Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 июня 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 июня 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Украина» продается

Версия для печатиОтправить статью другу
Премьер-министр Украины Анатолий Кинах 6 мая посетил одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны - Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара. Главной целью его визита было обсуждение патовой ситуации, сложившейся вокруг ракетного крейсера «Украина». Он доведен до готовности 95,1 процента, однако средств для завершения работ ни у завода, ни у украинского правительства нет. Минобороны уже задолжало предприятию 56 млн гривен (свыше 10 млн долл.), на достройку требуется еще порядка 60 млн. Многолетний простой корабля у достроечной стенки завода дорого обходится судостроителям и мешает выполнять коммерческие заказы.

Особый интерес к поездке Кинаха связан с тем, что его сопровождал посол РФ Виктор Черномырдин. С его участием в обстановке строгой секретности было проведено совещание, по результатам которого кабинет министров представит Леониду Кучме предложения о дальнейшей судьбе крейсера. Официальное заявление гласит, что политическое решение будет принято президентами Украины и России с учетом того, что крейсер «имеет очень высокие тактико-технические данные и влияет на баланс сил на международном уровне». В связи с этим эксперты ОПК полагают, что в ближайшем будущем начнется очередной раунд сложных переговоров о будущем «Украины».

Он был заложен под именем «Адмирал флота Лобов» по заказу ВМФ СССР как четвертый корабль проекта 1164 («Атлант»). Первого августа 1990 г. состоялся спуск крейсера на воду, в октябре 1993 г. он, после отказа Москвы закупить корабль для своего флота, перешел под украинский флаг, имея готовность 75 процентов. В 1998 г. крейсер получил свое теперешнее имя. Достройка была приостановлена в 1996 г. и с помпой возобновилась в марте 1999 г. Сдача ВМСУ первоначально планировалась на 2000 г., потом - на 2001 г. Теперь бывший командующий ВМСУ Владимир Бескоровайный называет решение о достройке ошибкой.

Уже в январе 2001 г. тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук на переговорах с Игорем Сергеевым вновь зондировал возможность продажи корабля России. Затем эту проблему обсудили Владимир Путин и Леонид Кучма. Последний в сентябре 2001 г. сделал сенсационное заявление, смысл которого сводился к тому, что крейсер ВСМУ не нужен, а президент России отнесся к предложению о покупке корабля «крайне положительно».

В те дни у идеи покупки «Украины» появился еще один влиятельный лоббист - Юрий Лужков, известный своей озабоченностью состоянием Черноморского флота. Он направил президенту России письмо, в котором предлагал услуги Москвы в деле выкупа крейсера. Его предлагалось переименовать в «Санкт-Петербург». Цена, предложенная московским правительством, не называлась, однако весьма сомнительно, чтобы она устроила Киев.

Так или иначе, достичь договоренности не удалось. В январе 2002 г. в прессу просочилась информация об очередном отказе Москвы купить крейсер для ВМФ РФ. Тогда же в Киеве была сформирована рабочая группа, которая должна найти путь разрешения затянувшейся проблемы. Похоже, что подготовленные предложения и обсуждались на прошлой неделе в Николаеве. Скорее всего, их суть заключается в достройке корабля с целью продажи его третьей стороне.

По некоторым данным, «Рособоронэкспорт» уже рассматривал вопрос о реализации «Украины» на международном рынке. По неофициальным данным, в начале 2002 г. Киеву было предложено вложить примерно 50 млн долл. в перепроектирование корабля под новое вооружение и закупку его в России.

Экспортную стоимость «Украины» оценивают по-разному - от 250 млн до 1 млрд долл. (последняя оценка принадлежит вице-адмиралу в отставке Бескоровайному). Разброс объясняется тем, что корабли такого класса до сих пор ни разу не продавались. По своим противокорабельным возможностям проект 1164 не имеет равных в дальнем зарубежье, а из отечественных крейсеров уступает лишь тяжелым атомным проекта 1144. В составе ВМФ РФ числятся три боевые единицы такого типа: «Москва» (ЧФ), «Варяг» (ТОФ) и «Маршал Устинов» (СФ). По некоторым оценкам, «Атланты» в эксплуатации показали себя лучше, чем другие корабли с ударным ракетным оружием - тяжелые атомные крейсера и эсминцы проекта 956.

Однако именно чрезвычайно мощное противокорабельное вооружение - комплекс П-500 «Базальт» с шестнадцатью ПКР - создает проблемы для экспортных перспектив «Украины». Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который соблюдают и Москва, и Киев, запрещает торговать оружием с дальностью стрельбы свыше 300 км (у «Базальта» - 550 км). Украина в 1990-х гг. интересовалась возможностью установить комплекс на крейсере. В ходе обсуждения запроса в России мнения специалистов разошлись: одни говорили, что, с формальной точки зрения, Киев уже имеет П-500, другие утверждали, что передача невозможна. Именно они, в конце концов, победили. Тем не менее, заместитель директора ССЗ имени 61 коммунара Анатолий Михельсон в разговоре с корреспондентом «НВО» заявил, что установка «Базальта» возможна в рамках политического решения руководителей двух государств.

