Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 15 апреля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Наша «Арктика» начиналась в Арктике

Версия для печатиОтправить статью другу
А если быть точным - на Кольском полуострове, где работали специалисты будущего коллектива северодвинских электромонтажников

Поезд повез нас на Север

Работником мурманского монтажного бюро, которое было одним из прародителей СПО «Арктика», я стал после окончания ленинградского ФЗУ №26, где получил специальность радиомонтера 4-го разряда. Вместе со мной, нас было восемь выпускников, направленных на Север. Мои товарищи: Б.Шабалин, Б.Васильев, Б.Петренко, Б.Ястребов, А.Мордовин, В.Фирсов, И.Муха.

В Мурманск мы прибыли поздно вечером. К нашему общему удивлению, нас ждали и встретили. К вокзалу подали грузовую автомашину, которая доставила в общежитие на улице Новой. Еще одно приятное удивление состояло в том, что нас еще ожидал и горячий ужин: суп, отварная картошка с огурцом и чай. Напомню: время тогда было голодное, действовала карточная система, поэтому такая забота о нас, выпускниках ФЗУ, очень тронула.

На следующий день мы познакомились с начальником бюро Иваном Александровичем Ефимовым и начальником участка Дмитрием Петровичем Дунаевым. Они рассказали, какую работу нам предстоит выполнять, познакомили с ее условиями, а также со структурой предприятия.

Несколько слов о том, что представляло из себя мурманское бюро и чем оно занималось на то время. Начальником, как я уже говорил, был Иван Александрович Ефимов, главным инженером - З.И.Либерман, бухгалтерией руководил Пономарев (имя и отчество некоторых людей, к сожалению, уже не вспомню), у него в подчинении были еще четыре бухгалтера, в том числе З.Землянская и М.Фомина. Отдел кадров возглавляла Т.В.Варваринская, которая занималась еще и вопросами 1-го отдела. Нормированием труда ведал Н.И.Призенцов, очень хороший специалист, просто виртуоз своего дела. Еще помню начальника отдела материально-технического снабжения по фамилии Крылова, которую затем сменил И.В.Таланов. В целом это был, если так можно сказать, управленческий аппарат.

Еще такая деталь: в транспортном хозяйстве бюро имелись всего две автомашины - одна марки ЗИС-5 (водитель В.Васильев) и полуторка ГАЗ (водитель В.Жучков), а также... лошадь серой масти и телега.

Из производственных подразделений существовало два участка - мурманский и архангельский, которые в разное время именовались то район, то отделение, то участок, то цех. Мурманский обслуживал все базы и береговые объекты Северного флота, располагавшиеся от границ Норвегии и до селения Поной на побережье Кольского полуострова. Архангельский участок обслуживал и Молотовск (завод № 402), а также базы, корабли, суда и береговые объекты на побережье Белого моря, включая острова Моржовец и Мудьюг, а также часть населенных пунктов на Кольском полуострове. А вот объекты на побережье Северного Ледовитого океана участками мурманского бюро обслуживались попеременно, вероятно, с учетом загруженности производства.

Предприятие существовало и до войны, а в период Великой Отечественной его коллектив за успешное выполнение заданий даже наградили Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. После войны наряду с перевооружением кораблей Северного флота бюро занималось монтажом береговых радиоцентров, станций радиолокационного наблюдения на Кольском полуострове, на побережье и островах Баренцева и Белого морей, и даже в Подмосковье. В 1948-м коллектив бюро наградили Красным знаменем ВЦСПС и Красным знаменем Связьмортреста.

Первые командировка и премия

Мы оформили документы и получили денежный аванс, продуктовые карточки. Каждому из нас выдали спецодежду - фуфайку, комбинезон, ботинки, на третий или четвертый день в Мурманске получили паспорта с пропиской, командировочные удостоверения и пропуска в пограничную зону и только после этого отправились в первую командировку - на один из крупнейших радиоцентров Северного флота. Назывался он «Кортик» и располагался недалеко от Ваенги (Североморска). Здесь предстояло выполнить работы по монтажу антенных полей, установке и оснащению 30-метровых мачт. Тут же пришлось пройти обучение такелажному делу - как вплетать в стальные тросы изоляторы, коуши и так далее. Руководил этими работами А.С.Гилевич, а бригадиром был А.Узиков. Он-то и объяснил нам, что времени «на раскачку» нет, потому что поджимают сроки. Поэтому работали мы, что называется, в темпе. За полтора месяца установили более 10 мачт, подняли антенны, смонтировали фидерные линии антенных полей.

