Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 марта 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 марта 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Антарктиды Зои Северовой

Версия для печатиОтправить статью другу
Северянке удивительной судьбы довелось четыре раза побывать на южной макушке планеты

Зою Ивановну Северову, по мнению ее сослуживцев, было бы правильней называть «Юговой» или «Антарктидиной». Потому как она была участником четырех антарктических экспедиций, одна из которых - кругосветная, вокруг Антарктиды. За ее плечами 17 лет работы на судах Северного морского пароходства, плавания по 25 морям, посещение 6 континентов, 20 государств, 30 портов мира.

Зоя Северова от рождения была привязана своей родословной к нашим суровым северным местам и к флоту. Ее отец и дед ходили на знаменитых «макарках», так что тяга к пароходам у нее, можно сказать, в крови. В тяжелом 43-м году юнга Северного морского пароходства Зоя впервые ступила на палубу судна. Было ей тогда 15 лет. Не раз случалось попадать под бомбежку. Но пароход «Мудьюг», где она была палубной ученицей, оказался для нее счастливым. Осталась жива. Видела, как горел на острове Шпицберген уголь, подожженный фашистами.

В 1949 году, когда отмечали 70-летие Сталина, Зоя находилась в Антверпене. Бельгийские коммунисты передали для вождя свои подарки. А одна девочка принесла для товарища Сталина щенка, американского спаниеля. Собачка жила в каюте капитана теплохода, а кормила ее Зоя. В Риге, куда прибыл теплоход, все подарки были переданы по назначению.

И все же самые яркие впечатления в жизни остались у Зои Северовой от антарктических экспедиций.

Первая Антарктида Зои

1957 год был особым для нашей науки. Тогда в наиболее труднодоступные районы к полюсам Земли по международной геофизической программе отправились несколько экспедиций под советским флагом. В составе второй антарктической экспедиции Зоя Северова впервые побывала в Антарктиде в качестве матроса-санитара.

Начало февраля на ледовом континенте - макушка лета. Дизель-электроход ледокольного типа «Лена» пришвартовался к ледяному барьеру в трех километрах от советской обсерватории «Мирный». Географическую группу экспедиции возглавлял известный ученый Константин Марков. Трюмы корабля были заполнены грузами для зимовщиков. Началась разгрузка. Стрела крана еле-еле доставала до края ледяного барьера, высота которого доходила до 15 метров. Кое-где виднелись трещины, с ледяного барьера торчали карнизы. На одном из них, нависшем над морем до двух метров, и начала работать бригада по разгрузке трюмов. Один за другим из «Мирного» подходили тракторы с волокушами, на которые и перегружалось привезенное оборудование.

Разгрузка подходила к концу. И вдруг все потрясает глухой гул. Прямо из-под самых ног рушится край барьера. Глыба льда на глазах разваливается. Вместе с отвалившейся частью барьера в воде оказываются девять полярников.

На самом краю барьера чудом уцелел один - тогда старший научный сотрудник Института географии АН СССР Владимир Бардин. Двое погибли сразу: гидрограф Николай Бургамский и курсант Евгений Зыков. Других, получивших травмы различной степени тяжести, удалось спасти. Место, где произошел обвал, стали называть барьером отважных. На карте Антарктиды появились имена Бургамского и Зыкова.

Вторая Антарктида Зои Северовой

Между тем в октябре этого же года на «пуп Земли» предстояло отправить третью комплексную антарктическую экспедицию. 1 ноября вышедший из Калининграда теплоход «Кооперация» взял курс к шестому континенту. На нем была и Зоя. «Кооперация» - сравнительно небольшое судно. Длина около ста, ширина - 14 метров. В качестве двигателей установлены два дизеля в 1400 лошадиных сил каждый. Максимальная скорость судна - 11 узлов. Теплоход построен в 1929 году на ленинградских судоверфях - тогда он был одним из самых современных по конструкции и регулярно курсировал на линии Ленинград-Гавр-Лондон.

После перелета Валерия Чкалова через Северный полюс «Кооперация» привезла в Советский Союз самолет Чкалова, во время Отечественной войны входила в состав Северного флота и служила базой для торпедных катеров. Усталый и потрепанный корабль прошел капитальный ремонт и вновь начал курсировать между портами Балтийского моря и Западной Европы. И вот после длительного спора - пригоден ли и достаточно ли мощен этот теплоход для плавания во льдах - он отправляется во второе плавание к шестому континенту.

Путь до пересечения с экватором «Кооперация» преодолела за 20 дней. По традиции, все пересекающие экватор должны пройти крестины. Вот как это происходило, по рассказам Зои Северовой.

На палубе появились удивительные рожи - все размалеванные, в масках. Заиграли церемониальный марш. Впереди всех шагал главный черт. На голове у него рога, на лице - сатанинское выражение. А следом за ним шествовал Нептун в красной царской мантии, усеянной звездами. Капитан обратился с приветственной речью к царю морей: пропустите, мол, через экватор, будет его величеству Нептуну водка. Тут Нептуну подали большой бокал, который он и осушил. О качестве водки он не сказал ничего худого, но протоколист прошипел, что руководство экспедиции слишком на всем экономит и даже везет с собой в Антарктиду бухгалтера. Сейчас мало кто знает, что раньше на судах была такая должность. На судне эту должность исполняла Зоя Северова.