Упомянутое предложение «Рособоронэкспорта» предусматривало решение этой проблемы путем замены комплекса «Базальт» на «Яхонт» или «Клаб-N», которые вписываются в режим РКРТ.

В то же время, как сообщил корреспонденту «НВО» высокопоставленный сотрудник НПО машиностроения (разработчик комплексов «Базальт» и «Яхонт»), к этому предприятию никто не обращался с вопросом об установке на крейсер П-500 или о переоборудовании под «Яхонт». Однако и представитель НПО машиностроения, и Анатолий Михельсон заявили, что с технической точки зрения последнее вполне возможно. Такое решение формально откроет «Украине» путь на мировой рынок.

Однако у решения продать крейсер в дальнее зарубежье есть оппоненты. Если в Украине они представлены националистическими популистами, призывающими к созданию мощного флота, то в России противники идеи оперируют более серьезными аргументами.

В беседе с корреспондентом «НВО» один из представителей санкт-петербургского судостроительного куста, более других знающий проблемы крейсеров проекта 1164, заявил, что вывод «Украины» на рынок подорвет позиции отечественных предприятий «Балтийский завод» и «Северная верфь». Такое мнение вполне обоснованно, поскольку реальными покупателями крейсера эксперты называют только Китай и Индию. Бюджеты этих стран, закупающих крупные корабли только в России, небезразмерны, поэтому «Украина» оттянет на себя потенциальные заказы питерских верфей.

Собеседник «НВО» указал, что, хотя без российского оборудования и вооружения крейсер достроить нельзя, в конечной стоимости доля отечественных предприятий будет невелика. Он также указал на негативный опыт переговоров с Украиной о судьбе корабля, в процессе которых выдвигалась идея формирования достроечного консорциума. Тогда договориться о приемлемом для России варианте дележа расходов и доходов не удалось.

На этом основании санкт-петербургский эксперт прогнозирует неудачу очередного раунда переговоров. По его мнению, наилучшим вариантом стала закупка крейсера для ВМФ РФ, однако на это средств нет. Впрочем, вариант сделки «корабль за газовые долги» наверняка будет обсуждаться, особенно, если учесть предыдущий опыт Виктора Черномырдина. Конечно, и в этом случае необходимо решать проблему основного вооружения, поскольку «Базальт» вряд ли устроит российских моряков. Эксперты указывают и на другие технические проблемы, связанные с вооружением крейсера.

Продажа «Украины» третьей стороне вызовет и политические осложнения. Даже после замены ударного ракетного вооружения крейсер, скорее всего, сохранит свою противоавианосную специализацию. Крайне маловероятно, что такой корабль купит Индия (там взят курс на строительство авианосцев и многоцелевых кораблей относительно небольшого водоизмещения класса «фрегат»). У противников Дели просто нет достойных целей для «Атланта».

Иное дело Китай. Там всерьез опасаются, что авианосные многоцелевые группировки США могут вмешаться в теоретически возможный конфликт КНР с Тайванем. Противостоять им нынешнему китайскому флоту трудно. Именно поэтому Пекин взял курс на строительство кораблей класса «крейсер», о чем, по мнению некоторых специалистов, свидетельствует российско-китайская договоренность о продаже корабельного зенитного ракетного комплекса С-300Ф.

В этом контексте можно предположить, что выставление «Украины» на торги вызовет резкие протесты Вашингтона, которые и Москве, и собирающемуся в НАТО Киеву будет очень трудно парировать.

Сергей СОКУТ «Независимое военное обозрение»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Из гостей везем очко  |
Происшествия   Не стало Николая Гордеева  |
Политика   «Украина» продается  |
Северодвинск   На карбасе сквозь льды Арктики  |  Три фута... над винтом  |  Информация с верфей  |  На морских широтах  |  Экспедиция ушла домой  |  «Агиней» поднимет паруса  |  Лодки от «фирмы Егорова»  |
Россия   Курсантам будет Клайпеда сниться  |  У всех на устах  |
Общество   Богатые трофеи  |  Деликатный вкус печени  |  Час жлоба: не ждали?  |  Последний живой  |  Защита работника  |  Поморские новости  |  Цена шашлыка  |  Поморские новости  |  Вознеслась колокольня к небу  |  День Ии Труфановой  |  Готовьте на помощь «Советский Союз»  |  Чуткое сердце не глухо к печали  |  «Золотой фонд» гулял на Яграх  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июнь 2002
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com