Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 21 января 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 21 января 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Корветы вместо крейсеров

Версия для печатиОтправить статью другу
Начав строительство новой серии кораблей, Россия отказывается от советской концепции развития военного флота

Декабрь 2001 года в грядущих исследованиях военно-морских историков наверняка будет назван вехой в развитии ВМФ России. Суть происходящего состоит в завершении «достроечной» эпохи и переходе к созданию нового флота, адаптированного к военно-политическим задачам и экономическим возможностям страны. Символ окончания постсоветской истории - передача в начале декабря ВМФ многоцелевой атомной подлодки «Гепард». Новый этап олицетворяет состоявшаяся 21 декабря закладка головного корвета проекта 20380.

Косвенно о значении этих двух мероприятий говорит участие в них высшего государственного руководства: президент Путин приехал на сдачу «Гепарда», премьер Касьянов - на закладку корвета.

События прошлого декабря уже вызывают полярные оценки. Одни называют начало строительства новой серии кораблей шагом в будущее, другие не могут смириться с тем, что создается отнюдь не океанский флот советских времен.

Следует, однако, признать, что осознание потребностей и возможностей ВМФ заняло довольно продолжительное время. В 90-х годах ставка была сделана на достройку кораблей, заложенных или спроектированных еще в СССР. Вошли в строй тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко», АПЛ «Курск», ряд других боевых единиц.

Однако за парадной шумихой, неизменно сопровождающей появление в составе флота новых кораблей, многие предпочитали не замечать, что их однотипные собратья списываются на металлолом, не выслужив и половины установленного срока.

Конкуренция

Лишь через 10 лет после развала СССР удалось выйти на более или менее реальные программы. Первой из них и стал корвет проекта 20380. Официально он называется «сторожевой многоцелевой корабль ближней морской зоны». Главкомат ВМФ, 1-й ЦНИИ ВМФ Минобороны России и ЦНИИ им. Крылова только приступили к обсуждению возможности перехода на общемировую систему классификации.

Первоначальные конкурсные предложения ВМФ предусматривали строительство 10 корветов, однако в беседе с корреспондентом «НВО» контр-адмирал Шлемов отметил, что до 2010 года флот сможет профинансировать 4-5 кораблей. В то же время и он, и его прямой начальник - главком Владимир Куроедов - заявляют о том, что серия будет большой, поскольку такие корветы нужны всем четырем флотам ВМФ и даже Каспийской флотилии. Адмирал флота Куроедов пообещал 21 декабря, что объем заказа только для «Северной верфи» составит 20 единиц. Рассматривается возможность строительства кораблей этого проекта на других ССЗ. Есть информация, что будет разработана модификация корвета для ФПС (косвенно об этом свидетельствует и присутствие на церемонии закладки 21 декабря Константина Тоцкого).

Головной корвет получил имя «Стерегущий». Первый миноносец с этим названием был построен в 1900-1902 годах и героически погиб в 1904 году в бою с превосходящими силами японской эскадры. Подвиг моряков его экипажа увековечен в памятнике, установленном в Санкт-Петербурге. Второй «Стерегущий» участвовал в Первой мировой войне, третий - затонул в сентябре 1941 года на рейде Кронштадта после атаки немецкой авиации (после войны поднят и вошел в состав Балтфлота). Последний корабль с этим названием - эсминец проекта 61 - вошел в состав флота в 1966 году.

«Стерегущий» XXI столетия планировалось сдать Балтийскому флоту в 2005-м, однако Владимир Куроедов пообещал сделать это в 2004 году. В сравнении с советскими временами такие сроки строительства выглядят очень долгими (только «Северная верфь» передавала заказчику 4-6 боевых кораблей ежегодно). Такую ситуацию военные объясняют неудовлетворительным финансированием.

