЛП Л. Устинова - симпатия всех сдаточных механиков. Ничего не скажешь - красивый жест красивой женщины.

В августе-октябре 1967 года проводились ходовые испытания. ППУ обоих бортов на всех режимах вели себя отлично, расчетная скорость подводного хода - 26 узлов - была перекрыта. Хорошо зарекомендовали себя и паротурбинные установки поставки Кировского завода. Суммарную мощность на валах они развивали до 52000 л.с.

7 сентября прошел первый успешный пуск ракеты из-под воды. На борт подлодки пришли специалисты-ракетчики, в том числе и главный конструктор ракеты Р-27 В.П. Макеев.

Большую часть сдаточной команды взял буксир «Иван Плюснин». На этом, самом крупном в то время, заводском буксире мощностью на валу 2000 л.с. капитаном был Антон Кухаркин. Он угощал нас в капитанской каюте своим фирменным чаем с антоновкой. Мы высаживались на берег Кольского полуострова. Там собирали грибы, которые потом кок корабля использовал для приготовления грибовницы на 120 человек. Когда стало известно об успешном старте и полете ракеты на 2500 километров, качали всех причастных к этому событию и кричали «ура!».

Хорошо запомнились необычные ощущения при погружении на максимальную глубину 300 метров. Все находились на боевых постах по «боевой тревоге № 1», что-то поскрипывало, гнулись внутренние конструкции. Но вот прошло положенное время, и была подана команда на всплытие. Прочный корпус выдержал испытание огромным наружным давлением. Главный конструктор принимал поздравления.

Ночью, во время движения лодки в тихую погоду, видели фосфоресцирующий след. Отчего это происходило - мнения наблюдавших его разделились, но след производил большое впечатление. Раньше я его не замечал.

Ночью на стоянке в море я показывал ребятам созвездие Кассиопеи, единственное, что запомнилось из звездной карты школьного курса по астрономии. Запомнилось оно благодаря звучному названию. И еще потому, что смотрелось в небе как перевернутая буква «М».

15 ноября 1967 года «за высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни» мне была объявлена благодарность с вручением ценного подарка. Подарок - якорь с надписью «За освоение новой техники» я храню до сих пор. Позднее командиру корабля В.Л.Березовскому за испытание корабля 420 было присвоено звание Героя Советского Союза.

К новому 1968 году в адрес руководства предприятия стали приходить поздравительные открытки. Пришло поздравление и из Института имени Курчатова. Академик А.П. Александров в открытке своей авторучкой добавил надпись «Без стружки!» - два слова, понятные и памятные лишь тем, кто был непосредственно связан с этой эпопеей.

Двадцать четыре подводных ракетоносца проекта 667А построило Севмашпредприятие за 1964-1972 годы. Заказ 420 проходил капитальный ремонт на нашем предприятии в 1972-1976 годах. Два года - с 1983 по 1985 - он проходил средний ремонт по проекту 667АУ на предприятии «Звездочка». После подписания советско-американского договора «ОСВ-1» начался вывод этих замечательных, далеко не выработавших моторесурса кораблей из состава ВМФ. Ждет своей печальной участи на «Звездочке» и заказ 420.

Вячеслав ЗУЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Усилить бдительность  |
Экономика   «Да» с оговорками  |  В МПС началась реформа  |
Мир   На морских широтах  |  Еврейский флот Америки  |
Северодвинск   У них не заржавеет  |  Адмиралтейство «Красной кузницы»  |  Первенец второго поколения  |  Тринадцать лет Б-800  |  Наш траловый флот в первой сотне победителей  |
Акции, проекты   Пиарят журналисты от нищеты  |
Россия   Участь «Ушакова»  |
Общество   Переписчики за ударный труд получат надбавку  |  А мимо пролетают поезда...  |  Кроны на счастье  |  Филологини защитились  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com