Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 17 июня 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 17 июня 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

За одним столом сидели...

Версия для печатиОтправить статью другу
Боголюбов, фашистский министр Герман Геринг и лучший немецкий подводник Гюнтер Прин.

А произошло это за год и два месяца до Великой Отечественной войны

История эта малоизвестная прежде всего потому, что берет начало в те дни, когда Советский Союз еще сотрудничал с гитлеровской Германией. Понятно, что в нашей стране, победившей затем фашизм ценой чудовищных жертв, о том довоенном периоде старались не вспоминать, а если и обращались к нему, то лишь в связи с одним эпизодом - заключением известного пакта о ненападении, который подписали представители Германии и СССР в Москве 23 августа 1939 года.

М ЕЖДУ ТЕМ последующие полтора года изобиловали чрезвычайно важными для понимания истоков и хода Второй мировой событиями. Отразились они и на судьбах многих людей, волею обстоятельств втянутых в круговорот высокой межгосударственной политики тех лет. Одним из них оказался будущий директор молотовского завода № 402, а тогда начальник Главного управления наркомата судостроительной промышленности, Сергей Александрович Боголюбов

Закрытый вагон до Берлина

В сентябре 1939-го в Германию выехали ведущие специалисты советского Судпрома, всего 40 человек. Хотя официальный статус их делегации был заявлен как «экономический», в состав ее включили и военных моряков, и тех кораблестроителей, которые специализировались исключительно на создании боевых кораблей для советского ВМФ. Возглавлял делегацию Иван Федорович Тевосян, назначенный наркомом судостроительной промышленности СССР за девять месяцев до этого.

Визит этот не афишировали, вагон делегации, по сути, «опломбировали» на пограничной с Литвой станции, и далее он без остановок проследовал до самого Кенигсберга. Здесь наших специалистов встречал не кто иной, как небезызвестный впоследствии Эрих Кох - наместник Гитлера в Восточной Пруссии. Остановка была краткой, советская делегация проследовала в Берлин, где ее встречал уже особо уполномоченный Гитлера по экономическим переговорам с Советским Союзом фон Риттер и целая свита генералов, адмиралов и чиновников министерства иностранных дел Германии.

Наших специалистов разместили в фешенебельном отеле «Адлон» у знаменитых Бранденбургских ворот. Но это была как бы временная и официальная резиденция. Работать же предстояло под патронажем советского торгпредства последующие три месяца, причем постоянно разъезжая по Германии. Между тем Вторая мировая война уже началась…

«Пушки вместо мяса и масла»

Документов о том визите советских кораблестроителей в фашистскую Германию сохранилось немного, получить допуск к ним даже сегодня невероятно сложно. К счастью, сохранились личные воспоминания участников делегации. Правда, их немного и они разрозненны. В одних случаях это отдельные дневниковые записи, в других - фрагменты из уже опубликованных мемуаров. В частности, обстановку, которая царила в Германии, уже вступившей в мировую войну, Сергей Александрович Боголюбов описывает следующим образом…

«Мы не могли не заметить психическое состояние запуганных рядовых немцев и методы воздействия на них фашистской пропаганды. Взрослые старались не опоздать, а опередить друг друга выкриком «Хайль Гитлер», заменившим приветствие. В переполненных вагонах метро сразу же становилось просторно, едва там появлялся эсэсовец.

Нам рассказывали о том, как в течение двух недель в стране была ликвидирована спекуляция, вспыхнувшая с введением карточек после объявления войны Англии и Франции. Эсэсовцы пунктуально посещали места возможных мелких спекуляций и пристреливали на глазах сотен людей любого, кто, по их мнению, занимался спекуляцией, причем убитого запрещалось убирать в течение нескольких суток.

Разъезжая по Германии, мы ни разу не ели мяса и рыбы во время обедов, которыми нас угощали руководители предприятий. В столовых нас любезно предупреждали: «У нас сегодня не мясной день, скушайте еще тарелочку супа».

Работники торгпредства пояснили нам, что за прошедшие четверть века население Германии жило, образно говоря, с подтянутыми поясами: Первая мировая война и блокада Германии странами Антанты, поражение Германии и уплата контрибуций, приход Гитлера к власти, односторонняя ликвидация репараций, наконец, вторая война - скудные продовольственные карточки, ордера на все промтовары. Жесткое продовольственное обеспечение немецкого народа на фоне пропаганды о высшем расовом совершенстве «северного германца», призванного быть властелином неполноценных наций, создавало благоприятную обстановку, в которой призывы к порабощению других стран и захвату их ресурсов находили отклик у значительной части населения и способствовали слепому подчинению фюреру».