Облик

С технической точки зрения корвет проекта 20380 - корабль принципиально нового типа в отечественном флоте. Главное состоит в том, что он является многоцелевым. Другая особенность нового корабля также продиктована экономическими соображениями. На первом этапе состав его оборудования выглядит консервативным - заказчик и конструкторы, наученные предшествующим «долгостроем», разместили на корвете лишь хорошо отработанные технические системы и вооружение относительно невысокой стоимости. Полный состав оружия неизвестен, однако ясно, что корвет получит новую

100-мм артустановку (опробованную на фрегатах для ВМС Индии), две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран», торпедные аппараты, способные также стрелять противолодочными ракетами, ракетно-артиллерийский зенитный комплекс «Каштан» и две автоматические 30-мм пушки АК-630.

Впервые на корабле такого водоизмещения удалось разместить ангар и площадку для вертолета Ка-27. Последний, как заявил корреспонденту «НВО» Александр Шляхтенко, сможет уничтожать торпедами подводные лодки во взаимодействии с системами корвета. Также отмечается, что для винтокрылой машины предусмотрен значительный запас топлива (до 20 тонн).

На «Стерегущем» нет новейшего оружия - ПКР «Яхонт», комплекса «Клаб», ЗРК «Полимент». Впоследствии на корабле появятся универсальные пусковые установки вертикального пуска для ПКР, а также зенитный комплекс коллективной обороны (последний позволит решить проблему относительно слабого противовоздушного вооружения первых вариантов проекта 20380). Как подчеркивают разработчики, «изюминка» корвета состоит в том, что такое переоснащение не потребует радикальных переделок конструкции благодаря изначально принятой модульной концепции вооружения.

Некоторый консерватизм заметен не только в сфере оружия. Так, на «Стерегущем» и для полного, и для экономического хода используются простые и надежные дизеля. В то же время на строящихся дизельных подлодках класса «Амур» впервые внедряется принцип электродвижения, который, если эксперимент окажется удачным, будет распространяться на надводные корабли.

Принципиальная особенность проекта 20380 состоит в том, что разнородные радиоэлектронные средства интегрированы в единую систему, использующую одинаковые автоматизированные рабочие места с разным программным обеспечением. Высокая степень автоматизации позволила существенно снизить численность экипажа (по неофициальным данным, она составит менее 100 человек). Это, в свою очередь, позволит реализовать новую концепцию обитаемости, которую впоследствии предполагается внедрить и на других кораблях.

У «Стерегущего» есть все шансы стать первым боевым кораблем ВМФ, в конструкции которого широко использованы технологии обеспечения малозаметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазоне. Это нашло свое отражение в конструкции надстройки, а также в широком использовании новых радиопоглощающих материалов (в частности, стеклопластика, углеродистых волокон, композитов).

Новые технологии, подчеркнул гендиректор «Северной верфи» Валерий Венков, позволяют решить еще одну сложнейшую проблему Российского флота - увеличить срок службы трубопроводных систем, которые, как показала практика, первыми выходят из строя в процессе эксплуатации.

Специалисты предрекают корветам проекта 20380 большое будущее. Однако нельзя не задать вопрос: почему для выработки реалистической технической политики ВМФ потребовалось более десяти лет? Ведь если бы ставка на реальные потребности (а не на борьбу с американскими авианосцами) была сделана своевременно, сегодня и Россия имела бы реально действующий флот, и судостроители выполняли бы экспортные заказы.

Сергей СОКУТ

«Независимое военное обозрение»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Быть или не быть?  |
Происшествия   Неделя киллера  |
Экономика   «Морская звезда» везет нам рыбу  |
Северодвинск   Двадцать лет спустя  |  Жизнь под оккупантами  |  «Дело Мамонтова»  |  «Звездочка» Александра Тихонова  |
Акции, проекты   После бала  |
Россия   Информация с верфей  |  Корветы вместо крейсеров  |  Наш «Мудьюг» бьется на Балтике  |  Эсминцы для Китая построит «Балтийский завод»  |
Общество   Святая ночь  |  Поморские новости  |  Северодвинск прощался с Лушиным  |  Заказчик шторм не любит  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com