В этой же командировке я узнал, что такое паек солдата. По прибытии на место нас «поставили на питание» в местной воинской части. И хотя трехразовое питание здесь предполагало завтрак, обед и ужин, за которыми, к слову, все съедалось, чувство голода мы все же испытывали постоянно.

Мы вернулись в Мурманск, и я поступил в распоряжение мастера П.Г.Носова. Павел Григорьевич был участником Великой Отечественной, прослужил радистом во флоте более 8 лет, в том числе и на знаменитом эсминце «Урицкий». Не только профессиональными, но и многими своими человеческими качествами он служил нам, молодым ребятам, примером. Под его руководством мне довелось работать на многих действующих кораблях Северного флота и гражданских судах. Этот период запомнился мне как время очень интересной и желанной работы, а она нашлась и на известных ледоколах - «Сибирякове», «Северном ветре», «Иосифе Сталине» и даже на «Ермаке», который проходил ремонт в доке Росты.

В ноябре 1948 года на торжественном собрании в честь годовщины Октябрьской революции мне, тогда еще начинающему радиомонтеру, в числе опытных и старейших работников Мурманского монтажного бюро вручили денежную премию. Для меня это стало полной неожиданностью. Даже сегодня я помню размер самой первой в своей жизни премии - 385 рублей, по тем временам сумма огромная.

По месту базирования

В начале 1949 года П.Г.Носова назначили на должность начальника участка, и дальше я уже работал под руководством других специалистов, в том числе мастеров Ю.Я.Воробьева, Н.Н.Головенкова, настройщиков Викторова, Б.Л.Кожуховского, В.Г.Галкина, А.Н.Матвеева, А.Никуленкова. Это были добросовестные труженики и порядочные люди. С ними мы участвовали в монтаже крупных наземных и подземных радиоцентров в Йоканьге (Гремиха) и в Подмосковье, на многих кораблях и судах, на подводных лодках и даже на самолетах. В последующем, так вышло, мне довелосьтрудиться вместе с ними и в Молотовске, куда всех нас перевели в 1950 году. А тогда на Севере нам пришлось работать не только по месту базирования кораблей и судов, на многих береговых объектах, но и в необжитых местах тундры.

Работа радиомонтажников на действующих кораблях и объектах Северного флота имела свои специфические особенности. Например, питались мы с личным составом, оплата же производилась из собственных средств. Самый дешевый паек, как помню, был в береговых частях, а дороже всех - у подводников. К слову, в одной из командировок мне довелось работать на прославленной «лунинской» подлодке К-21. Здесь мы меняли устаревшую гидроакустическую систему на более совершенную.

Запечатлелся и такой случай. Торпедные катера базировались тогда в Оленьей губе, здесь их стояло несколько дивизионов. Катера были отечественной и немецкой постройки, трофейные. По вооружению они были примерно равнозначны, но на немецких, в отличие от наших, размещались трубные торпедные аппараты. Что было очень удивительно, отдельными катерами, занимая офицерскую должность, командовали старшины.

Вот на этих катерах мы, специалисты мурманского монтажного бюро, вели установку радиолокационных станций английского производства. Были они небольшими, компактными. Для испытания станций на дальность обнаружения цели мы выходили в море вместе с экипажем. Как правило, никаких ЧП не было, но однажды, пока мы находились в полигоне, упал очень густой туман. В таких случаях катерам обычно предписывалось следовать на запасную базу, но тогда командир решил вернуться на основную базу, используя данные РЛС, которую мы испытывали. И, надо сказать, переход тот прошел успешно, а туман держался на море еще несколько дней.

В кольской тундре

Весной 1949 года нас, радиомонтажников, откомандировали на большой аэродром в Ваенге и поставили задачу - в кратчайшие сроки на всех типах самолетов установить станции распознавания «свой-чужой». К качеству этих работ предъявлялись очень высокие требования, и потому они велись под пристальным присмотром авиамехаников. Реактивных самолетов тогда еще не было, запомнились истребители «Аэрокобра» и торпедоносцы «Бостон», оставшиеся еще от союзников, но были и наши торпедоносцы - Илы.

