Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 апреля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Адмиралтейство «Красной кузницы»

Версия для печатиОтправить статью другу
В конце 2002 года у судоремонтников Соломбалы круглая дата - 80 лет

В июне 1693 года царь Петр подписал Указ об учреждении «от Москвы по дорогам на ямах до Архангельского города и назад до Москвы почты», а спустя несколько дней скорый на подъем государь с немногочисленным окружением самолично проследовал на север по учрежденному им почтовому тракту.

Для царя и его свиты на Мосеевом острове была поставлена «светлица с сеньми». Но государь меньше всего думал об отдыхе в ней. Сразу же по прибытии в Архангельск Петр, одержимый идеей «прорубить окно в Европу», решает строить морской флот России и находит здесь, на поморском Севере, единомышленников и помощников. С той поры угорских корней название Соломбала навсегда и прочно вошло в словари понятий, связанных с историей Российского кораблестроения.

Много сказано о творениях мастеровых этой верфи, но мало кто знает, что корабли для военных российских моряков Соломбала стала строить не сразу, а лишь на пятнадцатом году своего основания, когда приспело время России уже силой оружия «прорубать окно в Европу». С началом Северной войны работы архангельским корабелам прибавилось, верфь развивалась стремительно, но как только закончились баталии, принесшие желанную победу, так наступило затишье. С 1721 года центр внешней торговли переместился в Петербург, и прежней нужды в Соломбальской верфи уже не было. К тому же в апреле 1722-го Петр издал указ, который существенно ограничивал возможности архангельских предпринимателей в сфере межгосударственной торговли, что пагубно сказалось исключительно на всей жизни Архангельского края.

Правда, «затишье» длилось недолго. Уже в 1733-м при участии нового капитана порта В.А.Мятлева и корабельного мастера Р.Козенца начался второй и более длительный период развития Соломбальских верфей. Именно этот временной отрезок историки часто называют «золотым веком» северного кораблестроения. Верфи с эллингами, мастерскими и складами были объединены в официальном статусе Архангельского адмиралтейства. Здесь творили великие мастера Курочкин, Ершов и Загуляев. Их талантом рождалась первая корабельная гвардия флота Российского. Почти 500 крупных и малых военных кораблей и еще несколько сот торговых судов сошли со стапелей Соломбалы, прежде чем наступил второй период упадка. Винтовой «Пересвет» стал последним судном той знаменитой эпохи. В двинскую воду он сошел летом 1860-го, а уже на следующий год адмиралтейство расформировали. Тогда же Соломбальскую округу в семь с половиной тысяч душ населения «присоединили» к остальному городу, и с этим событием Архангельск как бы начал терять в своем облике черты корабельной стороны. Город жил переработкой леса и сельскохозяйственной продукции, фабричным производством такелажа и утвари, кустарными ремеслами, но паруса на его водных створах появлялись все реже. На Белом и Баренцевом морях преобладал каботаж и традиционный поморский промысел.

В 1887-м на месте Соломбальской судоверфи появилось предприятие с названием, в котором звучал оптимизм - мастерские Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта. И действительно, мало-помалу, а работа порта стала улучшаться. Появились заказы на ремонт портовых и частных судов, кое-что корабелы строили своими силами. С переходом же от паруса на паровую тягу работы значительно прибавилось. Но особый толчок произошел с началом первой мировой, когда появились военные заказы. В апреле 1917-го мастерские были официально преобразованы в портовый ремонтный завод министерства торговли и промышленности.

А в декабре 1922 года этот завод, перешедший в ведение Комиссариата путей сообщения, получил статус государственного судоремонтного и еще одно, как бы «добавочное» название, которое наши предки дали в духе того, постреволюционного времени - «Красная кузница». Так что в конце нынешнего года у судоремонтников Соломбалы, как говорится, круглая дата - 80 лет.

В связи с этим событием несколько недель назад мы побывали на верфи. Нашим провожатым стал Владимир Яковлевич Лукин, архангельский корабел, большой знаток и ценитель истории, общественный организатор и хранитель заводского музея «Красной кузницы». С Владимиром Яковлевичем мы обошли территорию нынешнего судоремонтного предприятия, побывали на причале, откуда открывается широкая панорама Соломбальского и городского рейдов, прошагали там, где несколько веков назад извивалась неширокая протока, резавшая территорию первых государевых верфей. Сегодня протоки нет, как нет многого из того, что давало бы представление о кораблестроении петровских времен. Самое старое здание завода, а его наш провожатый также показал, - это часть кузнечного цеха, построенного в годы первой мировой войны. Вот у его стен и родилась мысль о том, что нашей «Корабельной стороне» в преддверии круглой даты есть повод рассказать о старейшей корабельной стороне России, о ее делах и людях.

Вот почему сегодня под рубрикой «По волне памяти» мы начинаем публикацию материалов, рассказывающих о «Красной кузнице» - прямой наследнице Соломбальских верфей и надеемся, что они будут интересны всем, кто неравнодушен к истории флота российского и сложной профессии корабела.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Паруса и солнце  |  Собачья честь Северодвинска  |
Культура   Рукотворный мир  |  Мороз и «звезды» - день чудесный  |
Происшествия   Весенний лед опасен  |
Экономика   «Адмирал Кузнецов» выйдет на Двину  |
Мир   На морских широтах  |
Северодвинск   Адмиралтейство «Красной кузницы»  |  «Звездочка» займется экранопланами?  |  Такому заводу экологи рады  |  «Танго» для Москвы  |  Уют для кают  |  На «Синдуратне» - ударные вахты  |
Россия   Арест «Изумруда»  |  Все вымпелы вьются...  |
Общество   Судный день курильщика  |  Товарищ Ленин стал котельщиком заочно  |  Гвардеец флота из Лайского Дока  |  Поморские НОВОСТИ  |  Не Шура ль пред нами?  |  Простые герои Андреева  |  Паломники в Куртяеве  |  Лет до ста вам расти без старости  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com