Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 26 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 17 декабря 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Старт государственного значения

Версия для печатиОтправить статью другу
Событие это, имевшее огромное значение для всего отечественного ракетостроения, произошло в зимний день 21 декабря 1976 года. Ракета стартовала из-под воды, с борта атомного подводного ракетоносца К-140. Северодвинск к этому имел непосредственное отношение.

Во-первых, сам подводный крейсер был в свое время построен на стапелях Севмашпредприятия, где его знали, как «заказ 421» проекта 667А. Впоследствии корабелы «Звездочки» провели его модернизацию по проекту 667АМ и тем самым положили начало созданию самых мощных в мире твердотопливных межконтинентальных ракет Р-39. Забегая вперед, скажем, что оружие это создавалось специально для подводных крейсеров класса «Тайфун».

Предыстория событий такова: в июне 1971 года Совет Министров СССР принял постановление о создании нового ракетного комплекса и установке его на все атомные ракетоносцы проекта 667А в период планового капитального ремонта последних. Еще раньше был изучен опыт американцев, которые использовали в своих ракетах морского базирования твердое топливо. Наши жидкотопливные ракеты по ряду характеристик не уступали американским, но в эксплуатации оказывались более сложными. Разработку нового комплекса поручили заводу и КБ «Арсенал» под руководством конструктора П.А.Тюрина. Одновременно предлагалось значительно увеличить дальность и точность стрельбы по сравнению с комплексом Д-5, находившимся на вооружении, а также повысить безопасность и продолжительность хранения заправленных топливом ракет и сократить время их подготовки к старту. Все эти требования, к слову, были выполнены.

Установить новейший комплекс решили на подлодке К-140, поскольку именно этому кораблю из-за аварии на левом реакторе первому из серии аналогичных подлодок пришлось стать на капитальный ремонт. Произошло это 14 ноября 1971 года. На этот день ни проекта переоборудования лодки, ни самой твердотопливной ракеты еще не было. Над техническим проектом переоборудования К-140 работал коллектив ЛПМБ «Рубин» (главный конструктор О. Я. Марголин, его заместитель - Е. А. Горигледжан).

На стапель цеха №10 северодвинской «Звездочки» корабль стал 4 ноября 1972 года. Вспоминает бывший заместитель главного конструктора предприятия Б.И.Кантор: «После огромного объема демонтажных операций практически по всем отсекам развернулись и монтажные работы. По переоборудованию капитально переделывались 3, 4, и 5-й отсеки с практически полной перепланировкой помещений. Как сейчас помню: висят полумагистральные трассы с кабельными коробками, вырезанными из выгородок, точно лианы в джунглях, а кругом ведутся огневые работы по формированию новых помещений»...

А как было интересно послушать тех, кто непосредственно менял аварийный реактор! По-моему, в практике судоремонта это был единственный случай, когда в период ремонта менялся реактор и при этом не вырезался реакторный отсек, как это было на прежних заказах. И с этой сложной работой завод успешно справился. Нужно назвать имена ответственного сдатчика А. И. Тихонова, сдаточного механика И. Е. Воронина, ведущего конструктора Г. И. Зуева, ведущего технолога А. П. Мешкова, заместителя главного конструктора Ю. Ф. Меньшуткина, строителя по вооружению В. И. Лыскова, заместителя начальника цеха №40 М. В. Сюхина, мастера цеха №15 Н. Я. Калистратова и многих других.

Рассказывает бывший директор «Звездочки» А.Ф.Зрячев: «Хорошо помню очередное посещение завода и «заказа 421» Д.Ф.Устиновым и последующее совещание в конференц-зале Севмашпредприятия. Было около 4 часов утра. Так засветло заканчивались дотошные «разбирательства» Устинова с главными специалистами. О ходе переоборудования, о создании новой твердотопливной ракеты ему докладывали я и директор ленинградского завода «Арсенал» Е.И.Иванов. Когда Устинов убедился, что Иванов не принял необходимых мер по созданию очередного образца ракеты взамен сгоревшего на испытаниях, а это сдерживало продвижение технической готовности корабля, он сказал: «Запишите в решении - освободить Е. А. Иванова от занимаемой должности директора завода «Арсенал». Сурово он поступил, но справедливо. Нельзя было допускать расхлябанности. Шла гонка за превосходство».

В связи с тем, что длина и стартовая масса новой ракеты оказались больше, чем у жидкотопливной комплекса Д-5, в конструкцию лодки были внесены существенные изменения. Высота надстройки в районе ракетной палубы стала больше, была произведена частичная перепланировка в центральном посту, установлена новая аппаратура, количество ракетных шахт уменьшилось с 16 до 12, хотя после переоборудования подлодка стала нести на 4 ракеты меньше, это компенсировалось многими более высокими возможностями нового оружия.

