Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 25 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 июля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 июля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Цитронелла» на Груманте

Версия для печатиОтправить статью другу
Эту операцию за полярным кругом фашисты пытались противопоставить своему разгромному поражению под Сталинградом

Старейшие архангельские лоцманы, те, кто застал начало Великой Отечественной, часто вспоминали пассажирский пароход «Empress of Canada» («Императрица Канады»). Он остановился вблизи Северо-Двинского плавучего маяка 29 августа 1941-го. Такого большого корабля на Белом море давно не видели. К тому же он стал на якорь не один, а в окружении английских военных кораблей, к которым архангелогородцы еще не успели привыкнуть...

Встречать «Императрицу» тогда выехал командующий Беломорской военной флотилией контр-адмирал М. М. Долинин. От англичан его приветствовал контр-адмирал Филипп Вайан - один из самых авторитетных офицеров британского флота.

На борту «Императрицы» в Советский Союз вернулись 2 тысячи советских шахтеров и членов их семей, спешно эвакуированных из далеких горняцких поселков Шпицбергена. Так в годы Второй мировой русские вынуждены были временно покинуть древнюю землю за полярным кругом, когда-то названную ими Грумантом...

Сомнительный нейтралитет архипелага

Русские поморы появились на этом отдаленном архипелаге уже в XIII веке. По крайней мере, так утверждали многие, а в их числе - такие авторитетные наши историки, как М. Белов и А. Григорьев. Известный норвежский исследователь Шпицбергена Б. Кейльхау с ними соглашался... Вообще проблема: кто впервые обосновал промысловые становища - русские или норвежцы, именовать ли Шпицберген по-русски - Грумантом, либо по-норвежски - Свальбордом - до поры до времени всерьез занимала лишь узкий круг историков. Когда же стал вопрос о территориальной и государственной принадлежности островов, где помимо всего прочего обнаружили залежи каменного угля, упомянутые научные изыскания приобрели особое значение...

Норвежцы поступили умно - открыто заявили о своих претензиях на Шпицберген как раз в тот момент, когда России было явно не до архипелага, и даже если она вдруг нашла бы необходимым прибрать его к своим рукам, то вряд ли смогла отстоять свои притязания.

Норвежский суверенитет над островами был установлен Парижским договором 1920 года. Вместе с этим 14 стран, подписавших документ, предоставляли право своим гражданам заниматься здесь охотой, рыболовством, приобретать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых наравне с Норвегией. Советский Союз присоединился к Шпицбергенскому трактату лишь в 1935-м. Но десятью годами раньше Норвегия уже объявила архипелаг частью своего королевства. Таким образом, к началу войны Шпицберген вовсе не был «нейтральной» территорией, как по обыкновению принято считать.

Советский Союз наладил здесь добычу угля, правда, объемы ее были невелики. Например, в 1937-м они составляли всего 440 тысяч тонн. После 22 июня в сорок первом решили эвакуировать на родину население двух наших горняцких поселков - Грумант-сити и Баренцбурга. Вот за ними и снарядили англичане «Императрицу», а также и свои военные корабли. К слову, часть имущества и оборудования советской компании «Арктикуголь» еще раньше вывезли советские транспорты. В целом же операция по эвакуации островного «населения» Шпицбергена в Европу носила кодовое название «Strenght» («Крепость») и брала свой отсчет 30 июля 1941 года.

Про соглашение забыть

Особая статья Парижского соглашения отмечала, что Норвегия обязуется не создавать на островах какой-либо военной базы и не строить укрепления, которые могли бы послужить в военных целях. Но когда на дворе Вторая мировая, кто же будет вчитываться в строки Шпицбергенского трактата?!

На архипелаге попытались обосноваться немцы. В поселке Лонгиенбюер они построили свою метеостанцию и выставили вооруженную охрану. Высадившиеся на Шпицберген норвежцы и англичане отбили поселок у фашистов и оставили здесь свой небольшой гарнизон. Однако немцы продолжали размещать на островах свои посты. Несколько таких военных метеостанций им удалось организовать в отдаленных и безлюдных районах. Солдаты союзников однажды обстреляли немецкую подводную лодку на подходе к одному из островов и сбили фашистский самолет, на котором летели специалисты-метеорологи.