Зазвучала мелодия «Калинки». Все черти пустились в пляс. А потом началось поголовное крещение. Черти врывались в толпу, хватали «жертву» за руки и за ноги, и бросали в бассейн. Выползавших на другой стороне бассейна встречала Морская дева, которая подносила каждому крещеному большую поварешку вина из бочки.

Вечером состоялся торжественный ужин с вином. Затем капитан выдал дипломы о прохождении экватора.

К «Мирному» «Кооперация» подошла по фарватеру «Оби». Самостоятельно пробить ледовый припай ей оказалось не под силу. Сразу же началась разгрузка. Когда трюмы опустели и грузы были доставлены на «Мирный», на борт поднялись отъезжавшие - участники второй научной экспедиции. Судно взяло курс на север. Первой гаванью на пути домой стал австралийский город Аделаида. Сюда вот-вот должна была прибыть английская королева-мать. В честь ее прибытия улицы были красочно расцвечены. Сопровождал королеву большой очень пестро наряженный эскорт. Все лошади белые и красивые, да и всадники им не уступали. На сверкающих киверах - султаны из перьев, в руках длинные пики. Все кавалеристы как на подбор - цветущие, солидные. В конную свиту королевы-матери, видимо, отбирали самых лучших богатых парней Аделаиды.

Очень удивились пассажиры с «Кооперации», когда на следующий день королева ездила по городу в открытом авто и без всякого сопровождения.

В Аделаиде живет очень много русских эмигрантов. Колония насчитывает около двадцати тысяч. Целыми семьями они собирались на пристани, чтобы поприветствовать бывших соотечественников.

Третья и четвертая экспедиции Зои Северовой

В те ледовые экспедиции Зоя отправляется на дизель-электроходе «Обь». Это судно ледового типа - родная сестра «Лены». Зоя Ивановна помнит, как «Обь» подошла к «Мирному», врубилась в припай. Сразу же начались тяжелые полусуточные вахты по разгрузке. Путь транспортировки до «Мирного» составлял около сорока километров. В это время налетел шторм. Прямо на глазах за кормой начал крошиться лед, и вот уже чистая вода окружила «Обь» со всех сторон. Запущены дизеля. Корабль медленно движется, разыскивая на обломках льдин оставленное имущество. Благодаря мужеству экипажа на борт были подняты самолеты, трактор и другие грузы. И все же один АН-2 ушел под воду. Его утащили на дно железные тракторные сани.

На корме судна предусмотрена площадка для вертолета. И в тот раз Зое удалось полетать над поселком зимовщиков, с высоты обозревать плавающие айсберги и видеть, как даже вдали от воды весь лед был усеян группами черно-белых пингвинов.

В последней своей, четвертой, экспедиции Зоя Северова прошла «кругосветку». «Обь» совершила научное плавание вокруг Антарктиды. Подошла к затерявшемуся в море Беллинсгаузена небольшому острову Петра Первого, открытому в 1821 году. Более ста лет этот остров никем не посещался. Дизель-электроход обошел вокруг острова. Обследование экспедицией на «Оби» района, прилегающего к острову, представляло тогда большой научный интерес.

В этих широтах корабль встретился с китобойной флотилией «Слава». Пассажиры «Оби» были удивлены и возмущены увиденным варварством: по бортам китобоя висели киты, выполняющие роль кранцев.

Если сложить все дни и месяцы, что провела Зоя Ивановна на шестом континенте, то получится отрезок времени длиною в год. На протяжении четырех лет у нее не было зимы. Зимы для нее проходили в Антарктиде, а там в это время лето.

Ей предлагали идти и в пятую экспедицию, но телеграмма с приглашением застала ее в роддоме. Сегодня Зоя Ивановна живет обычной размеренной жизнью пенсионера. Много читает, перечитывает книги об Антарктиде. Телевизор почти всегда переключает на канал «Культура».

На мой осторожный вопрос о здоровье, последовал обескураживающий ответ:

- В поликлинике не была двадцать лет.

И, смеясь, добавила: «Когда получаю приглашение на флюорографию, у меня почему-то начинает болеть живот и еще коленки. Поэтому я и не хожу...»

У Зои Ивановны множество фото. Наиболее интересные она передала в Музей Северного мореплавания. Передала туда же и замечательную картину «Созвездие Южного Креста», подаренную ей чешским астрономом Антони Маркосом. А из наград, которых у нее много, она ценит медаль Ушакова. Эту медаль почитают на флоте.

Александр Рыбников



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   «Водник» - чемпион!  |
Культура   Здесь был... брюхоногий  |  Япония стала нам ближе  |
Помогите!   Мамина надежда  |
Экономика   Что поступило в казну  |  В Госстрое рассмотрят проблемы жилищного комплекса  |
Северодвинск   Первые океанотехники  |  Секреты северных алмазов  |  Крепкий лед поставил проблему  |  Атомная Арктика  |
Россия   Информация с верфей  |  Не тонут лодки у причала?  |  Еще на плаву «Груша»  |  Нам бы, нам бы всем на дно  |  На морских широтах  |  Сегодня хоронят Андрея Дрюченко  |  Рубль работает на оборону плохо  |
Общество   Бестселлер наших дней  |  Флот требует прорастания в него  |  Поморские НОВОСТИ  |  Наши «Северные виражи»  |  Антарктиды Зои Северовой  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2002
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com