Ракета очень много испытывалась на стендах, в том числе и на различного рода повреждения. ее даже сбрасывали с пятиметровой высоты, расстреливали из автоматического оружия, и никаких ЧП не происходило. Но как поведет она при реальном запуске с подлодки? «Готового ответа на этот вопрос не было, - вспоминает бывший строитель «заказа 421» А. И. Гришко,- поэтому накануне первого ракетного старта мы все сильно волновались. Конструкторы предупредили, что при старте возможен повышенный шум в отсеках лодки. Ответственный сдатчик А.И.Тихонов поручил мне на всякий случай принести из цеха противошумные наушники»...

Старт производили в Кандалакшском заливе Белого моря, с глубины 50 метров при скорости хода в 5 узлов. В тот памятный день у пульта управления ракетным комплексом были: главный конструктор П.А.Тюрин, командир К-140 капитан 2 ранга А. П. Головкин, ответственный сдатчик А.И.Тихонов и еще несколько человек, всех не помню, но знаю, что старпомом был В.М.Макеев, ныне - Герой России, командир морского полигона в Неноксе.

После команды «пуск» мы ощутили лишь легкий толчок и никакого шума - так легко покинула шахту ракета, вскоре поступило сообщение: «Есть попадание «в кол». Это был успех. Счастливы были все находившиеся в тот момент на борту!

Старт запомнил и бывший старший строитель 5-го отдела «Звездочки» Ю.М.Ерыкалов: «Я находился в составе группы обеспечения на борту буксира «Садко». Было около 7 часов утра. Низкая облачность. Мы наблюдали, всматриваясь в сумерки. Но вот вспыхнула сигнальная ракета, обозначившая местонахождение лодки под водой. А еще через 3-4 минуты на темной поверхности моря появилось ярко-белое пятно, которое быстро «расширялось». Еще несколько мгновений, и появилась в пламени ракета. На высоте около 30 метров она словно замерла, и тут, будто солнце, зажегся огромный светящийся шар! Это заработал маршевый двигатель первой ступени. До нас донесся гул двигателя, и сквозь нависшие над морем облака ракета с факелом устремилась ввысь. Зрелище незабываемое!».

Успешный старт ракеты в Кандалакшском заливе означал лишь окончание первого этапа государственных испытаний. В 1977 году после зимнего отстоя, докования и окончания монтажа оставшихся пусковых шахт ракетного комплекса Д-11 корабль был предъявлен ко второму этапу испытаний. Он завершился 26 декабря 1977 года. Нужно сказать, испытания проходили не всегда благополучно. Бывало, ракеты падали в море. Как отмечал Е. А. Горигледжан, причиной этих неудач являлся неправильный выбор жесткости амортизаторов ракеты, и, как следствие, разрушение ее. Лишь в 1979 году, после доработки, государственные испытания нового комплекса были завершены. На первую боевую службу ракетоносец К-140 вышел 14 сентября 1980 года.

Указом Президиума ВС СССР от 22 мая 1981 года группа специалистов, ученых, рабочих и военнослужащих, участвовавших в создании и испытании нового оружия, была удостоена государственных наград.

Однако решение о переоборудовании под новый комплекс остальных подлодок проекта 667А было отменено. «Заказ 421» так и остался единственным в своем роде. А в конце декабря 1990 года корабль вернулся на «Звездочку», но на сей раз уже для комплексной утилизации. О корабле, проложившем дорогу целому направлению в отечественном морском ракетостроении, теперь напоминают переданные экипажем К-140 в музей «Звездочки» закладная доска подлодки, ее тактический номер, рында, гюйс и несколько пультов от некогда грозного ракетного комплекса.

Александр БОБРЕЦОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Отблеск ушедшего века  |  Грудью проложим  |  Инжиниринг по-норвежски  |
Политика   Поморские новости  |  С днем рождения, мэр!  |  Юбилей договорами красен  |
Северодвинск   Полвека созидания  |  «Гепард» до места не дошел. Пока  |  Дальние походы, меткие стрельбы  |  Лайнеры на приколе  |  На морских широтах  |  У «Гепарда» прибавляется друзей  |  «Гепард»: прощай, Северодвинск  |
Россия   Старт государственного значения  |  За 40 дней до войны  |  Как повезло Сучкову  |  Трудная судьба авианосца  |  Спроектировано в «Малахите»  |
Общество   За тех, кто в пути!  |  4 суток под землей  |  Надо бы лампочку повесить...  |  Один голова - хорошо. А дуэтом лучше!  |  О тех, кто в море навечно  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2001
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com