В июле 1943-го на Шпицбергене высадился объединенный отряд англичан и норвежцев под командованием капитана 1 ранга П. Бредедорфа - еще 150 человек. Продолжала работать метеостанция, появился свой центр наблюдения, склады. В гаванях поселков стали появляться английские военные корабли, прилетали сюда и британские гидросамолеты... Иными словами, на Шпицбергене была создана важная база союзников, и обороняли ее отнюдь не «две трехдюймовые пушки», как сообщают читателям материалы хроники в книге «Братство Северных конвоев», вышедшей в свет в 1991 году.

В какой-то момент союзникам даже показалось, что сил у них вполне достаточно не только для обороны, но и для возобновления добычи угля...

Немцы так не считали...

За кулисами полярной цели

Операцию по разгрому норвежско-английского гарнизона на Шпицбергене фашисты готовили в глубокой тайне, дав ей кодовое наименование «Цитронелла».

К походу за полярный круг немцы тогда готовили два своих самых крупных корабля - линкоры «Tirpitz» («Тирпиц») и «Scharnhorst» («Шарнхорст»), каждый из которых стоил целого соединения британского флота. Однако к ним еще и придавали несколько эсминцев сопровождения... Поэтому сразу возникают вопросы: какие цели преследовали разработчики «Цитронеллы»? Что за необходимость возникла у фашистов обрушивать на отдаленный арктический гарнизон такую огневую мощь? Откровенно говоря, при всей важности шпицбергенской базы для обеспечения коммуникаций в Северной Атлантике, она вполне могла быть уничтожена силами гораздо меньшего калибра...

Объяснение нужно искать в общей обстановке, сложившейся на тот момент Второй мировой. Операция помимо чисто военных целей: разбить гарнизон и ликвидировать его объекты - имела несколько других, причем поставленных немецкими адмиралами во главу.

Лето сорок третьего ознаменовалось победами Советского Союза на Курско-Орловской дуге. Германия, потерпевшая жестокое поражение на суше, в случае стремительной и успешной атаки своих линкоров, как бы всерьез заявляла о себе на море...

Еще хуже для немцев складывались дела на юге. С осени усилились бомбардировки Франции англичанами и американцами. Немцы расценивали это как подготовку к вторжению сюда союзников. 1 сентября 1943-го штаб Эйзенхауэра уже получил от итальянского правительства согласие на капитуляцию. Фашисты располагали данными своей разведки, что сразу в нескольких портах Северной Африки готовится целая армада кораблей для высадки десанта американцев и англичан в Италии. Собственно, так оно и было. Операция фашистов на Европейском севере являлась отчаянной попыткой немцев отвлечь с юга хоть какую-то часть англо-американских кораблей...

Нельзя не учитывать и личных амбиций и стремлений адмирала Карла Деница, которого Гитлер назначил командующим немецким флотом вместо Эриха Редера после провала операции «Regenbogen» («Радуга») в конце 1942-го. С того времени немецкий линейный флот практически отсиживался в норвежских фьордах и крупных операций не проводил. Деницу предоставлялась возможность доказать, что, остановив свой выбор на нем, Гитлер не ошибся.

Иными словами, в «Цитронелле» задачи демонстративного характера явно преобладали над оперативно-тактическими целями.

Синдром поражений 1942 года немецкие адмиралы, конечно, испытывали. В данной операции они предусмотрели ситуацию, исключающую лобовое столкновение своих линкоров с английским флотом. Генеральный курс немецкой эскадры на север не случайно пролег по двадцатому меридиану. 20-й градус восточной долготы «делил» Северную Атлантику на английскую и советскую оперативные зоны. Именно здесь была наименее вероятна встреча с кораблями противника.

Для проведения «Цитронеллы» выбрали начало сентября еще и потому, что в данное время в этих широтах еще нет льда, а полярный день уже резко шел на убыль - линкоры могли безбоязненно развивать полный ход и легко скрыться под покровом ночи в случае своего обнаружения.

Стремительный набег пиратов

Бронированные чудовища фашистов - «Тирпиц» и «Шарнхорст» - вышли в океан 8 сентября. Их сопровождали эсминцы. Эскадра сразу же разогнала ход - линкоры поспешили «оторваться» от норвежского берега, где их приготовления и выход могли заметить. Это им удалось. Англичане, по обыкновению державшие стоянки «Тирпица» и «Шарнхорста» под постоянными фотоприцелами своих самолетов-разведчиков «Spitfighter» и «Mosquito», на этот раз движения линкоров не заметили.

