Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 27 мая 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Главное дело Петра Витта

Версия для печатиОтправить статью другу
За свою долгую историю Лайский Док породнился со всем Усть-Двиньем

В кают-компанию «Корабельной стороны» Зинаиду Петровну Сальникову мы пригласили не случайно. На этой неделе коллектив одного из старейших в Архангельской области предприятий - Лайского судоремонтного завода - отметит свое 95-летие, а Зинаида Петровна возглавляет работу по организации на предприятии небольшого музея. К тому же она родилась в поселке и проработала на заводе с первого своего трудового дня и по нынешний.

-Зинаида Петровна, не по общественному поручению, а, как говорится, сам Бог велел именно вам рассказывать о людях Лайского Дока. А первый-то мой вопрос будет о вашей семье, об отце - Шишкине Петре Петровиче. Он ведь человек известный, один из первых электросварщиков в судоремонте в нашей области.

- Вообще-то наша семья не местных корней, отец до войны жил в Кировской области. Его отец, мой дед, - из крестьян, из тех, кого называли середняками. Семья его попала под репрессии в самом начале тридцатых, когда шло массовое раскулачивание. И хотя отец в ту пору уже уехал в Архангельск, поступил на «Красную кузницу» подсобным рабочим и учился на электросварщика, его отдали под суд «за сокрытие социального происхождения», там приговорили к 5 годам, их он отбывал в Плесецком районе. После досрочного освобождения отец вернулся на «Красную кузницу».

Похожая судьба и у мамы - она окончила курсы поваров при Северном пароходстве, ходила на судах, но вскоре «органы вычислили», что ее дядя держал лавку в деревне, и заграничную визу ей закрыли. Мои родители поженились в 1936-м.

Отца, как редкого специалиста, часто командировали из Соломбалы в Лайский док. В конце концов он переехал сюда с семьей, здесь и остался на всю жизнь. Специалистом он был действительно редким, ведь на то время электросварку только-только начинали осваивать. Кстати, во время войны его звали работать на молотовский завод № 402, но он отказался. На пенсию отец ушел в 1961-м, будучи начальником корпусно-сварочного цеха.

У отца была трудная работа, но он ее никогда не чурался. На завод приходил к семи утра, чтоб всё до начала смены обойти, осмотреть. С детства помню, как возвращался домой усталый, ложился прямо на пол. Полежит немного, отдохнет, и уж пора вставать, идти на огород, или же по хозяйству работа ждала. Без подсобного хозяйства в нашем поселке не проживешь.

Но судьба нашей семьи в сравнении с историями других династий Лайского дока выглядит очень скромно. У семейств Телегиных, Семановых, Костиных, Дубровиных, Пустошных да и целого ряда других корни уходят очень глубоко. Там по три, а то и по четыре «колена» имеется. К тому же судьбы многих людей из разных династий за эти долгие годы много раз переплетались по жизни. Лишний раз убеждаешься в этом, когда работаешь с материалами для будущего музея.

- Наверняка основной костяк коллектива, да и основное население поселка, составили местные жители.

- Иначе не могло и быть. В самом начале прошлого века, когда еще только начинали рыть котлован будущего дока, людей набирали в ближайших деревнях и селах, например в Конецдворье, Шихарихе, Глинниках, Свинце, Рикасихе. Многие затем оставались жить «при заводе», и потому сегодня Лайский док связан родственными узами со всем Усть-Двиньем. Порой случается, что «родство» очень неожиданным образом обнаруживается. Вот и у Василия Николаевича Бойко, нашего директора, хотя сам он из Белоруссии, по линии его супруги есть дальние родственники из династии Скачковых, знаменитых корабельных плотников и столяров из деревни Прилук.

- Фамилия корабельных плотников Скачковых мне известна, они участники строительства экспедиционного судна «Персей». Кстати, немногие знают, что своим появлением этот первенец советского научно-исследовательского флота обязан именно корабелам Лайского дока. Какие-то новые «следы» в истории с «Персеем» вам удалось отыскать?

- Нет. С 1923 года, когда у нас «Персей» строился, прошло много времени, и, к сожалению, из поколения начала двадцатых в поселке уже никого не осталось, а потомки их, так уж случилось, разъехались по стране. Вообще, таких старожилов, которые бы застали довоенные события, в поселке, пожалуй, нет. В почтенном возрасте Августа Федоровна Кулак, она работала бухгалтером на заводе. Или вот Мария Никитична Дубровина, которая руководила профсоюзной организацией во время войны. Обе эти женщины, кстати, были первыми комсомолками в нашем коллективе. Из тружениц военных лет можно назвать еще Анфису Александровну Шелыгину, Ульяну Ивановну Кириллову, Лидию Андреевну Гмызину. Мужчин их поколения осталось меньше: Александр Васильевич Бугаев, Антон Сергеевич Боровиков, Герман Константинович Панфилов... Что тут скажешь, время берет свое, люди уходят.

