Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 июля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 июля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Проект станет тотальным

Версия для печатиОтправить статью другу
Французская компания «Тоталь» намерена подключиться к разработке Штокмановского месторождения

Любопытна все-таки жизнь. Сколько копий было поломано за последние годы вокруг проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, а воз, как говорится, и ныне там - инвесторов, желающих не на словах, а на деле заняться обустройством этого перспективного промысла, особенно не было видно. До последнего времени.

На днях центральные СМИ сообщили, что в «Штокмановском деле» намечен заметный прогресс. Дело в том, что после недавнего визита в Париж российского премьера Михаила Касьянова ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки: французская нефтяная компания «Тоталь» готова вложить 2,5 млрд долларов в добычу углеводородов из недр Штокмана. Что же сей факт нам, северодвинцам и, прежде всего, работникам оборонных предприятий, а значит и городу, готовит?

Компания «Тоталь» известна в Северодвинске с середины 90-х годов прошлого века. Именно тогда эта одна из крупнейших в мире нефтедобывающих корпораций стала основным заказчиком изготовления на Севмаше оборудования для континентального нефтяного месторождения Харьяга. Былое сотрудничество французов, англичан из компании «Халлибуртон - Браун энд Рут» и кораблестроителей Севмашпредприятия и «Звездочки» дало свои плоды, позволив в сравнительно короткие сроки реализовать этот смелый по тому времени и, без сомнения, выгодный проект.

Уже в те времена, помнится, велась жесткая борьба за Харьягу. Среди основных соперников были и такие нефтедобывающие «киты», как американская компания «Коноко», норвежская «Норск Хидро». Любопытно, но те же фирмы, а также финская «Фортум», не раз высказывали желание стать потенциальным инвестором и Штокмановского проекта. Тогда, пять лет назад, в харьягинском тендере, проводившемся российским правительством, победил «Тоталь». Похоже, история повторяется...

Старый друг лучше новых двух?

А что же российские предприятия? Давешние партнеры Севмаша и «Звездочки» по внедрению конверсионных нефтегазодобывающих технологий - компании «Газпром» и «Росшельф», - не найдя солидного зарубежного инвестора, осенью прошлого года подписали с нефтяной компанией «Роснефть» соглашение о совместном освоении перспективных углеводородных месторождений. Три гиганта российской «нефтянки», казалось тогда, могли свернуть горы. Однако последующие события показали, что «Роснефть» не спешит вкладывать и «зеленые», и «деревянные» не только в Штокман, к разработке которого еще никто не приступал, но и в создание ледостойкой платформы для Приразломного месторождения, многие чертежи для которой уже материализовались в цехах Севмаша в огромные металлические корпусные конструкции.

Очевидно поэтому в конце июня на внеочередном собрании акционеров ЗАО «Росшельф» вопрос о передаче лицензии на эти два прииска «Роснефти» был решен не в пользу последней: Севмаш, а с ним и ряд других компаний-акционеров высказались против. В результате было направлено письмо председателю российского правительства, и, как следствие, в столице Франции состоялись переговоры Михаила Касьянова с руководством компании «Тоталь». Так на северодвинском промышленном горизонте вновь появился старый друг местного ВПК - «Тоталь».

Шельф Баренцева моря

На юго-восточном шельфе Баренцева моря открыто одиннадцать углеводородных месторождений, общая стоимость энергетического и минерального сырья, скрывающегося в недрах этих промыслов, по сведению экспертов, свыше 20 триллионов долларов. И одно из богатейших - Штокмановское. Запасы штокмановского газа, чистого, с минимальным количеством сопутствующих нефтесодержащих добавок, составляют свыше 3,2 трлн куб. м и 31 млн тонн конденсата.

По оценке Министерства по природным ресурсам, стоимость проекта добычи штокмановского газоконденсата колеблется от 20 до 25 млрд долларов. В эти цифры включены и стадия ранней добычи газа (примерно 5 млрд долл.), и создание инфраструктуры (11 млрд), и строительство трубопровода до Териберки, расположенной на побережье Кольского полуострова.

Теперь подумаем. «Тоталь» готова «войти в долю» с 2,5 млрд долларов. Конечно, этого в нынешних, не слишком благополучных в финансовом отношении, условиях совсем немало, и все-таки эта сумма не покроет даже половину средств, затраченных на первый этап обустройства, в который, кстати, входит и строительство головной полупогружной платформы для добычи газа. А таких платформ, чтобы месторождение стало прибыльным, необходимо минимум четыре. Иными словами, французы готовы оплатить десятую часть расходов проекта. При этом запрашивают они ни много ни мало - 25 процентов акций при разработке первой очереди. А это значит, что каждый четвертый кубометр газа, добытый на Штокмане, каждый четвертый доллар, вырученный от его продажи, получит «Тоталь». Остается добавить: «Се ля ви».

Когда проект заработает?

Но, конечно же, наших досточтимых земляков прежде всего волнует один вопрос: если штокмановский проект станет-таки «тотальным», когда можно ожидать, что он наконец-то заработает? Само собой, северодвинцев этот вопрос интересует больше всего, поскольку всем небезынтересно знать, получат ли наши предприятия заказ на строительство платформы. Если да, то точкой отсчета, естественно, станет перечисление денег и начало работ в цехах Севмаша и «Звездочки».

Что же касается сроков завершения проекта, то и здесь многое зависит от французов. Ведь когда впервые заговорили о Штокмане, добыть первый газ планировалось в 2006 году. Сегодня называются уже другие сроки. Так, в проекте государственной концепции энергетической политики Российской Федерации указывается 2010 год. А к 2015-му удельный вес штокмановского голубого топлива, при непрерывном финансировании проекта, разумеется, может составить 7-8 процентов от общей добычи в государстве. Если, конечно, все пойдет так, как надо.

Сергей ЕГОРОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Опять двадцать пять  |  фная схватка  |
Политика   Отпуск - время для работы  |
Мир   «Wadsworth», прошу пана  |  Проект станет тотальным  |
Северодвинск   «Цитронелла» на Груманте  |  Столичный «Акванавт-2» на Белом море  |  Готовь бумаги зимой  |
Россия   Невезучая подлодка С-390  |
Общество   Праздник у грядки  |  Поморские НОВОСТИ  |  Версия «строптивого субъекта»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com