Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 8 января 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 8 января 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Как одна шестеренка целый корабль держала

Версия для печатиОтправить статью другу
Был такой не часто вспоминаемый эпизод в истории нашего предприятия

Тогда в Северодвинске, а точнее сказать - еще в Молотовске, готовили к испытанию ядерного оружия корабли-мишени. Эти испытания намечали провести на Новой Земле. Правительство тогда обязало завод № 402 и наш ЭМП-8 (будущее СПО «Арктика». - Прим. редакции) в короткие сроки подготовить два эсминца и несколько подводных лодок, которым надлежало своим ходом дойти до заполярного полигона и стать там в точно назначенные точки. При этом все оборудование и системы этих кораблей должны были нормально функционировать и быть предъявлены личному составу, а навигационное оборудование - военной приемке.

И вот здесь, на одной из дизельных подлодок сормовской постройки, которую предполагалось использовать в качестве корабля-мишени, нас ждала крупная неприятность. При проверке лага выяснилось, что погрешность его показаний в несколько раз превышает допустимую. Прибор нуждался в регулировке. При разборке редуктора лага мы обнаружили поломку одной из ведомых шестеренок. Тогда обратились на завод-изготовитель, но выяснилось, что за прошедшие годы со времени выпуска прибора редуктор был модернизирован, и нужная нам шестеренка уже много лет никем и нигде не изготовлялась. Мы обратились в соответствующий отдел флота, но и там не помогли - в ЗИПах военных моряков имелись только новые шестеренки. На замену же редуктора уже не было времени. Тогда же, узнав о нашей проблеме, руководитель работ от судозавода, начальник 9-го отдела Н.К.Шипунов, у которого своих недоработок хватало, решил, что называется, «спрятать свои проблемы за нашу широкую спину». Из Москвы уже неслись в наш адрес предупреждения и угрозы. Никто не хотел слушать наши объяснения. И в этой критической обстановке выход был найден!

Главная заслуга в решении вопроса принадлежала человеку с неполным средним образованием, но имевшему золотые руки и светлую голову. Речь - о слесаре-механике участка спецтехники Геннадии Васильевиче Селиванове. В те годы он специализировался на стыковке волноводных трактов радиолокационного оборудования. Эта работа была связана с тонкой токарной подгонкой фланцевых соединений и их серебрением. Последнее требовало применения серебряного припоя и значительного количества спирта - ректификата коньячного разлива, в известном просторечии также называемого «шилом». При необходимости Геннадий выполнял также любую слесарную работу. При этом он отлично контактировал с персоналом заводских механических цехов.

После обнаружения сломанной шестеренки Геннадий вместе с контрагентом завода-изготовителя исчезли на сутки и объявились, когда я уже собирался их искать. У меня находился главный инженер Г.М.Абрамзон, когда Селиванов, заглянув в дверь, поманил меня пальцем. Я извинился перед начальством и вышел, чтобы отругать пропавших. Их вид, а главное - специфический запах, исходивший от сильно помятых фигур, не оставлял сомнений, что за напиток они употребляли в последние несколько часов. Но они меня опередили: «Можно сделать шестеренку. Нужно три литра «шила»... Я был тогда еще молодым, неопытным, только назначенным начальником, и потому растерялся, не зная, как поступить. К тому же такого количества ректификата у меня не было. Еще я опасался, что нас услышит Абрамзон. Пока я соображал, что к чему, лица моих собеседников напряглись и они перевели взгляды за мою спину. Оглянувшись, я увидел Абрамзона. Он слышал только часть нашего разговора, но сразу все понял. «Если сделаете к утру, дам 5 литров», - сказал он. Дальше разговор повел вмиг протрезвевший Селиванов: «Шестерню можно сделать за ночь. Но подгонка и регулировка редуктора потребует не менее двух дней, и, возможно, потребуется изготовление еще одной шестерни». Стоявший рядом контрагент был не в состоянии говорить и только утвердительно кивал головой. На вопрос Абрамзона, кто и где будет изготовлять шестерню, Селиванов ответил твердо: «Увольняйте. Не скажу». Пришлось главному инженеру согласиться. К тому времени он такого натерпелся от Шипунова, своего земляка по городу Николаеву, что был готов на все.

К утру, но через два дня после изготовления второй шестеренки и неоднократной разборки и сборки редуктора, замены смазки, лаг заработал нормально. Перед очередной проверкой на берегу, которая проводилась ежедневно, Абрамзон лично уговорил уполномоченного прислать военпреда к 8.00 на приемку лага. К 10 часам лаг был принят военной приемкой.

Шипунов уже собирался идти в заводоуправление для очередного доклада в Москву, когда Абрамзон сказал земляку: «Коля, сегодня я пойду разговаривать вместе с тобой. Мы сдали лаг». Обычно разговорчивый Шипунов тут потерял дар речи и, придя в себя, со специфическим южным произношением сказал: «Грыша, зачем тебе идти вместе со мной? Я готов отдуваться один». «Нет, Коля, - ответил Абрамзон, - ты сегодня доложишь в нашем присутствии, а я послушаю и, может быть, что-нибудь добавлю...»

Добавлять, правда, не пришлось, так как Шипунов по телефону заявил в нашем присутствии, что претензий к ЭМП-8 больше нет и что к концу недели «мишени» будут готовы. «Мишени» действительно оказались готовыми к походу, но только дней через двадцать - двадцать пять...

Когда происходили описываемые события, мы, конечно, не знали о предстоящих ядерных испытаниях, о них ходили только слухи. А я лично узнал о них от Абрамзона под большим секретом после того, как спросил, нужно ли согласовывать с военной приемкой замену тех заводских шестерен на «кустарные», то есть - изготовленные нами. «Не дрейфь, Илья, - сказал он, - эти корабли после испытаний будут списаны...»

На деле оказалось, что и списывать не пришлось. Корабли были уничтожены и затонули. Но тот, отремонтированный нами лаг, как и другие приборы и системы, работали на этих кораблях безотказно и, можно сказать, свою гибель встретили достойно.

Геннадия Васильевича Селиванова и других действующих лиц этой истории уже давно нет в живых, и пусть мой небольшой рассказ о той злополучной шестеренке, которая едва не сорвала сдачу корабля, послужит им памятью.

Илья БЕЛАКОВСКИЙ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Эх, дороги  |
Мир   Информация с верфей  |  «Курская» битва  |
Северодвинск   Житие Григория Махилева  |  Новаторы «Звездочки» снижают затраты  |  Как одна шестеренка целый корабль держала  |  Первый визит адмирала  |  Сквозь гряду торосов  |  У «Арктики» солидный юбилей  |
Россия   Адмирал - с волчьим билетом?  |
Общество   Звезды склоняют, но не обязывают  |  Стиль – административный  |  Двенадцать месяцев нового века  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com