Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 апреля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Долгая командировка на войну

Версия для печатиОтправить статью другу
Для северодвинца Николая Шелыгина она длилась почти четыре года

Сегодня Николай Филиппович - заслуженный ветеран СПО «Арктика». На этом предприятии он отработал с первого дня его образования и по 1 марта 1976 года, когда ушел на заслуженный отдых. А до того момента, когда в его трудовой книжке появилась запись о приеме в молотовский ЭМП (предтеча нынешней «Арктики»), трудовая биография его, впрочем, как и жизнь складывалась на редкость удивительно, и право же стоит о ней рассказать.

1936-м он поступил в ФЗУ, учился на электромонтера, практику проходил на известном заводе «Красное Сормово», работал не только на речных судах и плавсредствах, но и на подводных лодках, которые строили тогда горьковчане. В июне 1938-го его, работника Верхневолжского монтажно-производственного предприятия Электромортреста откомандировали за тридевять земель - на судостроительный завод в Сретенск, что в Читинской области. Пожалуй, с этого и началась своеобразная кочевая жизнь волгаря Николая Шелыгина, в которой нашлось место многим известным людям и событиям, в том числе и его очень долгой командировке на... войну.

«Крещение» на Балтике

Впрочем, войн на его судьбу выпало две, и первой была та «незнаменитая», финская. Ее он встретил в Кронштадте, будучи в очередной командировке. Сормовичи передавали здесь балтийцам свои новые подлодки. Сначала тащили их в доках вверх по Волге, потом по рекам и озерам, соединенных каналами проводили к Свирским и Ладожским шлюзам. Промежуточным пунктом был ленинградский Судомех. Здесь те лодки, что имели собственный ход, долго не задерживались и следовали в Кронштадт, остальных оставались, чтобы их смогли, как говорится, «довести до ума», при этом, специалистам Электромортреста поручалась вся электрическая часть подводных кораблей, от освещения до силовых систем.

В памятный день 30 ноября тридцать девятого Николаю Шелыгину выпало дежурство на лодке по своему «электрическому» заведованию. Финскую компанию, как вспоминает Николай Филиппович, наши начали, будто по расписанию: в 8 утра, едва прогудел заводской гудок, Балтийские форты открыли артиллерийский огонь по финским позициям. Сыграли тревогу и в Кронштадте. Часть лодок отправилась в море, некоторые имевшие ход, двинулись в Ленинград, а его лодку пришлось отвести буксиром обратно на Судомех. На переходе, к счастью, все обошлось, их никто не атаковал, но все равно можно сказать, что свое боевое крещение горьковский корабельный электромонтер Николай Шелыгин получил в экипаже балтийской «малютки». И, конечно, не знал он тогда, что очередной «военный поворот» в его судьбе будет так же связан с горьковскими подлодками, но уже на далеком Севере.

Приказ: «консервировать лодки»

С первых же дней Великой Отечественной завод «Красное Сормово» перестроился на военный лад. Первое, что пришлось сделать корабелам, так это «законсервировать» те подлодки, что находились на тот час в производстве. До лодок тогда еще не дошел черед. Особая нужда была в танках, и несколько цехов переоборудовали под их производство, в том числе тот, где работали специалисты Электромортреста. Последних же стали бросать в прорывы туда, где более всего требовала обстановка. Потому довелось Николаю Шелыгину ставить «катюши» на танкетки и бронепоезд, а с весны 1942-го работать в Зеленодольске на строительстве большого охотника и двух бронекатеров. Правда, вскоре работы здесь не стало, и электромонтеры засобирались обратно в Горький.

В тот год была возможность оказаться и в Молотовске, куда с разбитым полубаком прибыл на ремонт эсминец «Громкий». Завод № 402 срочно затребовал специалистов по сращиванию кабелей. В командировочном удостоверении Николая Шелыгина появилось предписание - сразу же после окончания курсов вулканизаторщиков в Москве прибыть в Молотовск. Курсы он прошел, но в город, в котором ему впоследствии выпало прожить большую часть своей жизни, тогда не попал: в случае с «Громким» его опередили другие. И все же на Север он отправился, несколькими месяцами спустя, при очень любопытных обстоятельствах и очень надолго, на всю оставшуюся войну.

Плыли «малютки» за паровозом

История того, как во время Великой Отечественной малые подлодки из Горького путешествовали на Северный флот по железной дороге, даже сегодня, по прошествии столь значительного времени, хранит в себе много любопытных и до конца невыясненных событий и обстоятельств. В свое время мне довелось плотно заниматься исследованием и этой темы, а Николай Филиппович оказался первым и непосредственным участником тех событий, который откликнулся на мои первые публикации.