- А еще глубже докопаться не пытались, по документам? Я имею в виду то, что было в окрестностях Лайского дока до 1907 года?

- Ничего не было, а точнее сказать - «бесплодная торфяная тундра», как характеризуется этот участок казенной земли в документе 1898 года. Вот его и выхлопотал в аренду для нужд Архангельской конторы товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства Петр Иванович Витт. Поначалу он замышлял устроить здесь зимовку судов Товарищества. Участок двинского берега в 40 тысяч квадратных саженей ему отдали на срок до 1915 года, а вскоре возникла идея построить здесь же эллинг для ремонта и док для осмотра подводной части судов. При этом Витту потребовались настойчивые усилия, чтобы убедить в экономической целесообразности нового предприятия и губернскую власть, и самого царя. Царь же 2 апреля 1899 года наконец «соизволил» передать в бесплатное пользование под устройство эллинга и дока участок земли сроком на 99 лет. Причем было оговорено, что по истечении этого времени все постройки и сооружения, возведенные здесь, будут переданы в казну, то есть государству, безо всякого вознаграждения за них Товариществу...

- Не всякий рискнул бы начать дело на таких кабальных условиях, а Витт решился. Что это был за человек?

- О нем известно немного: архангельский предприниматель, имевший собственный лесопильный завод в устье речки Шоля - это приток Лаи, один из руководителей Товарищества. Судя по всему, очень деятельный человек, в поисках подходящего места для будущего дока он лично изучил береговую линию в устье Северной Двины и остановил свой выбор на Лае. Он же и руководил его строительством. По тем временам это было крупное гидротехническое сооружение. К сожалению, это все, что нам известно о Витте.

- Любопытно, сколько всего директоров было в Лайском доке за эти 95 лет?

- Точно могу сказать - двенадцать. Первый из них - Петр Иванович Витт, о котором мы говорили, хотя правильно его должность называлась - директор-распорядитель. Дольше всего, двадцать два года, руководил предприятием Дмитрий Ильич Кокоянин, с 1935 по 1957 год.

- Эта фамилия тоже на слуху, в определенном смысле легендарная личность...

- Дмитрию Ильичу досталось, быть может, самое трудное время. Я имею в виду войну и последующий восстановительный период. В войну, к слову, на смену мужчинам, которые ушли на фронт, пришли женщины и подростки. Причем женщинам пришлось осваивать новые для себя профессии. Например, Л. В. Иванова стала кочегаром, а К. П. Баженова котельщиком. При заводе пришлось открыть ясли и детский садик, чтобы дать возможность женщинам уйти на производство. Всего же «промышленных рабочих, мужчин, женщин и подростков», как сказано в пояснительной записке директора Кокоянина к годовому отчету, на предприятии числилось 96 человек. И вот с таким коллективом док безостановочно выполнял ремонт судов и военных кораблей. Кстати, многие корабли приходили к нам из Молотовска, когда на заводе № 402 имелись проблемы с докованием.

Ну а в памяти многих Дмитрий Ильич Кокоянин остался как толковый и доступный руководитель, очень простой человек. Род его из вологодских крестьян. Мне однажды отец рассказывал, как зимой они «ездили» с Кокояниным в Архангельск на совещания. Запрягут лошадку и едут по реке, а снег глубокий, Кокоянину по-крестьянски лошадь жалко, они вылезут из саней и дальше до самого города пешком идут, а лошадка с санями следом плетется...

- Зинаида Петровна, четыре года назад я познакомился с краеведческим исследованием вашего коллеги Юрия Васильевича Быкова, как раз по истории Лайского дока. Это интересная, серьезная работа, и, к слову, единственная в своем роде. К сожалению, с Юрием Васильевичем мы не были знакомы, расскажите о нем.

- Он пришел к нам, окончив отделение судоремонта Архангельского морского техникума, еще в пятидесятые, работал начальником технического отдела, а вот идеей написать историю предприятия загорелся уже в достаточно зрелом возрасте. Над рукописью он работал несколько лет, поднимал архивы здесь и в Архангельске. Последние годы сильно болел, но начатое дело не бросал. Вообще, Юрий Васильевич был активным общественником, и в свое время организовывал в коллективе спортивные секции. Благодаря ему у нас регулярно проводились соревнования, даже была своя команда по гребле на шлюпках.