На Шпицбергене не знали о приближении пиратов. Однако немцы не застали местный гарнизон врасплох: силуэты немецких кораблей заметили береговые наблюдательные посты и вскоре опознали. Тут же объявили тревогу и дали радиограммы. По британскому флоту известили о появлении вражеской эскадры у архипелага. Крупных английских соединений на этот час поблизости не оказалось. Для отправки дальних бомбардировщиков на перехват кораблей требовалось время... Вероятнее всего, в Адмиралтействе уже тогда поняли: шпицбергенская база обречена!

В еще большем бездействии вынужден был ожидать развязки наш Северный флот, тем более, не имевший ни средств, ни возможностей что-либо предпринять. Сообщение о немецких кораблях у Шпицбергена, что называется, «прошло по флоту», то есть было принято к сведению. И не более...

Немцы засветло вошли в Айс-фьорд (Ис-фьорд) - залив, на восточном берегу которого и расположились основные горняцкие поселки - Баренцбуpг, Грумант-сити и Лонгиербюен. Залив в навигационном отношении считался сложным для плавания в любое время года. Однако крупные тяжелые линкоры передвигались здесь уверенно, что, в общем-то, подтверждает факт особой осведомленности немецких штурманов - они пользовались подробными и точными картами.

Своим главным калибром фашисты ударили по важнейшим объектам, расположение которых они тоже прекрасно знали. В короткое время снаряды превратили в руины главные метеопосты и радиостанции. Под огонь попала часть жилых построек, но самый мощный разрушительный заряд немецкая эскадра направила на склады с боеприпасами, снаряжением и продовольствием. Вспыхнул пожар и на нефтехранилищах, а также на рудниках.

Бой был скоротечным. Одновременно с артобстрелом немцы высаживали на берег десантную группу числом свыше 200 человек. Норвежско-английский гарнизон пытался оказать сопротивление, но силы нападавших многократно превосходили все, что имелось у обороняющихся.

В нескольких публикациях по-разному оценивается урон, нанесенный тогда немцами. Последние данные из недавно открытых документов - 10 человек убитыми и около 70 взятыми в плен. Нескольким небольшим группам из гарнизона удалось уйти в горы. Немцы не стали преследовать их: они боялись оказаться в западне Айс-фьорда...

Уже вслед уходящим линкорам с одной из резервных радиостанций защитники Шпицбергена сообщили в Лондон о произошедшем нападении.

После победных реляций

В тот же день радио Осло передало информацию об операции немцев в Айс-фьорде, а днем позже и берлинское: «В ночь на 10 сентября германские корабли и крупные экспедиционные силы произвели значительную операцию против военных объектов Шпицбергена. Германские корабли уничтожили укрепления береговой обороны, взорвали основные военные объекты и, в частности, радиостанцию, метеостанцию, крупные нефтехранилища, склады с боеприпасами, продовольствием... Захвачено большое количество пленных. Все экспедиционные силы вернулись на свои базы».

Надо сказать, этим сообщением берлинское радио вызвало некоторое замешательство в штабе нашего ВМФ, так как, по сведениям советской разведки, никаких «укреплений береговой обороны» на островах не было. Только после разговора и уточнений с представителями английского Адмиралтейства стало ясно, что немцы явно завысили результаты и значение своей операции.

22 сентября гидросамолет британских ВВС доставил на Шпицберген новое оборудование для радиостанции союзников. В октябре того же года американский крейсер «Tuscaloosa» («Тускалуза») вошел в Айс-фьорд. На его борту прибыл новый гарнизон для защиты заполярного архипелага. Разрушительные последствия «Цитронеллы» вскоре были ликвидированы. Радио и метеорологические станции продолжали работать на арктические конвои союзников.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Опять двадцать пять  |  фная схватка  |
Политика   Отпуск - время для работы  |
Мир   «Wadsworth», прошу пана  |  Проект станет тотальным  |
Северодвинск   «Цитронелла» на Груманте  |  Столичный «Акванавт-2» на Белом море  |  Готовь бумаги зимой  |
Россия   Невезучая подлодка С-390  |
Общество   Праздник у грядки  |  Поморские НОВОСТИ  |  Версия «строптивого субъекта»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com