Познакомьтесь с «Бисмарком»

По межправительственному соглашению Германия обязывалась продемонстрировать советским представителям достижения и новейшие разработки в области своих военно-морских сил. А посмотреть, вне сомнений, было на что. Немецкая судостроительная промышленность переживала настоящий бум. Последний объяснялся интенсивными приготовлениями к масштабной войне в Мировом океане.

Программа визита предусматривала посещение советскими специалистами крупнейших предприятий в Берлине, Дюссельдорфе, Дуйсбурге, Мангейме, а также в таких известных морских центрах Германии, как Киль, Бремен и Гамбург. Немцы показали свои новейшие корабли, и какие корабли! Линкоры «Бисмарк» и «Шарнхорст», авианосец «Граф Цеппелин», крейсеры «Адмирал Хиппер», «Принц Ойген», «Блюхер», «Лютцов», «Зейдлиц», эсминцы класса «Антон Шмидт»…

Из Киля на «Хиппере» советские специалисты даже вышли в море, на стрельбы. Мишенью служил старый линейный корабль «Гессен», управлявшийся в автоматическом режиме… по радио! Крейсер стрелял главным калибром, но снарядами-болванками, при этом высокая скорострельность достигалась не за счет автоматических систем, а благодаря высокой выучке матросов. Вообще, как упоминают члены той советской делегации конструктор В.А.Никитин и подполковник В.В.Ногин, признаки усиленной боевой подготовки немецкого флота можно было наблюдать везде, а С.А.Боголюбов характеризует обучение личного состава немецких кораблей как «яростное».

Особое впечатление оставил новейший базовый минный тральщик немцев, на котором были установлены так называемые крыльчатые движители Фойт-Шнайдера. По словам того же С.А.Боголюбова, он «забирался в такую щель, из которой непросто было выбраться и задним ходом; тральщик же, раскинув вокруг себя пену, развернулся и вышел из тупиковой узкости». Этот корабль обладал невероятной маневренностью: мог ходить лагом, делать повороты вокруг своей кормы, «на пятке», вокруг форштевня и миделя, что невозможно на винтовом судне.

Из Киля делегация отправилась в Гамбург, на судостроительный завод «Блом унд Фосс» - крупнейший в Германии. Здесь строили корабль-гигант - линкор «Бисмарк» с артиллерией калибра 381мм. В Бремене на верфи «Дешимаг» уже готовились к спуску на воду тяжелые крейсеры «Зейдлиц» и «Лютцов». Их немцы тоже показали нашим специалистам.

И еще - именно в Бремене советским морякам и корабелам был представлен офицер действующего флота Германии, ставший настоящей легендой всего немецкого подплава, - Гюнтер Прин.

Легендарный командир U-47

Произошло это на верфи «Дешимаг», куда подлодка U-47 вернулась после очередного боевого похода. 14 октября 1939 года эта субмарина проникла на внутренний рейд тщательно охраняемой британской базы Скапа-Флоу и потопила здесь английский линкор «Ройял Оук». Это была первая крупная потеря Великобритании в начавшейся Второй мировой войне - погибли 833 моряка. Немецкой же лодке удалось так же скрытно покинуть акваторию британской базы и уйти от преследования. По возвращении в Вильгельмсхафен ее экипаж был встречен с особыми почестями, каждому из подводников U-47 вручили Железный крест, затем всю команду самолетом доставили в Берлин, где они прошли парадом по улицам столицы. Там же, в Берлине, их командира Гюнтера Прина лично принял Гитлер и вручил ему высшую награду, - Рыцарский крест.

В немецком подплаве Прин был известен под кличкой Кашалот Скапа-Флоу и до конца Второй мировой оставался идолом для многих морских офицеров Германии. «Я получаю больше удовольствия от учений на хорошем конвое, чем от любого отпуска на берегу», - как-то заметил Прин. Вспыльчивый и не склонный к сентиментальности, он тем не менее брал с собой в каждый боевой поход шарф жены и хранил в своем сейфе трогательные письма от детей-школьников… Однако, судя по воспоминаниям наших соотечественников, этот немецкий подводник и противоречивый человек не произвел на них особого впечатления.