- Многим на зависть ваш небольшой коллектив действительно был известен своими спортивными достижениями. Помнится, в свое время меня поразил тот факт, что в Лайском доке имелась своя команда по... хоккею с шайбой, это когда не каждый крупный завод мог позволить себе такое.

- Знаете, хоккейная команда у нас и сейчас есть, правда, выступает она уже не от завода, а от Приморского района. Хоккейная коробка, как и прежде, действует, и с детьми здесь работает штатный тренер, а дети, скажу вам, не только из Лайского Дока, но приезжают заниматься из других поселков. Тут с благодарностью надо сказать о Льве Третьякове, который работал на заводе прорабом и на общественных началах начинал строить наш стадион, создавать местную команду, о которой вы вспомнили...

Вообще, я то время часто вспоминаю, и вспоминаю как лучшие годы. Люди в поселке жили будто одной и дружной семьей, ничего не делили, были терпимее, добрее относились друг к другу. После работы - все в клуб, там отдыхали, была художественная самодеятельность, на «Голубые огоньки» собирался весь поселок. Возможно, кому-то и покажется смешным, но мужики так говорили: трешник все равно без пользы пропьем, так лучше уж сходить в клуб.

А какая у нас дружная комсомольская организация была! На субботники выходили все, никого не призывали, не подгоняли, хотя ведь у многих из нас уже были дети, у меня самой двое. Или вот - идет комсомольское собрание, в одной комнате - мы, а в соседней - наши дети, с ними по поручению собрания занимается кто-нибудь из взрослых. Мне кажется, наша молодость прошла интереснее, чем у наших детей. Сейчас у них одни проблемы: где найти работу? как заработать? А ведь что-то должно быть и для души...

- Зинаида Петровна, меня заинтересовал докмейстерский журнал вашего завода. Я изучал его, очень интересный документ. Период, о котором вы вспоминали, действительно являлся «золотым временем» для вашего завода: от ледохода до ледостава корабли и суда становились в док один за другим.

- Действительно, такой документ может о многом рассказать, и о том, как развивалось предприятие, в частности... В первую навигацию на Лае было «отдоковано» 11 судов, во вторую - 27, дальше - больше, а в пятидесятые годы и в начале шестидесятых к нам уже приходило по 60 судов за навигацию, у причалов завода «зимовало» по 19 кораблей. Мы ведь не только ремонтировали суда и плавсредства, у нас они проходили обязательные плановые освидетельствования Регистра. Поэтому, пока был в Архангельске и его окрестностях многочисленный флот, без работы мы не оставались. Сегодня же, как и многие предприятия отрасли, коллектив наш в новых экономических условиях борется «за свое место под солнцем».

- Если верить докмейстерскому журналу, экспедиционное судно «Алексей Марышев», которое первым вошло в Лайский док в эту навигацию, в обобщенном списке за 95 лет стало 3676-м. До «круглого юбилея», конечно, далеко, но все же я пожелаю, чтобы цифры 4000 ваш коллектив достиг как можно скорее. Иными словами, чтобы док никогда не пустовал и у людей всегда была бы работа.

- Спасибо.

Беседовал Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Первое очко «Севмаша»  |
Происшествия   Не стреляйте белых лебедей  |
Экономика   Энергетики требуют платить за свои услуги деньгами  |
Мир   На морских широтах  |  Авария «Дельфина»  |  Русский эсминец ударит по Пакистану?  |  «Титанику» далеко до «Freedom Ship»  |  Заветное число успеха - 636  |
Северодвинск   Завеса военпреда Кагана  |  Оставили немцы нам «Красный Октябрь»  |  Главное дело Петра Витта  |  Подружились с «Адмиралом»  |  На Двине нет хода без парохода  |  Буксир «Поморье» послужит Поморью  |  Лайскому доку - 95!  |  «Агиней» готовят на воду  |  В регион пришел серьезный партнер  |
Россия   Причалы опустели - моряки, при деле  |
Общество   В помощь абитуриенту  |  Спустя полвека  |  Политиков не тянут за язык  |  Поморские НОВОСТИ  |  Центр деловых дам  |  Прибавка к стипендии  |  Когда уйдем со школьного двора  |  Презентация в Москве  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2002
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com