Всего сормовичи отправили Северному флоту по железной дороге 8 «малюток», как раз из числа тех, что к началу войны находились в производстве и затем временно были законсервированы. Их черед пришел в сорок втором. Шесть подлодок тогда несколькими эшелонами прибыли на завод № 402, а еще две, «свернув» на станции Обозерская, покатились в Мурманск. Так Николаю Шелыгину, который курировал электромонтажные работы на М-108, вновь не довелось увидеть Молотовска.

В путешествие на Север подлодки отправлялись на специальном транспортере из двух четырехосных тележек. При этом, использовались специальные крепления носовой и кормовой оконечностей «малютки», чтобы при прохождении составом дорожных поворотов она не сошла с платформы. На время пути с корабля выгружали аккумуляторы, якоря, другие тяжелые части, и снаряжение, демонтировали надстройку, орудие. Эшелон, куда входил транспортер и еще несколько вагонов сопровождения, старательно камуфлировали под состав, груженый лесом, тщательно охраняли на перегонах и старались не задерживать на станциях. Весь путь из Горького до Мурманска занял 10 суток.

В Мурманске М-108 «выгрузили» на местной верфи Наркомата рыбной промышленности и перевели на флотский судоремонтный завод. Началась подготовка лодки для сдачи морякам, что-то наподобие испытаний, хотя о полной их программе тогда не могло быть и речи. Николай Шелыгин входил, если можно сказать, в сдаточную команду. Они ходили в Кольском заливе, при изобилии бухт, выбирали ту, где можно было бы провести штатные маневры.

С той поры остался в его памяти старший необычного сормовского эшелона, известный североморский подводник капитан-лейтенант Георгий Данилович Коваленко, многие моряки из экипажа М-108, собранные в основном из дальневосточных краснофлотцев, и командир их старший лейтенант И.И.Юдович, погибший со всем экипажем вскоре после передачи лодки флоту.

А Николая Шелыгина война задержала в «мурманской командировке» вплоть до сорок шестого года. Работал он все это время во фронтовой полосе: на артиллерийских батареях полуострова Рыбачий, на зарядной станции в Ваенге, на кораблях Северного флота, в Лиинахамари и на Соловках. В Горький он вернулся только весной 1946-го, явился в управление своего предприятия, где его, можно сказать, потеряли на долгих и трудных четыре года, чтобы после отпуска... вновь отправиться на Север.

В Молотовск как на каторгу

Командировки в будущий Северодвинск горьковчане считали чем-то наподобие каторги, и ехали сюда очень неохотно. В будущем «городе юности» было особенно голодно, холодно, а еще процветало отчаянное воровство. Но ехать в тот раз пришлось - на заводе № 402 готовили к сдаче заказ 103 - эсминец «Осмотрительный». Это был первый крупный корабль послевоенного времени, начиналась известная производственная горячка, и людей бросали в прорыв отовсюду. Николай Шелыгин полагал, что уж эта его командировка в Молотовск длительной не будет, но ошибся. Сложилось все одно к другому: жену из Горького командировали сюда же, работа срочнее срочного нашлась - на этот раз на капитальном ремонте «Гремящего», а затем и вопрос с жильем решился так, как в Горьком долго бы не решался. Он остался, и не был единственным из волгарей, кто поступил так же.

В1952-ом наряду со специалистами Мурманского и Архангельского цехов Связьмортреста, в состав новообразованного молотовского ЭМПа влились еще и откомандированные сюда монтажники Верхневолжского предприятия Электромортреста. Горьковчан оказалось немало, и они со временем определили в объединенном коллективе электромонтажников свою, как бы «волжскую диаспору». С Николаем Филипповичем мы вместе вспоминали наших общих знакомых и тех, кто был первым... Вячеслав Мохов, Валентин Машенькин, Николай Пегасин, Василий Соснин, Виктор Павлов, Потап Федотов, Виктор Требухин, Михаил Лютов... Вспомнили не всех, конечно, а лишь некоторых из них, и тут же посетовали, что кое-кого уже нет с нами. А еще пожалели, что не каждый из тех, кто ушел, успел рассказать нам о своей судьбе, ведь им тоже выпал жребий разделить с Отечеством самые трудные дни.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Экономика   По труду ли расходы  |  Не разбежишься  |  Австрийцы расширят наше строительство  |  Оживает река  |
Мир   Морской штурмовик Америки  |  Тихие хитрости невидимки U-31  |
Северодвинск   Языком экспозиций  |  Так держать, электромонтажник!  |  «О тех, кого помню и люблю»  |  Звучали песни на «Бесстрашном»  |  Крейсер: в мае на воду  |  Рабочий юбилей Лайского Дока  |
Россия   Торосы ли виноваты?  |  Информация с верфей  |  Однажды в Таганроге  |
Общество   В минуту по окуню  |  Нашей «Родине» - 50  |  Долгая командировка на войну  |  Поморские НОВОСТИ  |  Звонят – откройте  |  Хозяйка чужого двора  |  Через неделю - в Котласе?  |  Ручей-синоптик  |  Лед тронулся  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com