Секреты строго по списку

Как ни покажется странным, немцы действительно обеспечили советским специалистам свободный доступ на свои верфи и корабли. Одни объясняли это тем, что, демонстрируя мощь и совершенство своей военной техники, фашисты якобы «хотели запугать СССР». Однако другие, а в их числе и С.А.Боголюбов, полагали, что это не так. Немцы знакомили советских кораблестроителей только с тем, что было заявлено ими в заранее согласованной программе, а сверх того не проявляли инициативы. По мнению Сергея Александровича, «немецкая дипломатия была заинтересована в использовании советского рынка и в получении из Советского Союза необходимого сырья». Примерно такой же точки зрения придерживался и руководитель делегации И.Ф.Тевосян.

Командиры, как правило, получая команды «сверху», и в самом деле демонстрировали свои корабли, что называется, от киля и до клотика, здесь сказывались присущие немцам исполнительность и дисциплина. Но в воспоминаниях встречаются несколько моментов, когда ознакомление с германской военной техникой проходило лишь после определенного «нажима». Так, в Центральном техническом бюро ВМС Германии их специалисты пытались ограничить доступ к определенной документации под различными предлогами, вроде тех, что «сейчас нужного человека нет на месте» или же «этот чертеж уже кем-то взят». В этих случаях безотказно действовала своеобразная система «согласований»: об отказе сообщалось И.Ф.Тевосяну, он вносил свой протест фон Риттеру, а тот уже звонил адмиралу Редеру. На следующий день и нужный человек, и чертеж «находились», но через пару дней история с надуманными отказами повторялась.

И все же, а это отмечают все, кто оставил нам свои записи, увиденное позволило нашим специалистам реально оценить масштабы и возможности немецких специалистов. Правда, восторгаясь достижениями Германии, публичные выводы советские представители порой делали едва ли не противоположные, мол, в нашем кораблестроении дела обстоят ничуть не хуже. Думается, здесь сказались известные опасения людей того сложного времени - быть обвиненными в космополитизме. И хотя мысль позаимствовать передовой немецкий опыт звучала-таки между строк, реализовать увиденное советские корабелы так и не смогли - до начала Великой Отечественной оставалось слишком мало времени.

Халява, мой генерал!

В напряженном графике работы делегации хотя и редко, но бывали выходные. Обычно это случалось во время официальных приемов во дворце Кайзергоф и в нашем посольстве. Как правило, все они сопровождались банкетами. При этом наших всякий раз поражала педантичность обстановки и скупость немецкого угощения: «сиротливые бутылки сухого рейнского вина», «листочки мяса», «микроскопические булочки», рюмки, напоминающие наперстки, сервировка с огромным количеством ложек, вилок и ножей. Но более всего удивляли русских гостей… ресторанные счета, которые немцы присылали затем для оплаты в наше торгпредство.

Во время «ответных банкетов» русской стороны, напротив, столы ломились от жареных поросят, заливных осетров, телячьих колбас, тресковой печени, отварных цыплят и тому подобных деликатесов. По свидетельству С.А.Боголюбова, все это «приводило гостей в шоковое состояние». К слову, именно во время одного из застолий в советском посольстве Сергею Александровичу довелось обедать в компании с Германом Герингом, который оказался завзятым чревоугодником и «уплетал неимоверное количество еды». Не отставали от него и другие высшие фашистские чины, любившие, как сейчас говорят, «покушать на халяву»…

И, конечно, в такие разгульные вечера мало кто предполагал, что всего через год с небольшим эти, сидящие за шумным и хлебосольным столом, люди окажутся по разные стороны самой трагической битвы народов. Впрочем, история прошлого столетия полна и других удивительных коллизий.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Как слетелись туристы на Солзу  |  «Выбору» от «Выбора»  |  «Беломорец» поскользнулся  |  Пролетели наши парни из «Севмаша»  |  Курсом Ченслера  |
Происшествия   Извозчик, гони… «бабки»!  |  Жертвователям и жертвам - отказать!  |
Экономика   Амурский завод без перспектив  |  Найдется ли инвестор для леспромхоза  |  Денег бюджетникам не хватает  |
Политика   Либеральничали дети у ЦУМа  |  Наше движение - флоту возрождение  |
Северодвинск   Информация с верфей  |  На морских широтах  |  Где твои корабли, Россия?!  |
Общество   Кандидатскую защитят в альма-матер  |  «Зайдем, бывало, к Эдельману...»  |  Закон и порядок по-российски  |  Военная одиссея Федора Рожина  |  За одним столом сидели...  |  Опасность с севера  |  Юристы бьют автопробегом по...  |  Поморские новости  |  Кровь поможет разгадать тайну  |  До Карелии теперь можно долететь  |  У всех на устах  |  Каравай- каравай, кого хочешь…  |  В кварталы по пешеходному  |  В 2003-м Северодвинску исполнится 65  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июнь 2002
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com