А в конце лета меня вместе с монтажниками К.Коваленко, В.Белоусовым «забросили» на полуостров Святой Нос, где в годы войны располагался один из военных аэродромов. Нам предстояло смонтировать здесь радиостанцию и приводной радиомаяк. Работами руководил настройщик А.Никуленков.

К месту добрались на маленьком пароходике «Ястреб», прозванном моряками «кособоким» за его постоянный крен, с которым он ходил. Нас встретил «личный состав» аэродрома - всего пять человек военных (один офицер и четыре рядовых), а также огромная овчарка, вид которой внушал страх. Аэродромное хозяйство состояло из нескольких обветшалых бараков для рядового состава и обслуги, а также финских домиков для комсостава. Ну и, конечно, была взлетно-посадочная полоса, которая могла принимать тяжелые машины, она и места стоянки самолетов были «вымощены» металлическими пластинами-траками, которые соединялись между собой специальными штоками. Такое сборно-разборное покрытие поставлялось нам союзниками еще во время войны.

Окрестности, можно сказать, были необитаемы - тундра, множество болот, если и росло что, так только кустарник высотой не более полутора метров и огромное количество... грибов. И все бы ничего, но тут же встал вопрос питания. Суп и кашу мы могли сварить и сами, а вот с хлебом как? Ближайшее стойбище оленеводов находилось в 18 километрах, и мы обратились туда, но у них муки оказалось только на своих людей. Все же вопрос удалось решить, - раз в неделю мы стали получать свежий хлеб в пекарне ближайшего поселения Йоканьга. Тогда это была небольшая деревня с своим причалом, где жили в основном ссыльные, которые занимались рыбным промыслом.

Станцию мы смонтировали в срок, и новый 1950 год встретили уже в Полярном, где базировались подводные лодки. На них мы монтировали гидроакустические станции «Тамир». Руководили работами А.Н.Матвеев и Б.Л.Кожуховский. При этом жили мы в казармах вместе с личным составом кораблей.

А потом был Молотовск

В середине апреля нас очень неожиданно отозвали в Мурманск. Здесь я узнал, что по решению руководства меня с группой радиомонтажников направляют на постоянную работу в Молотовск. Приказ есть приказ, робкие возражения во внимание не брались. Со мной отправились на новое место работы Б.Шабалин, Б.Смирнов, В.Белоусов, И.Муха и К.Куксенков.

В город мы приехали 25 апреля 1950 года, рано утром. Было ясно солнечно. Что в первые часы запомнилось, так это деревянные дома и бараки, дороги, выложенные бревнами, дощатые тротуары, большое количество опилок и щепок кругом, и через каждые десять метров... «курилки» - специальные места для курения, оборудованные скамеечкой для сидения и бочкой с водой. И, конечно, запомнились болота, большие лужи, которые буквально кишели маленькими рыбками, которых местные называли «колючкой».

Встречал нас все тот же Дмитрий Петрович Дунаев, которого еще раньше тоже перевели в Молотовск для организации здесь самостоятельного производственного участка. Выяснилось, что в новом коллективе много «мурманчан» и «соломбальцев», которых откомандировали для той же цели, что и нас, были и люди из так называемого «местного набора». Все вместе эти первые специалисты стали костяком коллектива мурманского монтажного бюро Связьмортреста, который вел работы на строящихся заказах завода № 402. К слову, первым моим «заказом» в Молотовске стал эсминец «Ответственный». Позже бюро, наряду с другими подразделениями, стало одной из основ электромонтажного предприятия, которое сегодня называется СПО «Арктика».

Борис ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Поющий чиновник  |
Экономика   Надбавки и удавки  |  На пять копеек сыт не будешь  |  Мусоровозы не вышли на линию  |
Политика   Втык председателя  |
Мир   Информация с верфей  |  Янки займут Камрань  |
Северодвинск   Создано Морское собрание области  |  Заманчивые перспективы «АЛРОСЫ»  |  «Синдуратна» вышла на простор  |  «Гепард» как зеркало нищеты «обороки»  |  Первый в городе  |  Наша «Арктика» начиналась в Арктике  |
Россия   Все вымпелы вьются...  |  На океанские вахты XXI века  |
Общество   Секреты рыжих  |  Не будьте простофилей  |  Поморские НОВОСТИ  |  Дас ист фантастиш  |  У всех на устах  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com